Природа нашей планеты весьма многообразна и населена уникальными видами растений, животных, птиц и микроорганизмов. Все это многообразие тесно взаимосвязано между собой и позволяет нашей планете сохранять и поддерживать уникальный баланс между различными формами жизни.

Вконтакте

Воздействие человека на окружающий мир

С самых первых дней появления человека он начал воздействовать на окружающую среду. А с изобретением все новых и новых орудий труда человеческая цивилизация увеличила своё воздействие до поистине огромных масштабов. И в настоящее время перед человечеством возникли несколько важных вопросов: как человек влияет на природу? Какие действия человека наносят вред почве, дающей нам основные продукты питания? Каково влияние человека на атмосферу, которой мы дышим?

В настоящее время воздействие человека на окружающий его мир не просто способствует развитию нашей цивилизации, но и часто приводит к тому, что внешний вид планеты претерпевает значительные изменения: осушаются и пересыхают реки, вырубаются леса, на месте равнин появляются новые города и заводы, в угоду новым транспортным путям разрушаются горы.

Со стремительным увеличением населения Земли человечеству требуется всё больше и больше продовольствия, а со стремительным ростом технологий производства растут и производственные мощности нашей цивилизации, требующие всё новых и новых ресурсов для переработки и потребления, освоения всё новых и новых территорий.

Растут города, захватывая у природы все новые земли и вытесняя оттуда их естественных природных обитателей: растения и животных.

Это интересно: в грудной клетке?

Основные причины

Причинами негативного влияния человека на природу являются:

Все эти факторы оказывают существенное и порой необратимое влияние на окружающий нас мир. И все чаще и чаще перед человеком встаёт вопрос: а к каким последствиям приведёт в итоге такое влияние? Не превратим ли мы в итоге нашу планету в безводную пустыню, непригодную для существования? Как человек может свести к минимуму негативные последствия своего влияния на окружающий мир? Противоречивость воздействия людей на природную среду в наше время становится предметом обсуждения на международном уровне.

Негативные и противоречивые факторы

Помимо очевидного положительного влияния человека на окружающую природу, есть и существенные минусы такого взаимодействия:

  1. Уничтожение больших площадей лесов посредством их вырубки. Такое влияние связано, прежде всего, с развитием транспортной отрасли - человеку требуются все новые и новые автомагистрали. Кроме того, древесина активно используется в бумажной промышленности и иных отраслях производства.
  2. Широкое применение химических удобрений в сельском хозяйстве активно способствует быстрому загрязнению почвы.
  3. Широко развитая сеть промышленных производств своими выбросами вредных веществ в атмосферу и воду являются не только причиной загрязнения окружающей среды, но и способствуют гибели целых видов рыб, птиц и растений.
  4. Стремительно растущие города и промышленные центры существенно влияют на изменение внешних условий жизни животных, сокращение ареала их естественного обитания и сокращению самих популяций различных видов.

Также нельзя оставить без внимания техногенные катастрофы, которые способны нанести необратимый вред не просто отдельному виду флоры или фауны, а целым районам планеты . Например, после знаменитой аварии на Чернобыльской атомной электростанции, до настоящего времени большая область Украины является непригодной для проживания. Уровень радиации в этом районе превышает предельно допустимые нормы в десятки раз.

Также утечка заражённой радиацией воды из реактора атомной электростанции в городе Фукусима могла привести к экологической катастрофе мирового масштаба. Тот ущерб, который могла нанести эта тяжёлая заражённая вода экологической системе мирового океана, был бы просто невосполним.

Да и строительство обычных гидроэлектростанций наносит окружающей природе не меньший вред. Ведь для их строительства необходимо возведение плотины и затопление большой площади прилегающих полей и лесов. В результате такой деятельности человека страдают не только река и прилегающие к ней территории, но и животный мир, обитающий на этих площадях.

Кроме того, многие бездумно выбрасывают мусор, загрязняя отходами своей жизнедеятельности не только почву, но и воды мирового океана. Ведь лёгкий мусор не тонет и остаётся на поверхности воды. А учитывая, что срок разложения некоторых видов пластика составляет более десятка лет, такие плавающие «острова грязи» существенно затрудняют получение кислорода и солнечного света морским и речным обитателям. Поэтому целым популяциям рыб и животных приходится мигрировать в поисках новых, более пригодных для обитания территорий. И многие из них гибнут в процессе поиска.

Вырубка лесных массивов на склонах гор делает их восприимчивыми к эрозии, как следствие, почва становится рыхлой, что может привести к разрушениям горного массива.

Да и к жизненно важным запасам пресной воды человек относится халатно - ежедневно загрязняя пресноводные реки стоками канализационных и промышленных отходов.

Безусловно, существование на планете человека приносит ей немалую пользу. В частности, именно люди проводят мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки в окружающей среде . На территории многих стран человеком организуются природные заповедники, парки и заказники, позволяющие не только сохранить окружающую природу в её естественном первозданном виде, но и способствующие сохранению и увеличению популяций редких и вымирающих видов животных и птиц.

Созданы специальные законы, охраняющие от уничтожения редких представителей окружающей нас природы. Существуют специальные службы, фонды и центры, борющиеся с уничтожением животных и птиц. Также создаются специализированные объединения экологов, задачей которых является борьба за снижение выбросов в атмосферу, вредных для экологии.

Охранные организации

Одной из наиболее известных организаций, борющихся за сохранение природы, является «Greenpease» - международная организация , созданная для сохранения окружающей среды для наших потомков. Перед собой сотрудники «Greenpease» ставят несколько основных задач:

  1. Борьба с загрязнением мирового океана.
  2. Существенное ограничение китобойного промысла.
  3. Сокращение масштаба вырубки тайги в Сибири и многое другое.

С развитием цивилизации, человечество должно искать альтернативные источники получения энергии: солнечной или космической, для сохранения жизни на Земле. Также большое значение для сохранения окружающей нас природы имеют строительство новых каналов и искусственных водных систем, направленных на поддержание плодородности почв. А для сохранения чистоты воздуха на многих предприятиях устанавливаются специально разработанные фильтры для снижения уровня выброса загрязнений в атмосферу.

Такое разумное и бережное отношение к окружающему нас миру однозначно оказывает лишь положительное воздействие на природу.

С каждым днём положительное влияние человека на природу все увеличивается, и это не может не отражаться на экологии всей нашей планеты. Поэтому так важна борьба человека за сохранение редких видов флоры и фауны, сохранение редких видов растений.

Человечество не имеет права своей деятельностью нарушать естественный природный баланс и приводить к истощению природных ресурсов. Для этого необходимо осуществлять контроль за добычей полезных ископаемых, тщательно следить и бережно относиться к запасам пресной воды на нашей планете. И очень важно помнить, что именно мы несём ответственность за окружающий нас мир и от нас зависит, как будут жить наши дети и внуки!

Негативным признается всякое воздействие на окружающую среду, требующее какой-либо реакции биосферы или ее подсистем для восстановления экологического равновесия в локальном, региональном или глобальном масштабе, либо, тем более, приводящее к необратимому изменению окружающей среды на любом из этих трех уровней.

Негативные воздействия на окружающую среду от конкретного источника подразделяются на локальные (то есть, влияющие на ее состояние только в пределах сравнительно небольшой территории - город, пригороды, прилежащие местности) и региональные (территории, протяженностью в несколько сотен и даже тысяч километров). Кроме того, рассматриваются глобальные воздействия, которые определяют ухудшение состояния биосферы в целом (то есть, нарушения глобальных экологических балансов). Они не соотносятся отдельному источнику, но всегда являются суммативными. Региональные воздействия также обычно рассматриваются обобщенно, то есть как результат воздействия совокупности источников.

Локальными являются, как правило, загрязнения водных объектов местного значения, загрязнения воздуха тяжелыми частицами, оседающими на поверхность на незначительном расстоянии от источника, или короткоживущими веществами, быстро разлагающимися в атмосфере, или веществами, концентрация которых по мере удаления от источника достаточно быстро уменьшается до величины, не представляющей угрозы для здоровья человека и экосистем. Размещение твердых отходов обычно также является локальным загрязнением (за исключением случаев, когда оно дает региональный эффект через взаимодействие с протяженными водотоками). Загрязнение подземных вод поначалу всегда является локальным. Однако со временем, вследствие движения подземных вод (например, миграции линз нефтепродуктов) и их проникновения в поверхностные воды, может приобрести региональный характер. К локальным воздействиям относятся шум и электромагнитное излучение, а также очаговое загрязнение радионуклидами. Локальные нарушения окружающей среды, в том числе аккумуляция загрязнений, часто обусловлены уничтожением местных экосистем (прежде всего лесных и водных). В свою очередь, уничтожение или деградация экосистем может быть результатом загрязнения.

Негативные воздействия на окружающую среду, относимые к региональному уровню, связаны, прежде всего, с переносом загрязнений по воздуху на большие расстояния и протяженными водотоками. Наиболее известным примером региональных воздействий является выброс окислов серы и азота, приводящий к кислотным дождям на огромных территориях.

В частности, трансграничный перенос таких загрязнений из европейских стран ветрами, господствующих на Европейской части России западного и северо-западного направлений, является существенным отрицательным фактором для окружающей среды этого региона.

К глобальным относят те воздействия, которые влияют на климатическую систему Земли и на состояние озонового слоя, а также предопределяют снижение биоразнообразия, процесс опустынивания, загрязнение Мирового океана, накопление стойких органических загрязнителей, распространяющихся (в том числе по пищевым цепям) практически по всему миру. Самое существенное из глобальных воздействий - уничтожение естественных экосистем, которое приводит к размыканию круговоротов веществ, связанных с системой жизни на Земле, к деградации окружающей среды, ослаблению способности биосферы к саморегуляции, неспособности экосистем справляться с растущим потоком антропогенных загрязнений.

Биосфера в целом и составляющие ее экосистемы различных уровней обладают способностью к саморегуляции и самовосстановлению. Поэтому огромное количество негативных воздействий на биосферу и экосистемы благополучно компенсируются их ответными реакциями. Однако способность каждой экосистемы и биосферы в целом (глобальной экосистемы) к компенсации воздействий не безгранична. Общий объем воздействия на любую экосистему не должен превышать допустимого предела - так называемой несущей ёмкости (говорят также экологической, хозяйственной ёмкости) этой экосистемы. В противном случае она переходит в угнетенное состояние, начинает деградировать и в конечном итоге теряет способность к самовосстановлению, погибает или преобразуется в менее продуктивную экосистему.

Представить себе какое-либо производство, не загрязняющее природу, в настоящее время просто невозможно. Для обеспечения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду государство устанавливает определенные меры регулирования хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на нее вредное воздействие. Так, закреплены лимиты выбросов загрязняющих веществ, определены правила размещения отходов производства и потребления и т. д. Тем не менее принятые меры не обеспечивают полноценную защиту окружающей среды от загрязнения – из года в год защитники природы заявляют о необходимости использования более экологичных производственных технологий.

С начала следующего года начнут вступать в силу положения Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ " " (далее – Закон), предусматривающего существенное изменение системы государственного управления в области охраны окружающей среды. Как отмечают авторы законопроекта, на основе которого был принят Закон , реализация его положений позволит снизить негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности до уровня, соответствующего наилучшим экологически безопасным мировым технологиям. Кроме того, документом предусмотрены методы экономического стимулирования организаций и ИП, проводящих мероприятия по снижению вредного воздействия на окружающую среду (далее – ОС) и применяющих наилучшие технологии.

Классификация негативно влияющих на окружающую среду объектов

Сразу оговоримся, что большинство предусмотренных Законом и рассматриваемых нами изменений являются поправками в Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ " " (далее – закон об охране ОС). Вместе с тем корреспондирующие изменения внесены и в специальные законы, затрагивающие сферу охраны ОС, – Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ " ", Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ " ".

Для того чтобы сделать меры государственного регулирования в области охраны ОС более эффективными, Правительству РФ предстоит определить конкретный перечень загрязняющих веществ , в отношении которых такое регулирование будет применяться ().

Законом вводится классификация негативно влияющих на окружающую среду объектов (). Так, выделяются объекты, оказывающие:

  • значительное негативное воздействие на ОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий – объекты I категории;
  • умеренное негативное воздействие на ОС – объекты II категории;
  • незначительное негативное воздействие на окружающую среду – объекты III категории;
  • минимальное негативное воздействие на окружающую среду – объекты IV категории.

При распределении объектов по категориям будут учитываться, в частности, уровень воздействия на ОС конкретного вида деятельности, уровень токсичности содержащихся в выбросах загрязняющих веществ, класс опасности отходов производства и потребления. Полный перечень этих критериев установит Правительство РФ. Категория будет присваиваться объекту, оказывающему негативное воздействие на ОС, при его постановке на государственный учет. В случае если учетные сведения об объекте изменятся, категория тоже может быть изменена.

Для чего нужно такое деление? Во-первых, категории будут учитываться при расчете платы за негативное воздействие на ОС, причем владельцев некоторых объектов и вовсе освободят от обязанности ее внесения. Во-вторых, от категории объекта будет зависеть необходимость получать специальное экологическое разрешение для ведения на нем деятельности.

    "Можно предположить, что критерии, на основании которых осуществляется отнесение оказывающих негативное воздействие на ОС объектов к объектам I, II, III и IV категории, и требования к таким объектам будут конкретно сформулированы в течение двух лет, которые даются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для постановки на государственный учет принадлежащих им объектов, оказывающих негативное воздействие на ОС. Безусловно, внесение комплексных поправок – это движение вперед. В России нет широкой практики использования многих технологий, которые успешно внедряются в других странах. Подобная классификация вместе с актуализированным перечнем наилучших технологий сможет сформировать определенную культуру производства, основанную на заботе к окружающей среде".


Документы, необходимые для осуществления причиняющей вред ОС деятельности

С 1 января 2019 года организации и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на объектах I категории, обяжут получать комплексное экологическое разрешение , а тех, чья деятельность ведется на объектах II категории, – представлять декларацию о воздействии на ОС (). Первое будет содержать в себе, в частности, нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых физических воздействий, лимиты на размещение отходов производства и потребления, согласованную программу производственного экологического контроля (подробнее о ней мы расскажем ниже). Выдаваться такое разрешение будет на семь лет, после чего оно может быть продлено на такой же срок при соблюдении . В случае если изменение технологических процессов, замена оборудования или сырья на предприятии повлечет изменение установленных объема или массы выбросов /сбросов загрязняющих веществ либо лимитов на размещение отходов производства и потребления, экологическое разрешение будет пересматриваться. Порядок выдачи и переоформления разрешений установит Правительство РФ. К слову, за выдачу, продление, переоформление или пересмотр комплексного экологического разрешения, а также за внесение в него изменений будет взиматься госпошлина в размере 6 тыс. руб. ( дополняется соответствующим подп. 118.2). Кроме того, за осуществление деятельности без этого разрешения установлен штраф : для должностных лиц – от 4 до 10 тыс. руб, для ИП и юридических лиц – от 50 до 100 тыс. руб. ().

В декларацию о воздействии на ОС необходимо будет включать, в частности, сведения о виде основной деятельности, объеме производимой продукции, реализации природоохранных мероприятий, об авариях и инцидентах за предыдущие семь лет, объеме или массе выбросов/сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов, о программе производственного экологического контроля. Такая декларация представляется один раз в семь лет при условии, что технологические процессы производства, а также характеристики выбросов или сбросов загрязняющих веществ не меняются. Форма и порядок заполнения декларации будут утверждены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти – логично предположить, что Росприроднадзором.

Юридические лица и ИП, осуществляющие деятельность на объектах III категории, должны будут представлять отчетность о выбросах вредных веществ, образовании и размещении отходов в уведомительном порядке . Для тех же, кто работает с объектами IV категории, вообще не предусмотрено никакой отчетности .

Плата за негативное воздействие на ОС и сроки ее внесения

Напомним, субъекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на ОС, должны вносить за это определенную плату (). Платить нужно за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы таких веществ в составе сточных вод в водные объекты и размещение отходов производства и потребления. Разумеется, внесение платы на освобождает предприятия и ИП от обязанности проводить мероприятия по охране ОС и возмещать , причиненный их деятельностью природе и населению.

С 1 января 2016 года юридические лица и ИП, осуществляющие хозяйственную и или иную деятельность исключительно на объектах IV категории, освобождаются от платы за воздействие на ОС (). Все остальные обязаны ее вносить.

Порядок исчисления и внесения платы за негативно воздействие будет подробно расписан в законе об охране ОС – он дополняется соответствующими ст. 16.2-16.5 . С 1 января 2016 года платежной базой для расчета платы будет объем или масса выбросов/сбросов загрязняющих веществ либо размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (). Устанавливаться она будет самими организациями и ИП на основе данных производственного экологического контроля. Самостоятельно будут рассчитывать они и размер платы за негативное воздействие на ОС: умножая величину платежной базы по каждому загрязняющему веществу (как мы писали, перечень их установит Правительство РФ) или по производства и потребления на соответствующие ставки этой платы и суммируя полученные величины. Кроме того, с 1 января 2020 года при расчете платы нужно будет учитывать еще и определенные коэффициенты (). Если объем или масса выбросов/сбросов загрязняющих веществ за отчетный период не превысят нормативы для конкретного вещества, применяться будет коэффициент 1, то есть размер платы не увеличивается. Такой же коэффициент применяется для размещенных в пределах лимитов отходов производства и потребления. В случае превышения последних применению подлежит коэффициент 25 (то есть размер платы увеличивается в 25 раз). Он же применяется при расчете платы предприятиями или ИП, которые загрязняют ОС выше нормы, но нацелены на улучшение ситуации, например утвердили план мероприятий по ее охране или программу повышения экологической эффективности .

Если же объем или масса выбросов/сбросов загрязняющих веществ превышают пределы, установленные для объектов I категории или указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, плата возрастет в 100 раз (применяется коэффициент 100).

Однако Законом предусмотрены не только увеличивающие, но и понижающие плату коэффициенты (). Так, предприятия и ИП, внедрившие на своем производстве наилучшие доступные технологии (о них мы расскажем далее), смогут не платить за воздействие на ОС, если выбросы/сбросы загрязняющих веществ не превышают технологических нормативов, – в этом случае применяется коэффициент 0. Нулевой коэффициент будет применяться и тогда, когда отходы производства и потребления использованы в собственном производстве или переданы для использования в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ " ".

Стоит отметить, что установленные Законом повышающие плату коэффициенты гораздо выше тех, которые используются в настоящее время – в случае сверхлимитного загрязнения ОС сейчас применяется пятикратный повышающий коэффициент (). Поэтому организациям и ИП следует внимательно подумать о том, как сократить объемы выбросов/сбросов загрязняющих веществ в ближайшие шесть лет. К слову, с 1 января 2016 года затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на ОС будут вычитаться из суммы платы за такое воздействие (в пределах исчисленного размера платы). Важно, что на переходный период также установлены применяемые к ставкам платы за воздействие на ОС коэффициенты, максимальный из них – 25 ().

Еще один важный момент: с 1 января 2019 года при исчислении платы за негативное воздействие на ОС деятельностью, ведущейся на объектах III категории, объем или масса выбросов/сбросов загрязняющих веществ будут признаваться осуществляемыми в пределах нормативов (). Исключение – случаи выброса/сброса радиоактивных или высокотоксичных веществ, а также веществ, обладающих канцерогенными и мутагенными свойствами.

Кроме того, изменяется срок внесения платы за воздействие на ОС. В настоящее время заплатить нужно не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Начиная с 2016 года плата должна будет вноситься не позднее 1-го марта следующего за отчетным периодом года. Отчетным периодом будет считаться не календарный квартал, а календарный год ().

Напомним, форма расчета платы за негативное воздействие на ОС и порядок ее заполнения и представления утверждены .

Однако подаются расчеты в территориальные органы Росприроднадзора –

последний наделен полномочиями по контролю и надзору в области охраны ОС в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами, за исключением радиоактивных отходов и государственной экологической экспертизы (ранее это входило в полномочия Ростехнадзора) .

Экологический надзор и контроль

Уполномоченные органы исполнительной власти: как федеральные, так и региональные – осуществляют государственный экологический надзор в области охраны ОС (). Закон разделяет такой надзор на федеральный и региональный, определяя для каждого из них свои объекты. Так, федеральный государственный экологический надзор будет проводиться при осуществлении хозяйственной или иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на ОС и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти перечень (). В данный перечень будет включаться до 300 объектов, вклад которых в суммарные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в России составляет не менее 60% (). В отношении деятельности с использованием остальных вредно влияющих на ОС объектов будет осуществляться региональный надзор.

Одна из форм осуществления властными органами своих надзорных полномочий – проведение проверок субъектов хозяйственной и иной деятельности. Важно отметить, что начиная с 2019 года плановые проверки не будут проводиться в отношении организаций и ИП, работающих на объектах IV категории ().

Помимо надзорных мероприятий властных органов, в целях соблюдения требований в области охраны ОС самими организациями и ИП проводится производственный экологический контроль. С 1 января 2015 года осуществлять его нужно будет на объектах I, II и III категорий (). В связи с этим соответствующие субъекты хозяйственной и иной деятельности должны будут утвердить программы контроля, определяющие, в частности, ответственных за него лиц, периодичность и методы его осуществления. Требования к содержанию программ контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах его осуществления предстоит определить уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на ОС.

Напомним, все вредно влияющие на ОС объекты подлежат учету (). Закон устанавливает, что он осуществляется в форме ведения государственного реестра этих объектов, для этого будет создана специальная государственная информационная система (). Порядок создания и ведения этого реестра установит Правительство РФ. Кроме того, закон об охране ОС дополняется ст. 69.2, закрепляющей тонкости постановки на учет таких объектов и выдачи соответствующего свидетельства (). Все объекты, негативно влияющие на ОС, должны быть поставлены на учет до 1 января 2017 года (). За непостановку их на учет или затягивание этого процесса установлен штраф: от 5 до 20 тыс. руб. – для должностных лиц, от 30 до 100 тыс. руб. – для юрлиц и ИП. дополнен соответствующей ст. 8.46.

Государственная поддержка заботящихся об охране ОС предпринимателей
Одним из основных направлений государственного регулирования охраны ОС является стимулирование предпринимателей к переходу на более экологичное производство. В связи с этим Законом расширяется перечень видов государственной поддержки, оказываемой организациям и ИП, которые предпринимают меры по защите ОС от вредного воздействия.

Действующей редакцией установлено, что такая господдержка осуществляется посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством. Законом же предусмотрены три направления такой поддержки () – в виде содействия:

1

в осуществлении инвестиционной деятельности, направленной на внедрение наилучших доступных технологий и реализацию иных мер по снижению негативного воздействия на ОС. Применяющим такие технологии организациям и ИП могут быть предоставлены налоговые льготы, льготы в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду (как мы писали ранее, они освобождаются от этой платы) либо выделены бюджетные средства;

2

в осуществлении образовательной деятельности в области охраны ОС и оказании информационной поддержки мероприятий по снижению негативного воздействия на нее;

3

в использовании возобновляемых источников энергии, вторичных ресурсов, а также в разработке новых методов контроля за загрязнением ОС и реализацией иных эффективных мер по ее охране.

Цель внедрения наилучших доступных технологий – предотвращение или минимизация негативного воздействия на ОС. Какое оборудование, технические способы и методы будут применяться в таких технологиях, предстоит определить уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти (при этом пока непонятно, какому именно: Ростехнадзору или Росприроднадзору) при участии экспертов государственных научных организаций и НКО. При определении наилучшей доступной технологии необходимо будет учитывать, в частности, такие критерии, как наименьший уровень негативного воздействия на ОС в расчете на единицу времени или объем производимой продукции (выполняемой работы или оказываемой услуги), экономическая эффективность ее внедрения и эксплуатации, применение ресурсо- и энергосберегающих методов (). Кроме того, по таким технологиям будут составлены информационно-технические справочники с учетом имеющегося в нашей стране оборудования и сырья, а также климатических, экономических и социальных особенностей.

Возможные трудности переходного периода

Рассмотренные нами поправки в закон об охране ОС направлены, с одной стороны, на то, чтобы освободить небольшие не оказывающие существенного влияния на природу предприятия от процедуры получения экологических разрешений и предоставление отчетов о воздействии на ОС. С другой стороны, они должны побудить владельцев крупных предприятий перейти на использование более экологичных технологий. В случае применения таковых им предоставят льготы и иную господдержку, в противном случае – существенно вырастет плата за негативное воздействие на ОС.

Вполне логично, что для значительной корректировки модели государственного регулирования в этой области законодатель установил определенный переходный период: изменения будут вступать в силу с начала следующего года и до 1 января 2020 года. Однако некоторые положения Закона, направленные на регулирование охраны ОС во время этого периода, уже вызывают опасения защитников природы. В частности, к ним относятся нормы . Согласно данной статьи при проектировании, строительстве и реконструкции объектов, оказывающих негативное воздействие на ОС и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, можно не соблюдать требования об учете нормативов допустимой антропогенной нагрузки на ОС, применении ресурсосберегающих, малоотходных или безотходных технологий и другие предусмотренные требования до опубликования соответствующих информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям.

    "Разработка и опубликование данных справочников может занять неопределенный период времени, поскольку вначале Правительством РФ должен быть разработан порядок определения технологии в качестве наилучшей доступной, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям. Сколько времени займет разработка данного порядка, а в дальнейшем утверждение справочников, – неизвестно".

Кроме того, установлено, что если разрешение на строительство отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий объектов выдано до 1 января 2019 года, их можно будет вводить в эксплуатацию без оснащения техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, средствами контроля за загрязнением ОС, а также без завершения предусмотренных проектами работ по охране природы, восстановлению природной среды, рекультивации земель и благоустройству территорий. "Теперь практически любые хозяйственные объекты, разрешение на которые получено до 1 января 2019 года, могут быть введены в эксплуатацию без соблюдения указанных требований [они закреплены в . – Ред. ]. Ни граждане, ни контрольно-надзорные органы не смогут требовать их выполнения" , – подчеркивает Мария Пшеницына.

***
У руководителей организаций и ИП, обязанных соблюдать определенные требования в области охраны ОС, нередко возникают вопросы, в частности, по поводу платы за негативное воздействие на нее: кто и за что именно должен платить, кто освобожден от платы, по каким основаниям и др. С 22 июля текущего года начала работу единая справочная служба Росприроднадзора. За время ее работы наибольшее количество обращений было связано как раз с такими вопросами, в связи с чем ведомство опубликовало дополнительные разъяснения законодательства в области внесения платы за негативное воздействие на ОС . В частности, ведомство подчеркнуло, что обязанность платить возникает у организаций и ИП независимо от видов осуществляемой деятельности: производственная, непроизводственная, любая другая – определяющим критерием является факт оказания вредного воздействия на ОС. Если его оказывают организации, например, социальной и культурной сферы, они обязаны за это платить. Кроме того, Росприроднадзор обратил внимание на то, что плата за такое воздействие вносится и организациями, которые используют для своей деятельности арендованные площади и оборудование, если они являются источниками загрязнения ОС.

Надо полагать, что положения Закона тоже вызовут целый ряд вопросов у заинтересованных граждан. Остается надеяться, что необходимые для реализации документа подзаконные нормативные акты будут приняты в ближайшее время и разъяснят все тонкости его применения.

21.06.2016 / Городской округ Донской

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» впервые закрепил принцип, согласно которому негативное воздействие на окружающую среду является платным (пункт 1 статьи 16).

К видам негативного воздействия на окружающую среду пункт 2 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» относит:

— выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

— сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; — загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

— иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

При этом, в силу статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещению вреда окружающей среде — осуществление заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, предполагает обязанность этих лиц возместить вред окружающей среде, в том числе когда на проект такой деятельности имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы (статья 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

И.о. прокурора города Донской младший советник юстиции Е.В. Зелева

Возврат к списку

Загрязнение окружающей среды - изменение качества среды, способное вызвать отрицательные последствия.

Загрязнением (в узком смысле) считается привнесение в какую-либо среду новых, нехарактерных для нее физических, химических и биологических агентов или превышение естественного среднемноголетнего уровня этих агентов.

Загрязнение может иметь естественное и искусственное происхождение.

Классификация загрязнений:

Механическое - загрязнение среды агентами, оказывающими лишь механическое воздействие без физико-химических последствий (строительный мусор, бутылки ПЭТ и т.д.).

2. Химическое - изменение химических свойств среды, оказывающих отрицательное воздействие на экосистемы и технологические устройства.

3. Физическое - изменение физических параметров среды: температурно-энергетических (тепловое), волновых (световое, шумовое, электромагнитное и т. п.), например:

Тепловое (термальное) - повышение температуры среды, главным образом в связи с промышленными отходами газов и воды, в меньшей степени - твердыми отходами (металлургические шлаки).

3.2 Световое - нарушение естественной освещенности местности в результате действия искусственных источников света (это приводит к аномалиям в жизни растений и животных).

3.3. Шумовое - увеличение интенсивности шума сверх природного уровня.

3.4. Электромагнитное - изменение электромагнитных свойств среды (от линий элетропередачи, радио и телевидения, работы некоторых промышленных установок и др.) приводит к глобальным и местным геофизическим аномалиям и изменениям в тонких биологических структурах.

Радиационное - превышение естественного уровня содержания в среде радиоактивных веществ.

5. Биологическое - проникание в экосистемы и технологические устройства видов животных и растений, чуждых данным сообществам и устройствам, в том числе:

Биотическое - распространение, как правило, нежелательных с точки зрения людей биогенных веществ (выделений, мертвых тел и др.) на территории, где они раньше не наблюдались.

5.2. Микробиологическое -

а) увеличение численности популяции микроорганизмов, связанное с их массовым размножением на антропогенных субстратах или в средах, измененных в ходе хозяйственной деятельности человека;

б) приобретение ранее безвредной формой микроорганизмов патогенных свойств или способности подавлять другие организмы в сообществах.

Перечисленные виды загрязнений взаимосвязаны и каждый из них может явиться толчком для возникновения других видов загрязнения: например, химическое загрязнение атмосферы может способствовать повышению вирусной активности, а следовательно, биологическому загрязнению.

Более спорным является ответ на вопрос - в каких количественных пределах происходящие изменения свойств среды могут рассматриваться как ее загрязнение.

Чаще всего загрязнением считают лишь поступление, привнесение в среду, нахождение в ней различных агентов. Однако уменьшение количества какого-либо компонента в окружающей среде (например, кислорода в атмосферном воздухе) также негативно отражается на человеке и других биологических объектах и, следовательно; должно квалифицироваться как загрязнение.

Оптимальные для жизни и деятельности человека условия окружающей среды находятся в определенных, относительно узких пределах.

Существуют верхняя и нижняя критические границы параметров окружающей среды, достижение которых угрожает наступлением необратимых сдвигов в биологической системе и в ее отдельных звеньях.

Например, тяжелые металлы в значительных количествах - сильные яды, в малых дозах - необходимы для человека, иначе возникают тяжелые функциональные расстройства; здоровью вреден и излишний шум, и его полное отсутствие.

Источники загрязнений весьма разнообразны: промышленные предприятия, теплоэнергетический комплекс, бытовые отходы, отходы животноводства, транспорта, а также химические вещества, намеренно вводимые человеком в экосистемы для защиты полезных продуцентов, вредителей, болезней, сорняков.

С экологических позиций загрязнение означает не просто внесение в атмосферу, почву или воду тех или иных чуждых им компонентов - в любом случае объектом загрязнения является элементарная структурная единица биосферы - биогеоценоз, вследствие чего данная экосистема разрушается или снижается ее продуктивность.

Загрязнение среды - сложный многообразный процесс.

Воздействие человека на биосферу сводится к четырем главным формам:

— изменение структуры земной поверхности (распашка степей, вырубка лесов, мелиорация, создание искусственных озер и морей и другие изменения режима поверхностных вод);

— изменение состава биосферы, круговорота и баланса слагающих ее веществ (изъятие ископаемых, создание отвалов, выброс различных веществ в атмосферу и водные объекты, изменение влагооборота);

— изменение энергетического баланса отдельных регионов земного шара и всей планеты;

— изменения, вносимые в биоту в результате истребления некоторых видов, создания новых пород животных и сортов растений, перемещения их на новые места обитания.

Различают загрязнители, разрушаемые биологическими процессами и не разрушаемые (стойкие).

Первые входят в естественные круговороты веществ и поэтому быстро исчезают, подвергаясь разрушению биологическими агентами. Вторые не входят в естественные круговороты веществ, передаются по пищевым цепям и накапливаются.

Объектами загрязнения служат основные компоненты экотопа (местообитание биотического существа): атмосфера, вода, почва.

Косвенными объектами загрязнения являются составляющие биоценоза - растения, животные, микроорганизмы.

В конечном итоге объектом загрязнения служит элементарная структурная единица биосферы - биогеоценоз. Изменения, вызванные загрязнением среды, означают изменение режимов различных экологических факторов, отклонение их от требований того или иного организма (звена в пищевой цепи.).

При этом нарушаются процессы обмена веществ, снижается интенсивность ассимиляции и продуктивность биогеоценоза в целом.

Т.о., с экологических позиций загрязнением ОС следует называть любое внесение в ту или иную экосистему не свойственных ей живых или неживых компонентов или структурных изменений, прерывающих круговорот веществ, их ассимиляцию, поток энергии, вследствие чего данная экосистема разрушается или снижается ее продуктивность.

Виды негативного воздействия на землю. Деградация земель – совокупность процессов, приводящих к изменению функций почв, количественному и качественному ухудшению их состава и свойств. Агроистощение; Заболачивание; Эрозия.

Загрязнение земель – антропогенная деятельность, влекущая ухудшение качества земель, характеризующееся увеличением либо появлением химических веществ или уровня радиации по сравнению с ранее существовавшими значениями.

Слайд 4 из презентации «Охрана земель» к урокам права на тему «Экологическое право»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg.

Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке права, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…». Скачать всю презентацию «Охрана земель.ppt» можно в zip-архиве размером 53 КБ.

Скачать презентацию

Экологическое право

«Сборы за пользование объектами животного мира» — Лицензия для охоты. Пользование объектами водных биологических ресурсов.

Специальные лицензии. Морское млекопитающее. Различные виды рыб. Сборы за пользование объектами животного мира. Порядок исчисления и уплаты сбора.

Индивидуальный предприниматель. Ставки сбора. Объекты животного мира. Рыбохозяйственная организация.

«Право собственности на природные ресурсы» — В муниципальной собственности находятся земельные участки: Основания возникновения права частной собственности. Предельные размеры обособленных водных объектов определяются земельным законодательством РФ.

Объекты права собственности: Право государственной собственности: Право государственной собственности.

«Экологическое право» — 1.Общая характеристика экологического права. Созданный человеком, но обладающий свойствами природного (сады, лесополосы). 2. Экологические права граждан. Объекты экологического права Окружающая среда (главный объект экологического права) – совокупность компонентов природной среды: природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

«Правовая охрана ландшафтов» — Правовая охрана ландшафтов: Виды ООПТ: «Охрана тер-рий природных парков, гос.

природных заказников и других ООПТ регионального и местного значения». Фед. закон «О животном мире» (1995). Ландшафт – конкретная территория, однородная по своему происхождению и истории развития, неделимая по зональным признакам, обладающая единым геологическим фундаментом, однотипным рельефом, общим климатом и единообразным сочетанием гидротермических условий, почв и биоценозов.

«Управление природопользованием» — Основы экологического законодательства.

Права и обязанности граждан. Источники природно-ресурсного права РФ. Закон. Виды экологических правонарушений. Срок действия разрешений. Лицензирование природопользования.

Подсистемы экологического законодательства. Структура законодательства. Ответственность за экологические правонарушения.

«Охрана земель» — Правовая охрана земель. Консервация земель. Охрана земель. Специальные обязанности по охране земель. Мероприятия по охране земель. Роль государства. Захламление земель.

Меры государства в обеспечении рационального использования и охраны. Мероприятия по улучшению и восстановлению качества земель. Виды негативного воздействия на землю.

Всего в теме «Экологическое право» 8 презентаций

Влияние электроэнергетики на окружающую среду

Энергетика – один из источников неблагоприятного воздействия на окружающую среду и человека. Краткая экологическая характеристика основных объектов электроэнергетики, на базе которых может осуществляться ее развитие, свидетельствует о том, что все они оказывают то или иное отрицательное воздействие на окружающую среду.

Практически нет объектов, которые совсем не влияют на окружающую среду.

Энергетика влияет на атмосферу (потребление кислорода, выбросы газов, влаги и твердых частиц), гидросферу (потребление воды, создание искусственных водохранилищ, сбросы загрязненных и нагретых вод, жидких отходов) и на литосферу (потребление ископаемых топлив, изменение ландшафта, выбросы токсичных веществ).

Наибольшее число отрицательных воздействий связано с развитием и эксплуатацией ТЭС.

Тепловые электростанции, сжигающие органические виды топлива, неблагоприятно влияют практически на все сферы окружающей среды и подвергают природу всем рассмотренным видам воздействий, включая выбросы радиоактивных веществ в составе летучей золы дымовых газов, которые по оценкам ряда специалистов превышают объем радиационных выбросов АЭС при их нормальной эксплуатации.

Радиоактивные вещества, содержащиеся в первичном топливе, выносятся за пределы ТЭС с твердыми частицами (золой) и рассеиваются с дымовыми газами на огромной территории.

Отрицательное воздействие ТЭС усугубляется тем, что их работа должна обеспечиваться постоянной добычей топлива (топливная база), сопровождаемой дополнительными отрицательными воздействиями на окружающую среду: загрязнением воздушного бассейна, воды и земли; расходом земельных и водных ресурсов, истощением невозобновляемых запасов топлива (природных ископаемых ресурсов).

Загрязнение природной среды происходит также при транспортировании топлива, как в виде его прямых потерь, так и в результате расхода энергоресурсов на его перевозку, которая в среднем по территории России производится на расстоянии около 800 км.

Общая сумма позиций, по которым определяется отрицательное воздействие объектов электроэнергетики на окружающую среду, оказалась наибольшей для ТЭС, использующих органическое топливо.

По такой качественной оценке воздействия на окружающую среду на втором месте находятся атомные электростанции с их топливной базой.

Среди факторов неблагоприятного воздействия АЭС такие грозные, как радиационная опасность.

Среди большого числа загрязнителей воздуха (более 200) выделяются пять основных, на долю которых приходится 90-95 % валового выброса вредных веществ в различных регионах страны.

К ним относятся: твердые частицы (пыль, зола); оксиды серы; оксиды азота; оксиды углерода; углеводороды. В электроэнергетике к основным загрязняющим атмосферу веществам относятся три первых. Выбросы электроэнергетики достигают 1/3 общего количества вредных веществ, поступающих в атмосферу от стационарных источников.

Количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу электростанциями за 10-летний период заметно снизилось, хотя выработка электроэнергии за тот же период возросла на 27 %.

Это снижение обеспечено за счет изменения структуры генерирующих мощностей, совершенствования систем золоочистки, увеличения доли используемого природного газа, уменьшения количества сжигаемого на электростанциях высокосернистого мазута и снижения средней сернистости углей.

По уровню опасности основные выбросы электростанций относятся к III классу, т.е.

не являются самыми опасными. Наряду с рассмотренными выше основными загрязняющими атмосферу веществами в дымовых газах электростанций имеется некоторое количество еще более вредных, в том числе канцерогенных, веществ, относящихся к I классу опасности. Установлено, что существенные количества канцерогенных веществ образуются при слоевом сжигании топлива. Сжигание же топлива в пылеугольных топках снижает количество выбросов канцерогенных веществ на четыре порядка.

Бензапирен и другие канцерогенные вещества хоть и присутствуют в продуктах сгорания электростанций, но в таких небольших дозах, что определяют не более 3-4 % токсичности продуктов сгорания мощных ГРЭС.

Строительство крупных ТЭС, сжигающих твердое топливо в пылеугольных топках или природный газ, способно существенным образом улучшить канцерогенную обстановку в населенных пунктах за счет отказа от большого числа мелких котельных, в выбросах которых на четыре порядка больше канцерогенных веществ, чем у крупных электростанций.

Тем более что и осуществляются эти выбросы через низкие трубы, не способствующие их достаточному рассеиванию.

При сгорании в топках котлов электростанций органического топлива образуются твердые и газообразные вредные вещества (так называемые «отходящие»), транспортируемые в составе дымовых газов по газоходам котла в дымовую трубу. Часть «отходящих» вредных компонентов поглощается другими составляющими дымовых газов (например, оксиды серы частично поглощаются золой) в котле и в процессе движения по газоходам.

На выходе из дымовой трубы они улавливаются специальными устройствами, например золоуловителями. Все, что не поглощено и не уловлено, выбрасывается в атмосферу. Эти не уловленные и не поглощенные вредные вещества называются «вредными выбросами» или просто «выбросами».

С дымовыми газами ТЭС в атмосферу поступает большое количество различных вредных веществ.

Самая большая доля их приходится на золу (твердые частицы), оксиды серы и азота, выбросы которых нормируются и рассчитываются на перспективу.

Другие выбросы (СО и СО2) не учитываются и не контролируются, т.

к. в условиях нормальной эксплуатации монооксид углерода в выбросах ТЭС отсутствует. В связи с этим выбросы монооксида углерода не учитываются, как и выбросы диоксида СО2, объем которого очень велик. Этот газ не токсичен и в природном цикле служит источником получения кислорода в процессе фотосинтеза растений.

Ученые ряда стран отмечают нарастание концентрации СО2 в атмосферном воздухе, что, по-видимому, является результатом увеличения его выброса в связи с сжиганием все возрастающего количества органического топлива в мире, в том числе и на электростанциях, а также сокращения площади лесных массивов из-за интенсивной вырубки лесов во всех регионах Земли, и особенно в бассейне р.

Амазонки, леса которого по праву считаются легкими планеты. Повышение концентрации СО2 в атмосфере планеты способно оказать глобальное влияние на климат планеты, создавая так называемый «парниковый эффект», ведущий к увеличению средней температуры воздуха, таянию ледников, повышению уровня мирового океана, затоплению обширных прибрежных районов Земли и другим неблагоприятным воздействиям.

При экологическом сопоставлении вариантов развития электроэнергетики следует учитывать, что при прочих равных условиях источники электроэнергии, сжигающие органические виды топлива и выбрасывающие большое количество СО2, имеют определенный минус по сравнению с электростанциями, принципиально не влияющими на создание «парникового эффекта».

К их числу относятся в первую очередь гидроэлектростанции, а также АЭС и электростанций на альтернативных источниках.

Говоря о воздействии на температурные условия окружающей среды, уместно, по-видимому, остановиться на нарушениях теплового баланса в результате прямых выбросов теплоты, связанных с работой электростанций.

Практически вся тепловая энергия, выделяющаяся при использовании топлива (как органического, так и ядерного), идет на пополнение теплового баланса планеты и, естественно, баланса того локального района, в котором размещается электростанция.

При сжигании органического топлива в окружающую среду дополнительно поступает та тепловая энергия, которая была накоплена в нем за миллионы лег существования Земли.

Дополнительное поступление теплоты в окружающую среду связано в первую очередь с несовершенством процесса преобразования тепловой энергии в электрическую (КПД преобразования для обычных ТЭС находится на уровне 35 %, а для АЭС 30 %). Имеют место тепловые потери в электрических сетях (8-10 %), потери в процессе преобразования электроэнергии в энергию механическую, тепловую и т.

Сравнивая воздействие различных источников электроэнергии на окружающую среду, необходимо принимать во внимание только тот прирост теплоты в общем тепловом балансе Земли или района, который связан с различными условиями использования первичных энергоресурсов.

В этом отношении наиболее чистыми источниками являются гидроэлектростанции, которые практически не влияют на тепловой баланс Земли.

Они, по существу, позволяют полезно использовать только ту возобновляемую часть солнечной энергии, которая постоянно поступает на Землю и формирует ее естественный тепловой баланс.

При создании гидроэлектростанций значительная часть потенциальной энергии водотока превращается в электрическую энергию, которая полезно расходуется в народном хозяйстве.

Коэффициент полезного действия ГЭС высок и находится на уровне 90-95 %.

Тепловая электростанция для производства такого же количества электроэнергии нуждается в использовании невозобновляемой энергии, накопленной в топливе, которая в меру своих масштабов нарушает тепловой баланс планеты.

Тепловой баланс АЭС складывается еще хуже.

Полезно используемая энергия современных АЭС составляет только 1/3 энергии, выделяемой в результате ядерных реакций.

Энергетический блок АЭС мощностью 1 млн. кВт имеет тепловую мощность 3 млн. кВт. Соответственно при развитии АЭС возрастают размеры поступления теплоты в баланс Земли и концентрированно в тепловой баланс района размещения АЭС.

Огромное количество сбросной тепловой энергии ТЭС и АЭС является потенциальным ресурсом для его полезного использования.

Надежные способы оценки реального вклада выбросов теплоты ТЭС и АЭС в глобальное потепление климата на Земле в настоящее время отсутствуют.

Поэтому при сопоставлении вариантов развития электроэнергетики вклад электростанций в нарушение теплового баланса Земли можно учитывать только качественно, имея в виду, что практически чистыми в этом отношении являются только гидроэлектростанции, а из ТЭС и АЭС предпочтение по этому показателю должно отдаваться ТЭС на органических видах топлива.

Наименьшее количество воздействий среди традиционных источников электроэнергии оказывают гидроэлектростанции.

Большое преимущество ГЭС заключается также в том, что их воздействие ограничивается локальными зонами водохранилищ и что они используют только возобновляемую энергию водотока, не нуждаются в топливных базах и транспортировании топлива и не расходуют невозобновляемых полезных ископаемых.

Среди неблагоприятных воздействий ГЭС главным является затопление обширных территорий, которое и определяет экологическое лицо ГЭС.

Число отрицательных воздействий на окружающую среду нетрадиционных источников электроэнергии, как правило, невелико, за исключением геотермальных электростанций.

Увеличение мощности и выработки электроэнергии, необходимое для обеспечения прироста потребительского спроса на электроэнергию, создает предпосылки для усиления отрицательного воздействия электроэнергетики на окружающую среду.

Дополнительные воздействия могут выражаться в изъятии земельных и водных ресурсов, загрязнении земель, вод и атмосферного воздуха.

В связи с этим одной из важнейших проблем экологической оптимизации развития электроэнергетики является всемерное сокращение этих воздействий с использованием различных природоохранных мероприятий.

Среди природоохранных мероприятий в электроэнергетике могут быть выделены две принципиально различные группы.

К первой из них относятся технические мероприятия, осуществляемые на объектах электроэнергетики и способствующие сокращению на них вредных выбросов и сбросов, снижению концентрации вредных веществ, а также ресурсосбережение, утилизация отходов производства и т.

Ко второй группе природоохранных мероприятий могут быть отнесены такие, которые обеспечивают снижение отрицательного воздействия на окружающую среду за счет оптимизации топливно-энергетического баланса электроэнергетики, оптимизации структуры и размещения электростанций.

Возможности первой группы природоохранных мероприятий определяются техническим прогрессом в энергомашиностроении, качеством разработки проектных решений по объектам электроэнергетики, полнотой учета при проектировании требований охраны окружающей среды, экономической и социальной приемлемостью предлагаемых решений.

Мероприятия второй группы исследуются и применяются с учетом того, что на объектах в полной мере реализуются мероприятия первой группы, т.е.

мероприятия второй группы не заменяют, а дополняют комплекс мероприятий первой группы. Возможности второй группы природоохранных мероприятий в структурной оптимизации определяются качественными и количественными характеристиками топливно-энергетических ресурсов рассматриваемого региона, набором альтернативных источников, которые могут быть использованы для покрытия прироста электропотребления (ГЭС, АЭС, ГРЭС и т. д.), их размещением, экологическими и экономическими характеристиками.

На условия оптимизации развития и размещения объектов электроэнергетики существенное влияние может оказать состояние окружающей среды в районе, включая наличие земельных и водных ресурсов, уровень фонового загрязнения окружающей среды.

Очевидно, что в случае повышенного уровня загрязненности окружающей среды могут возникнуть условия, при которых размещение здесь электростанции без нарушения санитарных норм окажется невозможным даже при использовании всех доступных мероприятий первой группы. В этом случае радикальным средством охраны природы в данном районе может быть вынос электростанции в другой, более благоприятный в экологическом отношении район, либо изменение вида топлива или типа электростанции.

Важно при этом подчеркнуть, что в любых вариантах развития и размещения электростанций, при любом наборе объектных природоохранных мероприятий обязательным является обеспечение норм охраны природной среды и безопасности человека.

Из изложенного следует, что реализация системных мероприятий в значительной мере зависит от специфических особенностей рассматриваемого региона, которые в каждом отдельном случае должны изучаться индивидуально.