На каждом предприятии должны быть разработаны инструкции по охране труда и по технике пожарной безопасности. Особенно это касается опасных производств. При приеме на работу очень важен вводный инструктаж. Это необходимо прежде всего потому, что позволяет сохранить жизнь и предотвратить совершение несчастных случаев. Пройдя инструктаж, работник несет ответственность за несоблюдение и нарушение инструкций. Рассмотрим, кто проводит вводный инструктаж, как эта процедура организуется и кто может выполнять роль инструктора.

Кому необходим вводный инструктаж

Прежде всего необходимо выделить, для кого проводят вводный инструктаж:

  • Для тех, кто оформляется на постоянную работу.
  • Для тех, кто принимает участие в производственном процессе.
  • Для тех, кто работает на предприятии и его территории по договору.
  • С работниками других организаций, которые участвуют в производственном процессе на предприятии.
  • С командировочными лицами, прибывшими для участия в производственном процессе.
  • С практикантами, экскурсантами, обучающимися.
  • С сотрудниками СМИ, с общественными деятелями.
  • С сотрудниками клининговых компаний, медицинским персоналом.

В положении о проведении инструктажей помечается, кто имеет право и обязан проводить их.

Кто может быть инструктором по ТБ

Руководитель предприятия назначает лицо, ответственное за ознакомление с вводными инструкциями. При этом учитывается, какой вид деятельности будет выполняться. Обязанности инструктора может осуществить:

  • Инструктор по охране труда.
  • Мастер производственного обучения.
  • Юрист.
  • Пожарный инспектор.
  • Медработник.
  • Работник аварийно-спасательной службы.
  • Инструктор по технике безопасности.

Иногда для того, чтобы провести вводный инструктаж, привлекают лицо со стороны. Это организации, которые специализируются на таких услугах.

Когда необходимо ознакомиться с инструкциями

Вводное инструктирование проводят:

  • При трудоустройстве.
  • При долговременном отсутствии на рабочем месте по причине болезни, отпуска ежегодного или по уходу за детьми.
  • При переходе на новую должность или работу с новым оборудованием.
  • При участии в производственном процессе практикантов, обучающихся.
  • При включении в производственный процесс или работу на территории предприятия подрядных организаций или фирм, оказывающих дополнительные услуги.

Несколько слов о том, где проводят вводный инструктаж.

Место проведения

На предприятиях и в организациях, как правило, существует кабинет охраны труда. Это может быть специальное помещение, в котором предоставляются:

  1. Технические средства обучения.
  2. Ознакомительные пособия:
  • плакаты, модели;
  • кинофильмы;
  • макеты;
  • обучающее видео.

3. Нормативные, правовые и другие документы, которые связаны с рассматриваемым видом деятельности.

Стандартные инструкции по охране труда

Правила по охране труда устанавливают институты по охране труда, ведомства и согласовывают с Министерством труда.

Необходимо выделить главные цели вводного инструктажа:


Типовые инструкции на производстве содержат следующие пункты:

  1. Общие положения и требования.
  2. Требования к охране труда в процессе организации и проведения работ.
  3. Основные условия для производственных помещений.
  4. Требования к содержанию оборудования и к организации рабочих мест.
  5. Условия хранения, перевозки, транспортировки готовой продукции, заготовок и отходов.
  6. Комплекс мер по предупреждению аварий на производстве.

Вводный инструктаж на предприятии

Не все придают значение при устройстве на работу вводному инструктажу. Однако от этого зависит безопасность рабочего на производстве и производительность труда.

На предприятии программа вводного инструктажа должна содержать следующие пункты:

  • Общие требования.
  • Требования инструкций перед работой.
  • Соблюдение правил безопасности во время работы.
  • Следование инструкциям во время аварийных ситуаций.
  • Требования инструкции по окончании работы.

Каждый работник на предприятии в зависимости от занимаемой должности имеет свою инструкцию по охране труда, которой должен придерживаться.

Вводный инструктаж обязателен на предприятиях при выполнении работ, связанных с риском для жизни.

Пожарная безопасность

Вводный инструктаж по пожарной безопасности проводит инженер пожарной охраны.

При приеме на работу проводится беседа, которая может содержать следующие пункты:

  • Общие положения. Классификация пожара, системы обеспечения пожарной безопасности, способы защиты.
  • Предъявляемые условия к мерам противопожарной защиты. Мероприятия по пожарной безопасности. Организация помещений, рабочих мест, сооружений, зданий и территорий. Эвакуационные выходы и пути, знаки безопасности.
  • Система оповещения о пожаре, системы обнаружения пожара и организация эвакуации людей.
  • Организация пожароопасных работ и предъявляемые к ним требования.
  • Средства пожаротушения. Инструкция по применению и их классификация.
  • Порядок действия в случае возгорания.
  • Оказание первой помощи.

Выполнение программы вводного инструктажа по пожарной безопасности предусматривает не только ваши обязанности, но и научит действовать в сложившейся аварийной ситуации.

Что обязан выполнять инструктор

Инструктор по пожарной безопасности назначается в соответствии с приказом руководителя предприятия. Это должен быть специалист со средне-профессиональным или техническим образованием. При этом необходим опыт работы на инженерно-технических должностях. В его обязанности входит:

  • Следить за состоянием средств противопожарной защиты как индивидуальных, так и средств тушения пожаров.
  • Регулярно, согласно плану, проводить мероприятия по профилактике пожаров.
  • Обучать рабочих способам пожарной безопасности.
  • Сообщать начальству о нарушениях норм пожарной безопасности, о возгораниях, о неисправности средств противопожарной защиты, об изменениях дорог и подъездов к месту пожара.
  • Участвовать в расследовании, установлении причин возгорания и выявлении виновных лиц.
  • Осуществлять контроль за соблюдением и выполнением норм пожарной безопасности.
  • Организовывать и проводить эвакуацию людей.
  • Вводить в эксплуатацию и знакомить людей с новейшими системами оповещения и тушения пожаров.
  • Ежемесячно проводить осмотр подвальных и чердачных помещений на предмет пожарной безопасности.
  • Проводить вводный инструктаж по пожарной безопасности при приеме на работу.

Организация вводного инструктажа

Как было сказано ранее, инструктаж проводят в специально оборудованном помещении. Организация проведения вводного инструктажа заключается в следующем:

  • Проведение инструктажа.
  • Изучение требований инструкций по охране труда.
  • Изучение безопасных методов и приемов работ.
  • Необходимые действия в аварийных ситуациях.
  • Действие и оказание помощи в случае возгораний.
  • Проверка знаний инструктируемого.
  • Запись в регистрационный журнал.
  • Запись в личную карточку инструктируемого.
  • Обязательна подпись в журнале и карточке инструктирующего и инструктируемого.

Журнал вводного инструктажа

Несколько подробнее остановимся на журнале вводного инструктажа.

Он заполняется по типу учетной ведомости. Должны быть указаны:

  • Дата инструктажа.
  • ФИО проходящего инструктаж.
  • Профессия, должность.
  • Название подразделения, куда направляется инструктируемый.
  • ФИО того, кто проводит вводный инструктаж.
  • Подписи инструктора и инструктируемого.

Необходимо отметить, что если инструктаж проводится перед приемом на работу или при смене должности, необходимо внести в приказ и в личное дело сотрудника сведения о прохождении инструктажа по охране труда и технике безопасности.

Хранить журнал необходимо в течение 10 лет. Если в организации или на предприятии не ведется такой учет или нарушены правила ведения или хранения документа, на нее будут наложены крупные денежные штрафы. Хранить его должен инженер по безопасности или другой назначенный руководителем работник.

Журнал прошивается и скрепляется мокрой печатью предприятия, которая заверяется подписью ответственного лица. По окончании хранится в архиве организации.

Обязанности инструктора по ТБ

Рассмотрим, что входит в обязанности инструктора по охране труда и технике безопасности:

  • Проводить инструктаж с поступающими на работу, переводящимися на другой производственный участок, а также на работу на новом оборудовании.
  • Осуществлять контроль за использованием и состоянием защитных средств и приспособлений.
  • Контролировать безопасность рабочих на участках.
  • Проводить инструктаж и мероприятия по изучению норм безопасности с рабочими и руководителями организации.
  • Выполнять проверку и осуществлять плановые инспекции по обеспечению безопасности труда.
  • Участвовать в работе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве.
  • Контролировать проведение мероприятий, предупреждающих возникновение аварийных ситуаций на производстве.
  • Осуществлять работу по поддержанию и приведению организации, предприятия в соответствие с действующими нормами техники безопасности, а также разрабатывать новые нормы и правила с учетом особенностей производственных технологий.
  • Проводить анализ ситуации по технике безопасности, вносить изменения и составлять графики проведения мероприятий, способствующих безопасности производства.

Ответственность инструктора

Необходимо отметить, за что несет ответственность специалист по охране труда, тот, кто проводит вводный инструктаж:

  • За невыполнение должностной инструкции согласно трудовому законодательству.
  • Совершенные правонарушения при осуществлении своей деятельности.
  • За причинение материального ущерба.
  • Несоблюдение инструкций по охране труда и технике пожарной безопасности.

Инструктор по пожарной безопасности несет ответственность за правильность принятых решений и рекомендаций по осуществлению пожарной безопасности, а также за достоверность данных, предоставляемых руководству и государственной пожарной инспекции.

Каждый работник должен знать и соблюдать инструкции по охране труда и пожарной безопасности, это убережет его от несчастных случаев на производстве, а начальство - от уголовной ответственности.

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции инструктора по труду, образец 2019/2020 года. должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности инструктора по труду, права инструктора по труду, ответственность инструктора по труду.

Должностная инструкция инструктора по труду относится к разделу "Квалификационные характеристики должностей работников образования ".

В должностной инструкции инструктора по труду должны быть отражены следующие пункты:

Должностные обязанности инструктора по труду

1) Должностные обязанности. Формирует у обучающихся, воспитанников трудовые умения и навыки, готовит их к практическому применению полученных знаний. Проводит с обучающимися, воспитанниками профориентационную работу, организует их общественно полезный и производительный труд, участвует в предпрофильной подготовке подростков и организации профессионального обучения старшеклассников, расширяет знания обучающихся, воспитанников о труде и его видах, используя в профориентационной работе современные знания о труде, образовательных и производственных технологиях. Содействует формированию основных составляющих компетентности коммуникативной, информационной, правовой у обучающихся, воспитанников. Обеспечивает выполнение программы обучения. Принимает необходимые меры по оснащению мастерских оборудованием, техническими средствами, инструментами и материалами, отвечает за их сохранность и рациональное использование. Осуществляет текущий и профилактический ремонт оборудования и технических средств или организует его проведение. Обеспечивает выполнение обучающимися, воспитанниками требований охраны труда и пожарной безопасности. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Оказывает при необходимости первую доврачебную помощь. Применяет навыки работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в организации и проведении оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи педагогическим работникам. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Инструктор по труду должен знать

2) Инструктор по труду при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; формы и методы обучения и воспитания; инструктивно-нормативные документы и рекомендации по организации трудового обучения и воспитания; концепцию профильного обучения; методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; действующие стандарты и технические условия эксплуатации оборудования, технических средств; основы организации труда; способы оказания первой доврачебной помощи; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации инструктора по труду

3) Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

Должностная инструкция инструктора по труду - образец 2019/2020 года. Должностные обязанности инструктора по труду, права инструктора по труду, ответственность инструктора по труду.

Добавлен на сайт:

Должностная инструкция инструктора по труду [наименование образовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Инструктор по труду относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность инструктора по труду назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность инструктора по труду в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

Не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

Не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

Не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

Не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

Не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Инструктор по труду должен знать:

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

Конвенцию о правах ребенка;

Возрастную и специальную педагогику и психологию;

Физиологию, гигиену;

Формы и методы обучения и воспитания;

Концепцию профильного обучения;

Методы развития мастерства;

Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

Действующие стандарты и технические условия эксплуатации оборудования, технических средств;

Основы организации труда;

Способы оказания первой доврачебной помощи;

Правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

Правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Инструктору по труду запрещается:

Оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов инструктора по труду;

Использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Инструктор по труду назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Должностные обязанности

Инструктор по труду:

2.1. Формирует у обучающихся, воспитанников трудовые умения и навыки, готовит их к практическому применению полученных знаний.

2.2. Проводит с обучающимися, воспитанниками профориентационную работу, организует их общественно полезный и производительный труд, участвует в предпрофильной подготовке подростков и организации профессионального обучения старшеклассников, расширяет знания обучающихся, воспитанников о труде и его видах, используя в профориентационной работе современные знания о труде, образовательных и производственных технологиях.

2.3. Содействует формированию основных составляющих компетентности коммуникативной, информационной, правовой у обучающихся, воспитанников.

2.4. Обеспечивает выполнение программы обучения.

2.5. Принимает необходимые меры по оснащению мастерских оборудованием, техническими средствами, инструментами и материалами, отвечает за их сохранность и рациональное использование.

2.6. Осуществляет текущий и профилактический ремонт оборудования и технических средств или организует его проведение.

2.7. Обеспечивает выполнение обучающимися, воспитанниками требований охраны труда и пожарной безопасности.

2.8. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.

2.9. Оказывает при необходимости первую доврачебную помощь.

2.10. Применяет навыки работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

2.11. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в организации и проведении оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи педагогическим работникам.

2.12. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.13. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

2.14. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.15. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

2.16. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.17. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.18. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.19. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

2.20. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.21. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.22. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.23. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2.24. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Инструктор по труду имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

На сокращенную продолжительность рабочего времени;

На дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

На ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

На длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

На досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

На предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

На предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

На предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководства).

3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.7. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Инструктор по труду несет ответственность:

4.1. За нарушение Устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.5. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Должностные обязанности

Формирует у обучающихся, воспитанников трудовые умения и навыки, готовит их к практическому применению полученных знаний. Проводит с обучающимися, воспитанниками профориентационную работу, организует их общественно полезный и производительный труд, участвует в предпрофильной подготовке подростков и организации профессионального обучения старшеклассников, расширяет знания обучающихся, воспитанников о труде и его видах, используя в профориентационной работе современные знания о труде, образовательных и производственных технологиях. Содействует формированию основных составляющих компетентности коммуникативной, информационной, правовой у обучающихся, воспитанников. Обеспечивает выполнение программы обучения. Принимает необходимые меры по оснащению мастерских оборудованием, техническими средствами, инструментами и материалами, отвечает за их сохранность и рациональное использование. Осуществляет текущий и профилактический ремонт оборудования и технических средств или организует его проведение. Обеспечивает выполнение обучающимися, воспитанниками требований охраны труда и пожарной безопасности. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Оказывает при необходимости первую доврачебную помощь. Применяет навыки работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в организации и проведении оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи педагогическим работникам. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; формы и методы обучения и воспитания; инструктивно-нормативные документы и рекомендации по организации трудового обучения и воспитания; концепцию профильного обучения; методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; действующие стандарты и технические условия эксплуатации оборудования, технических средств; основы организации труда; способы оказания первой доврачебной помощи; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н

Инструктор по труду

Должностные обязанности. Формирует у обучающихся, воспитанников трудовые умения и навыки, готовит их к практическому применению полученных знаний. Проводит с обучающимися, воспитанниками профориентационную работу, организует их общественно полезный и производительный труд, участвует в предпрофильной подготовке подростков и организации профессионального обучения старшеклассников, расширяет знания обучающихся, воспитанников о труде и его видах, используя в профориентационной работе современные знания о труде, образовательных и производственных технологиях. Содействует формированию основных составляющих компетентности коммуникативной, информационной, правовой у обучающихся, воспитанников. Обеспечивает выполнение программы обучения. Принимает необходимые меры по оснащению мастерских оборудованием, техническими средствами, инструментами и материалами, отвечает за их сохранность и рациональное использование. Осуществляет текущий и профилактический ремонт оборудования и технических средств или организует его проведение. Обеспечивает выполнение обучающимися, воспитанниками требований охраны труда и пожарной безопасности. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Оказывает при необходимости первую доврачебную помощь. Применяет навыки работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в организации и проведении оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи педагогическим работникам. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; формы и методы обучения и воспитания; инструктивно-нормативные документы и рекомендации по организации трудового обучения и воспитания; концепцию профильного обучения; методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; действующие стандарты и технические условия эксплуатации оборудования, технических средств; основы организации труда; способы оказания первой доврачебной помощи; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.