Параста́с с греческого языка переводится как «ходатайство» – вечернее заупокойное богослужение, которое отличается от обычного тем, что за ним поются непорочны (118-й псалом «Блажени непорочнии», названный так по его второму слову, выражающему суть всей 17 кафизмы).

Парастас служится, как правило, в канун поминальных родительских суббот. Это заупокойное богослужение состоит из вечерни и утрени. На утрене вместо полиелея совершается исход священнослужителей на середину храма, где читается 17-я кафизма, разделенная на 2 части - статии, а по шестой песни канона и в конце богослужения служатся литии.

В древнехристианской Церкви по причине гонений молитвенные собрания верующих и погребение умерших совершались в ночное время. Богослужение, которым сопровождалось погребение, было в собственном смысле всенощным. Христиане собирались на гробах мучеников и проводили ночь в бдениях, прославляя мучеников и вознося молитвы за умерших, скончавшихся в вере и благочестии. С выделением погребального богослужения из всенощного, что произошло после окончания эпохи гонений, за тем и за другим сохранились в Православной Церкви равнозначащие названия.

Все песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Основное содержание парастаса составляет 17-я кафизма, называемая также заупокойной. В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем, то есть блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим.

Смысл и значение 118 псалма «Блажени непорочнии» раскрываются в 19-м стихе: «Пришлец (странник) аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя». Толковая Библия под редакцией А.П. Лопухина дает этому стиху следующее объяснение: «Жизнь на земле есть странствование, путешествие, совершаемое человеком для достижения своего отечества и постоянного, вечного местопребывания. Очевидно, последнее — не на земле, а за гробом. Если же так, то земная жизнь должна быть подготовкой к загробной, и к ней может привести только безошибочно избранный на земле путь. Как и где найти последний? Этот путь указан в заповедях Закона. Кто не следует им, тот заблуждается и не достигнет загробной обители, т.е. загробного упокоения, как награды за понесенные труды к его достижению. Здесь - довольно ясное учение о цели земного существования, бессмертии человеческой души и загробном мздовоздаянии».

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, желательно прийти в храм на богослужение вечером в пятницу, накануне родительской субботы. Самая же важная часть поминовения совершается утром в саму поминальную субботу за Божественной литургией, после которой служат общую панихиду.

ВЕЧЕРНЯ

Свящ.: «Благословен Бог наш...»

Начало обычное, если не читался 9-й час

«Приидите, поклонимся...» (трижды)

Псалом 103-й читается

Ектения великая

«Господи, воззвах...» и стихи «Положи, Господи, хранение…»

Стихиры со стихами на 6: 3 стихиры святому Минеи 3 стихиры Октоиха (вторые 3 стихиры – мученичны )

«Слава…» святому Минеи (если есть)

«И ныне…» Богородичен Догматик (текущего гласа Октоиха из 1-го приложения Минеи)

«Свете Тихий…»

Прокимен дня

*В Мясопустную и Троицкую субботы вместо прокимна поется троекратное Аллилуия на глас 8-й

«Сподоби, Господи…»

Ектения просительная

Стихиры на стиховне Октоиха (стихиры, напечатанные на стиховне - первая стихира мученична, вторые две заупокойные с заупокойными стихами «Блажени, яже избрал...» и «Души их во благих...».

«Слава, и ныне…» Богородичен Октоиха на стиховне

«Ныне отпущаеши…»

Трисвятое по Отче наш

Тропари, глас 2-й «Апостоли, мученицы и пророцы…», «Слава… Помяни, Господи…», «И ныне… Мати Святая…» ()

«Глубиною мудрости…», «Слава, и ныне…Тебе и стену…»

Ектения сугубая

Окончание: С.: "Премудрость" Х.: "Благослови" С.: "Сый благословен..." Х.: "Аминь. Утверди Боже..."

В современной практике к будничной вечерне присоединяется будничная утреня, поэтому после «Утверди, Боже…» следует возглас утрени «Слава Святей…», шестопсалмие и т.д.утреня.

С.: "Пресвятая Богородице, спаси нас"

Х.: "Честнейшую Херувим..."

С.: "Слава Тебе, Христе Боже..."

Х.: "Слава, и ныне... Господи помилуй (трижды) Благослови"

С.: произносит отпуст

Х.: "Великого Господина..."

УТРЕНЯ

Свящ.: "Слава Святей..."

Шестопсалмие

Ектения великая

Троекратное «Аллилуия» на глас 2-й с заупокойными стихами

Тропари, глас 2-й «Апостоли, мученицы и пророцы…» (дважды ), «Слава… Помяни, Господи…», «И ныне… Мати Святая…» (напечатаны в 4-ом приложении Минеи и в Часослове )

* В Мясопустную и Троицкую субботы тропари глас8-й «Глубиною мудрости…» (дважды), «Слава, и ныне…Тебе и стену…» (напечатаны на ряду в Триодях и в последовании панихиды)

Кафизма рядовая, малая ектения, седальны (Октоиха, по 1-ом и 2-ом стихословиях)

Непорочны (на 2 статьи с припевами, между статьями заупокойная ектения)

Заупокойные тропари по непорочнах, глас 5-й «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Святых лик обреете источник жизни…»

Заупокойная ектения, заупокойный седален, глас 5-й «Покой, Спасе наш…», «Слава, и ныне…» Богородичен «От Девы возсиявый…»

Псалом 50-й

Канон: Если храм Господский или Богородицы, то : канон храма на 6, канон святому Минеи на 4, канон Октоиха (Всем святым) на 4; Если храм святого, то: канон святого Минеи на 6, канон храма святого на 4, канон Октоиха (Всем святым) на 4

Катавасия - ирмосы последнего канона - после 3-й, 6-й, 8-й, 9-й песней

по 3-й песни ектения малая, седален св., «Слава, и ныне…» Богородичен

по 6-й песни ектения заупокойная, кондак и икос заупокойные «Со святыми упокой…» «Сам един еси…»

по 8-й песни "Честнейшую…"

по 9-й песни после катавасии поётся "Достойно есть" (на глас катавасии)

Ектения малая

Светилен (в приложении Октоиха, по дню)

«Слава, и ныне…» Богородичен Октоиха

* Если святому в Минее есть светилен, то: светилен святому Минеи,

«Слава…» светилен Октоиха,

«И ныне…» Богородичен Октоиха

«Всякое дыхание…»

Стихиры на хвалитех (мученичны Октоиха), «Слава…» покоин, «И ныне…» Богородичен (Окт.)

Славословие будничное читается (со слов «Слава Тебе, показавшему нам свет»)

Заупокойные богослужения и поминовение усопших - важная часть богослужебного круга, которую исследовал епископ Афанасий (Сахаров). В своем труде святитель подробно разбирает все заупокойные богослужения Православной Церкви в течение года, приводя их историческое значение, а также рассказывает, как лучше мирянину молиться за усопших.

Минувшее столетие в истории нашей Церкви было временем испытания на прочность веры в Господа. Господствующая идеология того времени выстраивала жизнь общества вдали от Бога. Поэтому все, что было связано с религией, оказывалось вне закона и должно было быть искоренено. Закрывались монастыри и храмы, начинались гонения на христиан, церковная жизнь приходила в упадок. Сотни тысяч людей духовного звания и мирян проявили свою верность Богу, идя путем мученичества и исповедничества. Будучи в разных жизненных обстоятельствах, занимая разное положение в жизни Церкви и общества, все они были едины в одном - в своем желании быть со Христом. «Последуя Христу, Православная Церковь <…> взошла на свою Голгофу, день за днем, год за годом распинаемая новой богоборческой властью» . Но и одновременно с этим: «Это было время великих духовных подвигов. Пожалуй, с первых веков христианства не появлялось за такой короткий период столько мучеников за веру, столько бесстрашных исповедников, для которых "жизнь - Христос и смерть - приобретение" (Фил. 1:21)» . Именно в такой период времени пришлось нести свое архипастырское служение и заниматься литургической деятельностью святителю Афанасию, епископу Ковровскому, исповеднику и песнописцу.

Смыслом всей жизни святителя Афанасия было богослужение, которое придавало силу переносить тяжесть окружающей действительности. Революционные движения, атеистические идеи внесли расстройство и в богослужебную практику Церкви. Все это, а также смерть матери, натолкнуло владыку Афанасия на мысль написать труд, в котором он хотел растолковать, что говорится в Уставе о православном поминовении усопших. Находясь в туруханской ссылке, в 1930 году святитель предпринимает первый опыт исследования, окончил которое он незадолго до блаженной кончины. На первой странице исследования «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» подпись: это творение будет написано в память о горячо любимой матери, что свидетельствует об искренней сыновней любви к почившей.

Смерть для каждого христианина, по учению Церкви, не является концом бытия, а всего лишь конец земного странствования, после которого начинается новая жизнь . Переход в вечность для христиан всегда радостен, по словам ап. Павла: «Живем ли мы - для Господа живем, умираем ли - для Господа умираем; и потому - живем или умираем - всегда Господни» (Рим. 16:18).

Нашей единственной данью любви к почившим является молитва. Как общественное богослужение, так и келейная молитва содержит в себе молитвословия о почивших . Теряя близких людей, человек скорбит. По мнению святителя Афанасия, этот плач не стоит отлагать. В пример он приводит Спасителя, прослезившегося над гробом Лазаря. Такая скорбь служит облегчением для сердца. «…Святая Церковь не только допускает плачь о разлуке с умершими, но даже сама побуждает к нему» . Сам чин погребения констатирует скорбное состояние человека: «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду во гробех лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, беславну, не имущую вида…» ; «О братие; кий плач, кое рыдание в настоящем часе…» ; «Велий плач и рыдание, велие воздыхание и нужда, разлучение души» и т. д.

Церковный год предлагает определенные дни, когда совершается поминовение усопших, а есть дни, в которые такое это не уместно по духу празднуемого события. В праздничные дни ради особой святости праздника и торжества гласное поминовение почивших отменяется, что предписывается церковным Уставом. В изъяснение этого владыка приводил в пример то, что даже чтения из Писания в праздники корректируются. К примеру, в Светлый Понедельник в рассказе об избрании апостола Матфия опускается рассказ о смерти Иуды (Деян. 1:18-20), чтобы не очернять радость торжества, или в понедельник 4 недели по Пасхе из евангельского чтения опускается упоминание Спасителя о своем предателе (Ин. 6:70-72).

«Вся же благообразно и по чину да бывают» (1 Кор. 14:40). Богатый молитвенный опыт, существовавший в Церкви, был систематизирован в Типиконе и богослужебных книгах. Касаясь вопроса о поминовении усопших в праздничные дни, святитель высказал свое мнение. Отменяя гласное поминовение в праздничные дни, Церковь тем самым проявляет свою заботу о своих чадах, сосредоточивает внимание на данном торжестве, а не омрачает его скорбными заупокойными возгласами. Можно высказать свой протест, что нет разницы, когда молиться о почивших, если угодно душе молящегося. Такими действиями человек вносит свое несогласие с богослужебным Уставом Церкви, нарушая то, что сама Церковь, движимая Святым Духом, по крупицам собирала в свой богослужебный опыт. Горя любовью к почившим сродникам, святитель напоминает, что любовь должна основываться также на слове апостола «Любовь не бесчинствует, не ищет своего» (1 Кор. 13:5). Воспрещая гласное поминовение, Церковь при праздничных богослужениях имеет тайное поминовение, к чему призывает следовать молящихся христиан. Владыка Афанасий, основываясь на словах Евангелия (Мф. 10:17), высказывает мысль, что «самочиние» в богослужении проявляет человеческую гордость и отсутствие любви к Господу, а самому почившему приносит только печаль .

Святитель Афанасий, исходя из богословского осмысления, подробно указал, как совершаются заупокойные поминовения за общественным богослужением в суточном, седмичном и годовом богослужебном круге . Первое суточное богослужение - вечерня. На ней происходит поминовение почивших на сугубой ектении: «Всех прежде почивших отец и братиях наших, зде лежащих и повсюду православных» . Аналогичное поминовение происходит на повечерии, вспоминают «родители наша и вся прежде отшедшая православныя христианы» . Особо отличается важностью поминовение на полуношнице, богослужении, совершаемом в честь грядущего Жениха - Христа и Страшного суда. Поминовение происходит под общим прошением «Помолимся».

Но особую важность для почивших имеет поминовение на Литургии. Святитель Кирилл Иерусалимский пишет: «Мы верим, что превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, как предлежит Святая и Страшная Жертва» . На проскомидии совершается молитва о здравии и за упокой с изъятием частиц из просфоры, которые в конце Литургии опускаются в святую Чашу с Божественной Кровью Спасителя с молитвой «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами Святых Твоих» , как заповедовал божественный апостол: «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1:7). Гласное поминовение происходит на Литургии на сугубой и заупокойной ектениях, но особо важным моментом является поминание после эпиклезиса, во время пения «Достойно есть». Помянув святого Предтечу, апостолов и святого дня, Церковь предлагает нашему вниманию сотворить молитву ради «всех усопших о надежди воскресения жизни вечныя» . Данная молитва, входящая как обязательная в состав чина Литургии, не исключается в праздничные дни, что дает возможность донести радость торжества до почивших, сотворив негласное, тайное поминовение. Святитель Афанасий раскрыл особую важность заупокойного поминовения на Литургии. «Так, и на сугубой ектении сначала возноситься моление о прежде почивших отцех и братиях наших, а потом уже о милости, жизни, мире, здравии и спасении живых. Так, по освящении Святых Даров сначала совершается поминовение всех усопших, а потом поминовение всего епископата православных и прочих живущих на земле членов Церкви» .

Два богослужения полностью посвящены заупокойному служению - Вселенские поминальные субботы перед неделей о Страшном суде и Пятидесятницей. В эти дни Устав предписывает оставить службы минейных святых, исключением станет только служба храмового святого, память которого выпадет в эти дни, тогда поминание переносится на предшествующую субботу или четверг. (Типикон 49 глава, «в субботу мясопустную»).

В эти субботы ради удовлетворения чувств молящихся поется после вечерни великая панихида. Именно на неё стоит перенести все гласные чтения помянников. На заупокойной утрени Устав приводит заупокойную ектению с поминанием не имен, а «праотец, отец и братий наших, зде лежащих и повсюду православных христиан» . Такое предписание базируется на том, чтобы не затягивать своей продолжительностью утреню ради грядущих служб и праздника. Соответственно, трапеза будет поставляться после вечерни и панихиды, перед повечерием и после утрени и Литургии. Предписание Типикона о поминании всех почивших на утрени логично, так как это общественное богослужение, поэтому стоит уделить внимание почившим всей Соборной Церкви, а богомольцы могут в этот момент, тайно молясь о почивших христианах, перечислять имена своих сродников. Святитель Афанасий приводит само надписание данных служб в Типиконе и Триоди, свидетельствующее о всеобщем поминании почивших, и обращает внимание духовенства на тот факт, что на таких службах внимание всех должно быть акцентировано на богослужебных чтениях, а не на чтении помянников .

Русская богослужебная традиция в дни Святой Четыредесятницы отводит три субботы для совершения заупокойных поминания, которые в значительной мере отличаются от предыдущих Вселенских поминальных дней. Уставом не назначается панихида после вечерни, а установлено это было ради религиозных чувств молящихся, не могущих совершить поминание среди недели из-за литургического отсутствия . Минейный святой не отменяется, а припадающий бденный праздник вовсе может отменить заупокойные богослужения. Выступает владыка против употребления тропаря «Глубиною мудрости» на часах и литургии родительской субботы как противного духу Устава. Это самочиние и безграмотность в литургической жизни . Богослужебный Устав предписывает петь тропарь дня: «Апостоли, мученицы и пророцы…», который иногда бывает опущен ради полного посвящения богослужения заупокойному строю. Это является большой ошибкой, которую автор книги о православном заупокойном богослужении старался донести до современников и всех тех, кто соприкасается с богослужебным Уставом.

Но несмотря на свою строгую приверженность к уставным богослужениям, владыка Афанасий не выступает против неуставных поминальных дней - Димитриевской субботы и Радоницы. Установленное в память о Куликовской битве поминание воинов со временем перешло в обычную поминальную субботу, которая припадает в период между 19 и 25 октября. За исключением праздника Казанской иконы Божией Матери, апостола Иакова, может быть совершена служба по 13-й главе Типикона. Касаясь Радоницы, святитель доходчиво поясняет, почему не должно быть ничего заупокойного в службе, а поминание происходит на полуношнице. Панихида может быть совершена после вечерни или даже перед Литургией, а также позволительно совершать литии на могилах .

В своей книге владыка Афанасий указывает и на древнее поминание существовавшее на Руси, в четверг седьмой седмицы после Пасхи. В этот день совершалась заупокойная молитва по всем усопшим, не знакомым нам «даже к злодеям, в разбое убитым грабителям и казненным преступникам» . Существовавшие при кладбищах «Божии дома» как их называли в народе, в которые богомольцы приносили все нужное для погребения. В этот день совершалось поминание, за всех христиан, оставшихся по каким либо причинам без христианского отпевания. Такой чин продержался до конца XVIII века. Служение почившим является одним из высоких критериев проявления любви, а Священное Писание подтверждает: «Когда ты хоронил мертвых, я был с тобою. И когда ты не обленился встать и оставить обед свой, чтобы пойти и убрать мертвого, твоя благотворительность не утаилась от меня, но я был с тобою» (Тов.12:13), подтверждающие такое служение ближним, а через них Создателю всяческих Богу. В поминании просилось упокоить «всех православных христиан, в мимошедшем году скончавшихся и оставшихся без церковного погребения, ихже имена Ты Сам, Господи, веси» .

Особо остро осуждает владыка Афанасий гласное поминовение усопших на воскресной Литургии, омрачающее торжество еженедельной Пасхи, напоминая о тайном поминании, существующем в богослужебном круге. По Уставу предписано еще 9 дней в году без полного поминания почивших, включая полуношницу, - в Лазареву субботу, Великий Четверток и Субботу, в среду Преполовения, на праздники Рождества Христова, обрезания Господня, в день Богоявления . Что касается остальных двунадесятых праздников, поминание почивших происходит на литии в словах: «О успении, ослабе, блаженной памяти и оставления грехов всех прежде почивших отец и братий наших, зде лежащих и повсюду православных» . Таким образом, святитель предлагает поминать при пении «Господи помилуй» своих сродников тайно, так как такая молитва: «...сливаясь с молитвами всех и возносится ко Господу чрез предстоятеля, как единая общая молитва Церкви» . Для заупокойных гласных поминаний он приводит такие аналогии: как в день Рождества Христова бросить ясли и пойти к кладбищу или в праздник Успения отойти от гроба Пречистой Матери и быть с мыслями со своими почившими. Изъясняя церковный Устав касательно заупокойного поминания, святитель Афанасий пытался показать всю глубину внутреннего содержания заупокойных чинопоследований, молитвословиями которых выражается торжество Церкви, радость почивших и утешение скорбящих чад. Внешне проявляется такое церковное торжество в вожжение свечей, как и при Крещении, рождая человека в новую жизнь, каждением, псалмопением и различными молитвословиями. Говоря о цвете облачений при заупокойных богослужениях, владыка приводит белую воскресную ризницу, способную так же утешить скорбящих.

Отдельно святитель Афанасий касается вопросов, связанных с заупокойными последованиями, - в частности, в чем их отличие от общественного богослужения. Общественное богослужение, по мысли святителя Афанасия, не должно сильно перегружаться заупокойными последованиями, так как оно имеет совсем другую цель. Но все же Церковь не может оставить своих чад без молитвенной поддержки, поминания почивших. В церковном Требнике приводится целый ряд чинов, сосредоточенных на заупокойных последованиях. Читаемый сразу после исхода души канон имеет своей целью побудить душу умирающего к покаянию, а также духовно поддержать, проводить в вечность. Святитель Афанасий, описывая чин разлучения души от тела, показывает важность данного чинопоследования и предписывает к совершению его у одра почившего, в отсутствие священника - мирянином . Владыка разбирает термин именования почившего «новопреставленный», приводя исторически его появление в Требнике Петра Могилы. Наши богослужебные книги не знают такого наименования, в связи с чем святитель предлагает опустить этот термин в том случае, если поминается один человек, а если множество имен, то чтобы особо выделить из перечня поминаний имя недавно почившего, допускает такое название. По традиции над гробом священнослужителей читается Евангелие, а над мирянами - Псалтырь. Касаясь пасхальной недели, когда не стихословится Псалтырь, предписывается чтение Евангелия или пение пасхальных песнопений, вне зависимости от наличия сана у почившего. Важность данного чтения, по мысли владыки, в том, что оно утешает скорбящую душу, а также служит утешением для живых, скорбящих о разлуке с ближним .

Важной службой для почившего является последование погребения. Принесённый гроб с телом почившего в храм становится центром внимания всего церковного собрания . Святитель уподобляет такой момент празднику, когда гости идут к юбиляру, имениннику, поздравить с личным торжеством. Отличием данного обряда является то, что это торжество могут возглавить сонм священнослужителей, тогда как для обряда и Таинства достаточно одного священника и дьякона. Гроб с телом, вокруг которого собрано духовенство и миряне, становиться сакральным, а тело - священным, это проявляется в особом почитании, каждении, молитвенных действиях, совершаемых у тела. Это не удивительно, так как еще при жизни тело освящалось, приобщаясь к Святым Таинствам.

В Православной Церкви существуют 4 чина отпевания - мирских человек, священнослужителей, монахов и младенцев . На практике случается так, что многие молитвословия из чина опускаются или вносится что-то новое противоречащее Уставу. По этому поводу святитель Афанасий высказал мнение, что именно в этом и проявляется наша любовь к почившему. Главным для него в этот момент есть молитва и то с какой ревностью совершается чин отпевания и его правильность, в этом и состоит искренность к почившему . Прощальная молитва о прощении и разрешении от всех грехов, читаемая священником, полагается после отпуста, но в данное время читается после Евангелия, так как в конце внимание предстоящих больше обращено на мысли о последнем прощании с почившим. Перед погребением на тело почившего посыпается земля со стихом из псалма: «Господня земля и исполнения ея, вселенная и все живущии на ней» (Пс. 23:1), а после возливается елей также крестообразно, в память о помазании миром тела Господа.

После погребения Церковь не забывает о почившем, вспоминая о нем на службах суточного круга, а также установив специальное заупокойное богослужение - панихиду. В переводе она означает всенощное бдение и в идеале должна служиться вечером или утром, но никак не днем , подробное ее исполнение изложено Типиконом в 14-й главе. Панихида является сокращенной частью вечерни и утрени. Все составляющие песнопения направлены на одну мысль - упокоение души почивших и прощение прегрешений. По Уставу она должна служиться только в пятницу вечером, если будет простая служба, но любовь к почившим берет верх, поэтому, снисходя к немощам человеческим, разрешается совершать после вечерни и утрени литию, которую приводит Типикон в 9-й главе.

Четвертую часть труда автор посвятил домашней, келейной молитве мирянина. В молитвенном правиле для мирянина нет никаких ограничительных мер по отношению к почившим. Помянник, приводимый в конце утренних молитв и Псалтыри, ясно свидетельствует об этом. Именно в этом деле особо важна домашняя молитва. Святитель Афанасий предлагает совершать моления о почивших при чтении Священного Писания, Псалтыри, а также по желанию читать канон за единоумершего и канон общий за умерших . Первый приводится на панихиде или в Псалтири, а второй - в Октоихе 8-го гласа. Все наши молитвы, возносимые за умерших, свидетельствуют об искренней любви к почившим и угодны Господу, Милостивому Судии.

Разбирая вопросы о гласном поминании и чтении помянников, святитель говорит об их важности, так как они составляют отчасти важную часть богослужебного круга - Литургию. Чтение диптихов и синодиков отличается своей древностью в исполнении при богослужении. Гласное поминовение по именам предписано совершать на молебне по 3-й песни канона, так как это является частной службой. На общественных богослужениях поминается вся Церковь, общим поминанием всех православных христиан. Так, литургийное поминание не предполагает гласного поминовения, так как сугубая ектения затрагивает всю церковную иерархию и всех православных христиан. Важность поминовения по именам заключена в труде и выражении любви по отношению к близким. «Молитесь друг за друга», - апостол Иаков (Иак. 5:16) как раз призывает к данному действию. Говоря о важности молитвенного поминания на проскомидии, святитель Афанасий предостерегает от существующей у нас неправильной традиции изъятия частиц во время чтения часов, во время совершения самой Литургии. Совершая проскомидию, священник одновременно не участвует в «служении часов», возглашая только положенные возгласы, тем самым нарушая «Известие учительное» , правила, руководствующие к совершению богослужений.

Важна молитва священника, но её должна восполнить и наша молитва. Излагая в приведенной книге правила совершения заупокойных богослужений и поминаний, владыка старался показать всю красочность совершаемых действий в обряде отпевания и поминания почивших. Устав и стройность богослужений в эпоху Синода и последующих гонений на Церковь были нарушены, в результате чего появилось множество нововведений и сокращений в богослужении, противных Уставу. Это старался показать святитель, переживая о современных ему событиях, считая это Божиим попущением, чтобы Церковь очиститься от всего, что было чуждо ей. Оставшихся же преданных чад Церкви любовь к Богу и его общине должны будут побудить: «любить богослужение и церковный Устав, тщательно хранить его и исполнять» .

Рецензируя данный труд в 1961 году, протоиерей Петр Чельцов, высказался о нем так: «Светлое явление в русской православной мысли» . За него владыке Афанасию предполагалось дать сан архиепископа, от которого владыка смиренно отказался и просил такие вопросы по отношению к нему больше не поднимать. Ему важно было одно - чтобы все чада церковные полюбили Устав и богослужение, бережно относились к написанному и тщательно хранили его .

В своем труде автор старался показать особенности совершения заупокойного богослужения, его место и смысловое значение в богослужебном круге. Святитель Афанасий подробно рассказал о заупокойных богослужениях в течении года, приводя их историческое значение, а также правильное уставное совершение, так как со временем оно приобрело далеко не уставные элементы. Важный комментарий был дан касательно поминовения усопших в праздничные и воскресные дни. Указывая на невозможность гласных поминовений ради особого торжества, владыка привел другие моменты совершения поминания на Божественной Литургии, что свидетельствует о неопустительной молитве о почивших. Раскрывая мысли Устава о заупокойных службах, владыка критиковал всякие новшества, как то: служение заупокойного всенощного бдения, гласного поминания в праздничные дни и пр., которые были навеяны временем, он показал их несостоятельность в литургической жизни.

Особо стоит отметить исключительность труда святителя Афанасия «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви». Более полного сборника заупокойных богослужений русская литургическая наука не знает. Святитель затронул в книге острые вопросы совершения заупокойных чинопоследований, раскрывая смысл предписания Устава, что давало возможность его современникам и особенно сейчас нам совершать богослужения грамотно, не нарушая логики Устава.

Что такое панихида? Когда читается поминальная молитва? О правилах поминовения усопших Вы сможете узнать, прочитав нашу статью.

Панихида, поминальная молитва, родительские субботы

Поминовение усопших – дни особого поминовения усопшего

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

  • Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

  • Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

  • Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

  • Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

Вселенские панихиды (Родительские субботы)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

  • Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.
  • Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

  • Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.
  • Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

Церковные заупокойные службы

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

Поминовение усопшего на домашней молитве

Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений…»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Поминальная трапеза

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (коливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод - был он совсем без одежды. Говорю ей: “А осталась ли какая его одежда?” - “Да, конечно”. - “Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится”.

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек - друзей и знакомых Миши - поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: “Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает”. Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

Виды заупокойных последовании Православная Церковь напутствует своих чад в загробную жизнь Таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения. Кроме того, в минуты разлучения души с телом над ними совершается молебное пение на исход души – « Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу, и Пречистой Богородице Матери Господни, при разлучении души от тела всякого правоверного ». По необходимости может совершаться « Чин, бываемый на разлучение души от тела, всегда человек долго страждет ». После смерти над телом православного христианина читается « Канон по исходе души от тела всякого правоверного ». Существует обычай чтения Псалтири над телом усопшего мирянина до погребения и в память его после погребения. Над почившими священниками и архиереями читают Евангелие.


Сразу после смерти православного христианина начинают петься панихиды. Панихида – букв. с греч. « всенощное » пение – заупокойное богослужение, представляющее собой сокращенную утреню, на котором молитвенно поминаются усопшие и в уповании на милосердие Божие испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь. Совершаются панихиды как до погребения усопшего, так и после – в 3- й, 9- й, 40- й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства, в годовщину смерти, в другие дни по просьбе родных. Отпевание – особый богослужебный чин, совершаемый священником, которым Церковь провожает в вечную жизнь преставившегося от временного жития своего члена, молитвенно ходатайствуя ему прощение согрешений и упокоение в Небесном Царстве. Совершается по традиции Русской Церкви на третий день после смерти. Отпевание не совершается над некрещеными, отлученными от Церкви (еретиками), самоубийцами. Заупокойная лития - краткое заупокойное последование, которое может совершаться ежедневно после вечерни и утрени (за исключенияем особых дней в году).


Виды отпеваний 1. Последование погребения мирских человек. 2. Последование исходное монахов. 3. Последование мертвенное над скончавшемся священником. 4. Чин погребения младенческого. Также существует особый чин архиерейского отпевания. В Пасхальную седмицу все эти чины несколько изменяются. Иногда совершается заочное отпевание. Имеется особое последование над усопшим неправославным.




Отпевание Александра Солженицына ()


Отпевание митрополита Восточно - Американского и Нью - Йоркского Лавра ()


Последование погребения мирских человек Возглас священника: Благословен Бог наш: Чтение 90 псалма: « Живый в помощи вышнего:». Хор поет 17 кафизму (118 псалом): Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Непорочные в пути: Аллилуия. Далее исполняется первая статья псалма на 6 глас, с припевом к каждому стиху: Аллилуия. Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Аллилуия. Блаженны исследующие свидетельства Его, всем сердцем они взыщут Его. Аллилуия. В конце статьи: Слава: Аллилуия. И ныне: Аллилуия. Малая ектения: Диакон: Снова и снова в мире Господу помолимся! Хор: Господи, помилуй. Диакон: Еще молимся о упокоении души усопшего раба Божия [ или: усопшей рабы Божией ] (имя), и о прощении ему [ или: ей ] всякого согрешения, как вольного, так и невольного. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Дабы Господь Бог водворил душу его [ или: ее ] там, где праведные обретают покой. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Милости Божией, Царства Небесного и отпущения грехов его [ или: ее ] у Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, просим. Хор: Подай, Господи. Диакон: Господу помолимся! Хор: Господи, помилуй. Священник произносит молитву: Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь м i ру Твоему даровавший! Сам, Господи, упокой душу усопшего раба Твоего [ или усопшей рабы Своей ](имя) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание. Всякое согрешение, соделанное им [ или: ею ] словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только Ты один без греха, правда Твоя – правда навек и слово Твое – истина. Ибо Ты – воскресение и жизнь и покой усопшего раба Твоего [ или усопшей рабы Своей ] (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь.


Затем хор начинает исполнять вторую стадию на 5 глас. В конце каждого стиха поет: Помилуй раба Твоего [ или: рабу Твою ]. Заповеди Твои: Помилуй раба Твоего [ или: рабу Твою ]. Руки Твои сотворили меня и создали меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим. Помилуй раба Твоего [ или: рабу Твою ]. Боящиеся Тебя увидят меня и возвеселятся, ибо на слова Твои я уповал. Помилуй раба Твоего [ или: рабу Твою ]. В конце статьи: Слава: Помилуй раба Твоего [ или: рабу Твою ]. И ныне: Помилуй раба Твоего [ или: рабу Твою ]. Малая ектения: Снова и снова в мире Господу помолимся! Затем хор начинает исполнять третью стадию на 3 глас. Имя Твоё : Аллилуия. Воззри на меня и помилуй меня по суду любящих имя Твоё. Аллилуия. Стопы мои направь по слову Твоему, и да не овладеет мною никакое беззаконие. Аллилуия. После окончания 17 кафизмы хор сразу поет тропари по « непорочных » на 6 глас: Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Хор святых обрел источник жизни и дверь рая; да обрету и я путь покаяния. Я – пропавшая овца; призови меня, Спаситель, и спаси меня! Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Об Агнце Божием провозгласившие и заколотые как агнцы, и к жизни нестареющей, святые, и вечной переселившиеся, Его усердно, мученики, просите, долгов прощение нам даровать. Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Путем узким ходившие, прискорбным, все в жизни крест как ярмо поднявшие, и за Мною последовавшие с верою, придите, наслаждайтесь тем, что Я приготовил вам: наградами и венцами небесными! Образ я неизреченной Твоей славы, хотя ношу и язвы согрешений: пожалей Твое создание, Владыка, и очисти по Своему милосердию, и вожделенное отечество подай мне, снова делая меня гражданином рая. Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. В древности из небытия создавший меня и образом Твоим Божественным почтивший, но за нарушение заповеди снова меня возвративший в землю, из которой я был взят! К тому, что по подобию Твоему, возведи, чтобы в прежней красоте мне восстановиться. Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Упокой, Боже, рабов Твоих, и посели их в раю, где хоры святых, Господи, и праведники сияют как светила, усопших рабов Твоих упокой, не смотря на все их согрешения. Слава: Светом Тройственным сияющее единое Божество благоговейно воспоем, взывая: " Свят Ты, Отче Безначальный, Столь же Безначальный Сын и Божественный Дух: просвети нас, верою Тебе служащих, и исторгни из вечного огня. И ныне: Радуйся, Досточтимая, Бога по плоти родившая для спасения всех, благодаря Тебе род человеческий обрел спасение; да обретем через Тебя рай, Богородица Чистая, благословенная. Аллилуия, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже. Трижды.


Малая ектения: Снова и снова в мире Господу помолимся! Возглас: Ибо Ты – воскресение и жизнь и покой усопшего раба Твоего [ или усопшей рабы Своей ] (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь. Поются тропари 5 гласа: Упокой, Спаситель наш, с праведными раба Твоего [ или: рабу Твою ] и посели его [ или: её ] во дворах Твоих, как написано, не взирая, как Благой, на согрешения его [ или: её ] вольные и невольные, и на всё, в ведении и в неведении содеянное, Человеколюбец. Слава: И на всё, в ведении и в неведении содеянное, Человеколюбец. И ныне, Богородичен: От Девы воссиявший м i ру, Христе Боже, и через Нее сынами Света нас явивший, помилуй нас. Читается 50 псалом: Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей: Затем следует пение канона, глас 6: Песнь 1: Ирмос: Как по суше прошел Израиль по бездне стопами, и взывал, гонителя фараона видя утопавшим: " Богу победную песнь воспоем!« Припев: Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев (Пс 67:36). В небесных чертогах доблестные мученики непрестанно молят Тебя Христе: от земли переселенного [ или: переселенную ] Тобою верного [ или: верную ] вечных благ достичь удостой. Припев: Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего [ или: усопшей рабы Твоей ]. Устроив все, меня Ты создал, человека, живое сложное существо, как смирению, так и величию причастное; потому душу раба Твоего [ или: рабы Твоей ], Спаситель, упокой. Слава: Быть гражданином рая и его возделывать в начале Ты мне определил, но за нарушение Твоей заповеди из него изгнал. Потому душу раба Твоего [ или: рабы Твоей ], Спаситель, упокой. И ныне, Богородичен: Из ребра создавший прежде Еву, нашу праматерь, из непорочного чрева Твоего в плоть облекается: ею Он могущество смерти, Чистая, упразднил.


Песнь 3: Ирмос: Нет святого, как Ты, Господи Боже мой, возвысивший достоинство верных Тебе, Благой, и утвердивший нас на камне исповедания Твоего. Тропари 3 песни. Малая заупокойная ектения. Хор поет седален 6 гласа: Поистине все – тщета, а жизнь земная – тень и сновидение; и, подлинно, попусту волнуется всякий, на земле рожденный, как гласит Писание: когда м i р приобретем, тогда во гроб вселимся, где вместе цари и нищие. Потому, Христе Боже, преставившегося [ или: преставившуюся ] упокой, как Человеколюбец. Слава, и ныне, Богородичен: Всесвятая Богородица, во все время жизни моей не оставь меня, человеческому покровительству не вверяй меня, но Сама защити и помилуй меня! Песнь 4: Ирмос: " Христос – моя сила, Бог и Господь ", – святая Церковь благоговейно поет, возглашая от чистого разума, в Господе торжествуя. Тропари 4 песни. Песнь 5: Ирмос: Божественным светом Своим, Благой, души с рассвета к Тебе стремящихся любовью озари, – молюсь я, – чтобы знать Тебя, Слово Божие, истинного Бога, от мрака грехов к Себе призывающего. Тропари 5 песни. Песнь 6: Ирмос: Житейское море видя поднимающееся волнами искушений, я, к тихой пристани Твоей прибегнув, взываю Тебе: « Возведи от гибели жизнь мою, Многомилостивый!» Тропари 6 песни. Малая заупокойная ектения.


Хор поет кондак, глас 8: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего [ или: рабы Твоей ], там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная. Икос: Ты Сам – один бессмертный, сотворивший и создавший человека: мы же, смертные, из земли были созданы, и в ту же землю пойдем, как повелел Ты, создав меня и сказав мне: " Ты земля, и в землю отойдешь ", куда все мы, смертные, пойдем, надгробное рыдание претворяя в песнь " Аллилуия!« Песнь 7: Ирмос: Росоносною соделал печь Ангел для благочестивых отроков, а Божие веление, халдеев опалявшее, мучителя убедило взывать: " Благословен Ты, Боже отцов наших!« Тропари 7 песни. Песнь 8: Ирмос: Из пламени Ты для благочестивых росу источил, и жертву праведника водою попалил: ибо все Ты совершаешь, Христе, одним Своим хотением. Тебя мы превозносим во все века. Тропари 8 песни. Песнь 9: Ирмос: Невозможно людям увидеть Бога, на Которого не смеют полки Ангелов взглянуть; но чрез Тебя, Всечистая, стало видимым для смертных Слово воплощенное. Его величая, мы вместе с небесными воинствами Тебя восхваляем. Тропари 9 песни. Малая заупокойная ектения.


Хор поет самогласны преподобного Иоанна Дамаскина: Глас 1: Какое наслаждение житейское пребывает печали непричастным? Какая слава стоит на земле неизменно? Все тени немощнее, все снов обманчивее: одно мгновение – и все это смерть наследует. Но во свете, Христе, лица Твоего, и в усладе Твоей красоты, кого Ты избрал, упокой, как Человеколюбец! Самогласны 2-7 гласов. Глас 8: Плачу и рыдаю, когда себе представлю смерть, и увижу в гробницах лежащую по образу Божию созданную нашу красоту безобразной, бесславной, не имеющей вида. О чудо! Что это за совершившееся над нами таинство? Как мы были преданы тлению? Как сочетались со смертью? Воистину повелением Бога, как написано, подающего преставившемуся [ или: преставившейся ] упокоение.


Блаженны, глас 6: Во Царствии Твоём помяни нас, Господи, когда придешь во Царствии Твоём. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Разбойника, на кресте " Помяни меня!" Тебе возгласившего, Ты, Христе, прежде всех рая гражданином сделал. Покаяния его удостой и меня, недостойного. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Над жизнью господствующий и над смертью! Во дворах святых упокой, того, кого ты принял от жизни кратковременной, взывающего [ или: взывающую ]: " Помяни меня, когда придешь во Царствии Твоем!" Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Над душами властвующий и над телами, в Чьей руке дыхание наше, скорбящих утешение! Упокой во стране праведных, кого перенес от нас Ты – раба Твоего [ или: рабу Твою ]. Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царство Небесное. Христос да упокоит тебя в стране живых, и врата рая да отворит тебе, и явит Царства гражданином, и отпущение тебе даст, того, в чем согрешил [ или: согрешила ] ты в жизни, христолюбец [ или: христолюбица ]! Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Выйдем и узрим в могилах, что нагие кости – человек, пища червей и смрад, и познаем, что такое богатство, красота, сила и благолепие. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф 5:3–12). Услышим, что возглашает Вседержитель:" Увы ищущим увидеть страшный день Господень! Ведь он – тьма: ибо огнем испытает все. Слава: Безначальность, и рождение, и исхождение исповедуя, поклоняюсь Отцу родившему, славлю Сына рожденного, воспеваю просиявшего со Отцом и Сыном – Духа Святого. И ныне, Богородичен: Как из сосцов Своих Ты молоко источаешь, Дева? Как питаешь Питателя всего творения? Как знает Он Сам, источивший воду из скалы, жилы водные жаждавшему народу, как написано.


Прокимен, глас 6: Блажен путь, которым пойдёшь в сей день, душа, ибо уготовано тебе место упокоения. Стих: К Тебе, Господи, я воззову: Боже мой, не промолчи, презрев меня. Чтение 270 зачала из книги Апостол: Братья, мы не хотим, чтобы вы оставались в неведении об умерших, дабы вы не были в печали, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то таким же образом и усопших Бог приведет чрез Иисуса с Ним. Ибо это мы вам говорим словом Господним, что мы живые, остающиеся до пришествия Господа, отнюдь не опередим усопших, потому что Сам Господь при слове повеления, при гласе Архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде; затем мы, живые, оставшиеся, вместе с ними восхищены будем на облаках для встречи с Господом в воздух, и так всегда с Господом будем (1 Фес 4:13–17). Аллилуия, глас 6. Стих: Блажен, кого избрал и приблизил Ты, Господи.


Чтение Евангелия: Сказал Господь пришедшим к Нему Иудеям: истинно, истинно говорю вам: слово Мое слушающий и верующий Пославшему Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел из смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: приходит час, и ныне есть, когда мертвые услышат голос Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну иметь жизнь в Самом Себе, и дал Ему власть и суд творить, потому что Он – Сын Человеческий. Не удивляйтесь этому, потому что приходит час, когда все, находящиеся в гробницах, услышат голос Сына Божия и выйдут: сотворившие благое – в воскресение жизни, а сделавшие злое – в воскресение суда. Не могу Я Сам по Себе творить ничего: как слышу, сужу, и суд Мой праведен, потому что не ищу воли Моей, но воли Пославшего Меня Отца (Ин 5:24–30).


Обычно на практике сразу после чтения Евангелия священник читает над усопшим разрешительную молитву: Господь наш Иисус Христос Божественною Своею благодатию, даром же и властию, данною святым Его учеником и апостолом, во еже вязати и решити грехи человеков, рек им: приимите Духа Святаго, ихже отпустите грехи, отпустятся им; ихже удержите, удержатся; и елика аще свяжете и разрешите на земли, будут связана и разрешена и на небеси. От онех же и на ны другдругоприимательно пришедшею, да сотворит чрез мене смиреннаго прощенно и сие по духу чадо (имя) от всех, елика яко человек согреши Богу словом, или делом, или мыслию, и всеми своими чувствы, волею или неволею, ведением или неведением. Аще же под клятвою или отлучением архиерейским или иерейским бысть, или аще клятву отца своего или матере своея наведе на ся, или своему проклятию подпаде, или клятву преступи, или иными некиими грехи яко человек связася; но о всех сих сердцем сокрушенным покаяся, и от тех всех вины и юзы да разрешит его; елика же за немощь естества забвению предаде, и та вся да простит ему, человеколюбия ради Своего, молитвами Пресвятыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых славных и всехвальных апостол, и всех святых. Аминь.


Сугубая заупокойная ектения Диакон: Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй. Хор: Господи, помилуй (трижды на каждое прошение). Еще молимся о упокоении души усопшего раба Божия [ или: усопшей рабы Божией ] (имя), и о прощении ему [ или: ей ] всякого согрешения, как вольного, так и невольного. Дабы Господь Бог водворил душу его [ или: её ] там, где праведные обретают покой. Милости Божией, Царства Небесного и отпущения грехов его [ или: её ] у Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, просим. Хор: Подай, Господи. Диакон: Господу помолимся! Хор: Господи, помилуй. После ектеньи первый из священников, (или архиерей, если он присутствует), став рядом с телом умершего, громким голосом произносит молитву: Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь м i ру Твоему даровавший! Сам, Господи, упокой душу усопшего раба Твоего [ или усопшей рабы Своей ](имя) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание. Всякое согрешение, соделанное им [ или: ею ] словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только Ты один без греха, правда Твоя – правда навек и слово Твое – истина. Возглас: Ибо Ты – воскресение и жизнь и покой усопшего раба Твоего [ или усопшей рабы Своей ] (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков.


По возгласе бывает целование или последнее прощание с умершим, которое совершается при пении стихир 2 гласа: Придите, последнее целование дадим, братия, умершему [ или: умершей ], благодаря Бога; ибо он покинул [ или: она покинула ] родных своих и к могиле спешит, уже не заботясь о суетном и о многострадальной плоти. Где ныне родственники и друзья? Теперь мы разлучаемся. Да упокоит его [ или: её ] Господь, помолимся! Слава, глас 6: Видя меня безгласным / и бездыханным пред вами лежащим [ или: безгласную и бездыханную пред вами лежащую ], восплачьте [ все ] обо мне: братья и друзья, родные и знакомые: ведь вчерашний день я беседовал с вами, и внезапно настиг меня страшный час смерти. Но придите, все любящие меня, и целуйте меня последним целованием: ведь не буду уже с вами ходить, или собеседовать впредь. Ибо к Судии я отхожу, где нет лицеприятия: ведь раб и владыка там вместе предстоят, царь и воин, богатый и бедный в равном достоинстве: ибо каждый от своих дел или прославится, или постыдится. Но прошу всех и молю непрестанно обо мне молиться Христу Богу, чтобы не был я низведен [ или: не была я низведена ] по грехам моим на место мучения, но да поместит Он меня туда, где свет жизни. И ныне, Богородичен: По ходатайствам Родившей Тебя, Христе, и Предтечи Твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых усопшего раба Твоего [ или: усопшую рабу Твою ] упокой.


После прощания с умершим следует Лития Читается Трисвятое по « Отче наш ». Хор поет тропари 4 гласа: Со духами праведных скончавшихся душу раба Твоего [ или: рабы Твоей ], Спаситель, упокой сохраняя ее в блаженной жизни, той, что у Тебя, Человеколюбец. В месте упокоения Твоем, Господи, где все святые Твои обретают покой, упокой и душу раба Твоего [ или: рабы Твоей ], ибо Ты Один – Человеколюбец. Слава: Ты – Бог наш, сошедший во ад и муки узников прекративший, Сам и душу раба Твоего [ или: рабы Твоей ] упокой. И ныне: Единая чистая и непорочная Дева, Бога во чреве носившая неизреченно, ходатайствуй о спасении души раба Твоего [ или: рабы Твоей ]. Сугубая заупокойная лития Диакон: Премудрость. Священник: Пресвятая Богородица, спаси нас. Хор: Честью высшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, девственно Бога - Слово родившую, истинную Богородицу – Тебя величаем. Священник: Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша, слава Тебе. Хор: Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды). Благослови. Священник произносит отпуст: Над живыми и мертвыми владычествующий, Воскресший из мёртвых Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов, преподобных и богоносных отцов наших, и всех святых Своих, душу от нас преставившегося раба Своего [ или преставившейся рабы Своей ] (имя), в селениях праведных водворит, в недрах Авраама упокоит и к праведным сопричтет, а нас помилует, как Благой и Человеколюбец. Хор: Аминь. Диакон или священник возглашает: Во блаженном успении вечный покой подай, Господи, усопшему рабу Твоему [ или усопшей рабе Твоей ] (имя), и сотвори ему [ или ей ] вечную память! Хор: Вечная память (трижды).


После отпевания следует погребение. « С пением « Святый Боже...» гроб с телом усопшего выносится из храма. В знак примирения и единения с душою усопшего Святая Церковь предает его тело земле. Для этого священник перед закрытием гроба и опусканием его в могилу посыпает крестообразно землю на тело умершего, произнося: « Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней ». Затем на усопшего возливается елей, что совершается в том случае, если над усопшим при его жизни было совершено Таинство елеосвящения. Оставшийся от помазания освященный елей с вином крестообразно возливается на тело усопшего в знамение воскресения тела и в знак того, что усопший жил и умер во Христе. Иногда на гроб усопшего посыпается пепел из кадильницы, который знаменует угасание земной жизни во имя вечной жизни, которая столь же благоугодна Богу, как фимиам кадильный ». (Прот. Геннадий Нефедов « Таинства и обряды Православной Церкви ») Схема чинопоследования панихиды в пяток вечера в притворе храма по Типикону (глава 14) I часть « Благословен Бог наш...» Трисвятое по « Отче наш...» « Господи, помилуй » (12) « Приидите, поклонимся...» (3) Псалом 90: « Живый в помощи Вышняго...». Ектения: « Миром Господу помолимся ». « Аллилуиа », глас 8- й со стихами. Тропари « Глубиною мудрости...» и « Тебе и Стену, и Пристанище имамы...». Кафизма 17 « Блаженни непорочнии...» (разделенная на две статьи) По первой статьи ектения малая заупокойная. По второй тропари по Непорочных с припевом « Благословен еси Господи...». Ектения малая. Седален « Покой, Спасе наш...» и Богородичен « От Девы возсиявый миру...». Псалом 50. II часть Канон Октоиха по гласу. После 3- й песни ектения, седален « Воистину суета всяческая...». После 6- й песни ектения, кондак « Со святыми упокой...» и икос « Сам Един еси Бессмертный...». По 9- й песни « Богородицу и Матерь Света...», « Людие: Дуси и души праведных...» и ирмос 9- й песни. III часть Лития. Трисвятое по « Отче наш...». Тропари « Со духи праведных скончавшихся...». Ектения: « Помилуй нас, Боже...», молитва: « Боже духов...». Премудрость. Пресвятая Богородице, « Слава Тебе, Христе Боже...». Отпуст: « Воскресый из мертвых...». « Во блаженном успении вечный покой...». « Вечная память...».


Дни поминовения усопших Вселенская родительская (мясопустная) суббота. Субботы 2- й, 3- й и 4- й седмиц Великого поста. Вселенская родительская (Троицкая) суббота. Дмитриевская родительская суббота (суббота перед памятью св. влкмч. Дмитрия Солунского – 25 окт.). Радонница (вторник Недели о Фоме). В день Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29 авг.). Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову (Собор новомучеников и исповедников Российских: воскресенье 25 янв./7 февр.- 1/14 февр.). Поминовение успоших воинов (26 апр./9 мая).