10 августа Церковь празднует память Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская Надвратная икона Божией Матери, которая находится сейчас в Кафедральном Успенском соборе города Смоленска -- это список с той, легендарной иконы Одигитрия Смоленская, которую по преданию написал еще в первом веке при жизни Самой Пресвятой Богородицы апостол и евангелист Лука. Эта первая Одигитрия, пройдя долгий путь из Константинополя в Смоленск, таинственно исчезла в годы советской власти.

«Она точно где-то тут. Мы не нашли никаких документов, которые подтвердили бы, что ее продали, отдали или уничтожили», -- рассказывает преподаватель Смоленской духовной академии иеромонах Серафим Амельченков. Он много лет посвятил изучению истории Смоленского Свято-Успенского кафедрального собора и святынь, хранящихся в нем.

Величественный Успенский собор стоит на Соборной горе, возвышаясь над всем городом. В 1922 году, когда началось изъятие церковных ценностей, и в соборе сделали антирелигиозный музей, икону видели в последний раз, но уже не в центре храма, а на хорах. Видимо, ее специально поместили так высоко, чтобы перед ней не могли молиться верующие. Потом икона пропала. В 1941 году, во время немецкой оккупации, собор на некоторое время снова стал действующим, но икону уже не нашли. Тогда и поставили на ее место список середины XVI века. Икона-список не уступала своей предшественнице в количестве чудес и в почитании народном, но Одигитрию апостольского письма все еще ждут в Смоленске, все еще верят, что придет время, и она явит себя из какого-нибудь тайника, где чудесным образом сохранялась все эти годы, как уже это когда-то было.

Чудеса по вторникам

Пятый век после Рождества Христова. Во Влахернском храме Константинополя по вторникам столпотворение. Люди приехали из дальних уголков Византийской или как ее тогда называли Римской империи. Около иконы Божией Матери Одигитрия опять творятся чудеса. Принято считать, что Она Сама, еще при Своей земной жизни, благословила эту икону, обещав что с ней всегда будет Благодать, Родившегося от Нее Сына. Так уж замечено, что Божия Матерь именно по вторникам особенно милостива к просящим. Для многих больных и несчастных эта чудотворная икона стала путеводительницей, по-гречески путеводительница значит «одигитрия», так и назвали икону. Впрочем, возможно, что она так называется, потому что долго была полковой иконой константинопольского полка «Одигон», но в истории ее помнят как исцеляющую и показывающую правильный духовный путь к спасению. Вторник, как день чудес, был отмечен византийцами в своих хрониках. Отец Серафим, изучая византийский и российские архивы, пришел к выводу, что указ Святейшего Синода 1840-х годов об установлении вторника днем чтения акафиста Божией Матери не был случайным.

В период иконоборчества икона явила свое главное чудо – сохранилась от поругания и уничтожения. Многие благочестивые люди тогда старались спрятать иконы. Например, вешали их где-нибудь в храме на самом высоком месте, или замуровывали в стену. Одигитрию замуровали в стене Влахернского храма. Когда страшные времена кончились и открыли нишу в стене, где все это время хранилась икона, с удивлением обнаружили, что икона не только не пострадала, но около нее все еще горит лампадка.

Императорское благословение

На Константинополь то и дело нападали племена Руссов. То в одиночку, то в составе каких-нибудь других, не менее варварских племен. Кстати, песнь Божией Матери «Взбранной Воеводе победительная», была сочинена в честь иконы Одигитрии в 866 году. Перед ней молился константинопольский патриарх Фотий, пока император Михаил III в спешном порядке покидал Малую Азию, чтобы защитить свою столицу от русских войск Аскольда. Тогда икону даже пустили плавать по морю, и она вызвала бурю, которая и устрашила русских, отвадив их от столицы и внушив уважение к христианской вере.

Кто бы мог тогда подумать, что именно русские люди окажутся хранителями иконы, что византийская принцесса Анна в 1046 году выйдет за муж за черниговского князя Всеволода Ярославича и привезет с собой в Чернигов икону Одигитрию как самую дорогую вещь – родительское благословение. Император Константин, отец Анны, видимо сильно переживал, что отдает свою дочь в варварскую страну так далеко от дома, раз дал ей в дорогу такое благословение, величайшую святыню Константинополя. Анна на смертном одре благословила этой иконой своего сына, будущего киевского князя Владимира Мономаха. Когда молодой князь получил в правление свой первый удел Смоленск, он привез икону с собой, и построил для нее храм Успения Божией Матери, в котором Одигитрия с перерывами на войны и нестроения и пробыла все время до Второй мировой войны. По месту своего пребывания икона стала называться Одигитрия Смоленская.

Порубежный город

Смоленск город порубежный, приграничный. Сидя на высоком Соборном смоленском холме, хочется посмотреть в глаза тем безумцам, которые решались атаковать этот город, раскинувшийся на крутых горах. Начиная с 1238 года, в Смоленске побывали татары, литовцы, поляки, французы, немцы.

В 1238 году юноше Меркурию, по происхождению римлянину, было видение Божией Матери, которая сказала ему, что он должен защитить город Смоленск от полчищ татар, причем сам Меркурий при этом погибнет. Велико было доверие Меркурия Богу. В 25 верстах от Смоленска Меркурий принял бой и отразил полки татар. Во время боя на небе появился лик Божией Матери, в который татары стреляли в испуге. Но их стрелы отражались от лика и летели в них самих. Но вот бой окончен, кажется, что все позади, и утомленный воин ищет себе отдых. Меркурий заснул на поле боя. В это время, один из отступавших татар отрубил ему голову.
Сам Меркурий погребен под собором, место точно не известно, а его доспехи остались на сохранение в соборе. Сейчас от них остались одни железные сандали. Копье унес Наполеон, считая, что тот, кто им обладает никогда не потерпит поражения, а шлем украли из собора в 1954 году русские люди.
В начале XV века икону спасали от литовцев в Москве. Пятьдесят лет она оставалась в Благовещенском соборе московского кремля. При великом князе Василии Темном икону вернули, но московские жители оставили у себя память о ней - Новодевичий монастырь, построенный на месте последнего прощания с иконой. В монастыре был оставлен список с иконы, и тогда же было установлено ей празднество 10 августа (по новому стилю). Прощание было не последним. Перед нашествием поляков, в 1609 году, икону опять вовремя отправили в Москву, а затем в Ярославль. Осада Смоленска, которая длилась двадцать месяцев, привела Успенский собор в тяжелое состояние. Защитники Смоленска взорвали пороховой склад, устроенный в горе под собором, в результате чего свод собора рухнул. Поляки устроили в полуразрушенном соборе костел. И только когда Смоленск окончательно присоединился к Московскому государству, по велению царя Алексея Михайловича Одигитрия была возвращена. Свято-Успенского собора тогда уже почти не существовало, так запущенно было его состояние после польской оккупации. Было решено строить для иконы новый собор. Сейчас он виден со всех точек города.
В ночь с 5 на 6 августа 1812 года икону опять вынесли из собора. Опять эвакуация по уже испытанному маршруту Смоленск-Москва-Ярославль. Это было в ночь штурма Смоленска французами. Весь путь иконы сопровождался молебнами. И опять после изгнания врагов Одигитрия возвратилась домой.

Пограничное расположение Смоленска навело царя Федора Иоанновича на мысль построить в 1602 году вокруг Смоленска обороноспособную стену. Руководить строительством был назначен Борис Годунов. Благодаря этому строительству в Смоленске появилась вторая Одигитрия, точный список с первой. Точность копии была во всем, кроме размера.

Список

Ко дню освящения новой смоленской стены Борис Годунов стал царем. Икона-список, которая сейчас находится в Свято-Успенском соборе, была написана в 1535 году для соборов Московского кремля. Та икона, которую по преданию написал апостол Лука, была длиною 81 см, а шириною 63 см. Список оказался гораздо больше оригинала. Местом для иконы-списка была выбрана новая стена над Днепровскими или Фроловскими, по названию надвратной церкви, воротами города, чтобы ее видели все въезжающие в Смоленск люди.

От новой иконы тоже стали совершаться чудеса. Исцелился местный дворянин Федор Богданович Пассик, сильно зараженный вольнодумными идеями XVIII века. Он на службе в храме позволил себе оскорбительно говорить об иконе. Вечером того же дня Федор Богданович сильно заболел. Болезнь его была страшная и неопределенная: паралич, язвы, гниющие раны, которые пытались лечить даже каленым железом. Долго он так страдал, пока однажды не увидел сон, в котором ему какой-то старик монах предсказал смерть, если тот не покается. Тогда же во сне он увидел икону Божией Матери, которую запомнил всю, до последних складочек. Она была точь в точь, как Одигитрия Смоленская, но гораздо больше, из чего он понял, что видел надвратную икону. К ней и поспешил Федор Богданович. В надвратном храме он увидел старика монаха из сна, который оказался смотрителем этого храма. После этого Федор Богданович опять заснул крепким сном так, что все подумали, что он умер. Но этот сон был уже не к смерти, а к выздоровлению.

Новую икону стали называть Одигитрия Надвратная. Всю отечественную войну 1812 года Надвратная Одигитрия прошла вместе с русской армией. Тогда она получила всенародное прославление. Перед Бородинским сражением М. И. Кутузов служил молебен Божией Матери перед этой иконой. Описание этого события есть в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого.

Она где-то рядом

В начале XX века две иконы находились в смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе. Древний образ из-за старости был очень темный. Доска была тяжелая, и невозможно было определить породу дерева. Цвет верхней одежды Богородицы был коричневый, а нижний – темно-синий. Одежда же Предвечного Младенца была темно-зеленая с золотом. На другой стороне иконы было изображено Распятие Господа и сделана надпись «Василевс еставрофи», что означает «Царь распят». Так выглядела икона до 1941 года, до своего таинственного исчезновения.

С 1922 года в соборе был антирелигиозный музей. На Горнем месте было поставлено чучело козла в епископском облачении, по всем стенам были развешены портреты вождя. Древняя икона находилась на хорах двадцатипятиметрового потолка собора. 6 августа 1941 года началась немецкая оккупация Смоленска. Люди сами открыли Успенский собор, чтобы начать богослужения. Но ни на хорах, ни в пределах, нигде не обнаружили древнюю икону.

Зато нашли большую Надвратную икону-список, подарок Бориса Годунова. Она валялась в мусоре и соре. Ее и поставили для почитания, прикрыв временной парчевой ризой. Первую лютеранскую службу провели немцы, а 10 августа, в праздник иконы Божией Матери Одигитрии, священником Тимофеем Глебовым была совершена первая православная Литургия после долгих лет запустения. С тех пор Успенский собор не закрывался.

Так как никаких документов, подтверждающих уничтожение, продажу или передачу куда-нибудь древней иконы не обнаружено, и в устных рассказах нет никакого об этом упоминания, можно предположить, что Одигитрия Смоленская находится где-то в Смоленске или его окрестностях. Может быть ее спрятали перед оккупацией местные жители, как уже бывало. Может быть она замурована в какой-нибудь стене этого сурового древнего города, и ждет того часа, когда можно будет явить нам Свою любовь во всем блеске чудесного промысла, как тогда во Влахернском храме в 842 году...

Смоленская икона Божьей Матери. История

Согласно преданию, Смоленская икона Пресвятой Богородицы оказалась в России в середине XI века (в 1046 году), когда византийский император Константин IX Мономах (ок. 1000-1055 гг.) благословил ею в дорогу свою дочь - царевну Анну (ок. 1030/35 -1067 гг.), которая стала женой князя Всеволода Ярославича (1030-1093 гг.). Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. Сын Всеволода Ярославича, князь Владимир Мономах (1053-1125 гг.), в 1095 году перенес икону из Чернигова в Смоленск, где в 1101 году заложил храм Успения Пресвятой Богородицы, в котором икона и была поставлена и стала именоваться Смоленской.

Согласно церковному преданию, Смоленская икона Богородицы в 1239 году спасла город от нашествия войск Батыя. В XV веке икона оказалась в Москве. Бытует несколько вариантов ее перенесения: в «Русском временнике» говорится, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от литовского князя Свидригайло (ок. 1370-1452 гг.) к великому московскому князю Василию Васильевичу (1415-1462 гг.), дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привез ее в дар великому князю в Москву. Другие предполагают, что эту икону дал князь Витовт (около 1350-1430 гг.) своей дочери Софье (1371-1453 гг.), которая являлась супругой московского великого князя Василия Димитриевича (1371-1425 гг.), когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма. Также есть мнение, что будто бы последний смоленский князь, изгнанный из города в 1404 году литовским Витовтом, прибыл в Москву и привез с собой Смоленскую икону Богородицы вместе с другими иконами. В Москве Смоленская икона была помещена в Благовещенском соборе Кремля, справа от царских врат.

В 1456 году посольство епископа Смоленского Мисаила (1475-1480 гг.) просило великого князя Василия Темного вернуть им икону. Князь, посоветовавшись с митрополитом Ионой (1390-е - 1461 гг.), решил исполнить просьбу смоленских послов и вернуть святыню. Икону торжественно, с крестным ходом, 18 января 1456 года (по другим сведениям - 28 июля 1456 года) вынесли из Кремля и провожали до Саввина монастыря на Девичьем поле, у въезда на Старую Смоленскую дорогу, где после молебна отпустили в Смоленск.

Прежде чем вернуть икону в Смоленск, с нее сняли точный список, который оставался в Благовещенском соборе до 1525 года, когда был перенесен 28 июля в Новодевичий монастырь, основанный годом ранее по случаю возвращения Смоленска России от Литвы; с этого момента и был установлен день празднования иконы - 10 августа (28 июля ст. ст.).

Во время Отечественной войны 1812 года епископ Ириней Фальковский (1762-1823 гг.) вывез 5-6 августа икону из Смоленска в Москву, и в день Бородинского сражения ее вместе с Иверской и Владимирской иконами обнесли вокруг Белого города и Кремля. Перед вступлением французов в город икону вывезли в Ярославль; в 20-х числах декабря она была возвращена в Смоленск. Перед русскими войсками накануне Бородинского сражения была пронесена копия иконы из надвратной церкви Рождества Богородицы Смоленского кремля, написанная в 1602 году; возвращена она была в Смоленск 10 ноября 1812 года. Первообраз иконы хранился в Успенском соборе Смоленска, но после оккупации города немецкими войсками в 1941 году икона не была найдена. В послевоенный период место древней иконы в Успенском соборе Смоленска заняла икона начала XVII века из храма над Днепровскими воротами Смоленского кремля.

Тропарь и кондак Смоленской иконе Богородицы

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем грешнии, со смирением припадающе и покаянием, вопиюще из глубины душевныя, Владычице помози милосердовавши на ны, и потщися яко изгибаем от множества грехов. Не отврати раб Своих тощ, Тебе бо Едину помощницу имамы.

Кондаки, глас 6

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеем, и Тобою ся хвалим, Твои бо есмы раби, дася не постыдим.

Заступнице християном непостыдная, ходатаице к Творцу непреложная, не презри грешных моления гласы. Но предвари яко блага на помощь нашу, верно вопиющих Ти. Ускори на молитву, и потщися на умоление, заступающи присно Богородице чтущих Тя.

Библиотека Русской веры

Образ Смоленской Пресвятой Богородицы. Иконография

Смоленская икона Пресвятой Богородицы относится к иконописному типу Одигитрия. Богородица изображена по пояс, левой рукой она поддерживает младенца Христа, держащего в левой руке свиток, а правой рукой благословляющего. На обороте первообраза было изображено распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении иконы в 1666 году к изображению распятия на обороте были добавлены фигуры Богородицы и Иоанна Богослова.

Храмы и монастыри в честь Смоленского образа Пресвятой Богородицы на Руси

В честь Смоленской иконы Божьей Матери в 1524 году был основан монастырь в Москве, ныне известный как Новодевичий. Обитель основана великим князем Василием III (1479-1533 гг.) в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» - главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году. На протяжении первых двух столетий своего существования монастырь служил местом заточения царственных особ женского пола. Архитектурный ансамбль монастыря, сложившийся в XVI-XVII веках, с тех пор не претерпел существенных изменений.

Также в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы была освящена церковь в с. Кушалино Рамешковского района Тверской области. Смоленская церковь в Кушалино была построена в вотчине князя Симеона Бекбулатовича в 1597 году, когда бывший великий князь Тверской уже жил в своем селе в опале. Большая трапезная и колокольня были пристроены позднее. Закрыта церковь в 1930-е гг. Вновь открыта в 1991 г.


В честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы был освящен монастырь в Москве. В 1624-1626 гг. патриархом Филаретом (Романовым) был основан Феодоровский Смоленский Богородицкий мужской монастырь. Монастырь был больничным и домовым у патриарха. В это время были построены храм и колокольня, одна из первых колоколен в Москве. В 1709 г. монастырь был упразднен, иноки переведены в Новинский монастырь, а храм стал приходским. Храм был закрыт после 1917 г. Колокольня разрушена в 1930 гг. Реставрация храма началась в 1984 г. Богослужение возобновлено в 1992 г., восстановлена колокольня. Святыней храма является икона преподобного Феодора Студита.


Храм во имя Смоленской иконы Пресвятой Богородицы в Москве

Одигитрия (Указующая путь), Путеводительница - один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой - держит свиток, реже - книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост.

Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение Матери и Сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращенный к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображенная фронтально (или с небольшим наклоном головы) указывает рукой на Младенца.

С догматической точки зрения основной смысл этого образа - явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному Младенцу.

По преданию, самая первая Одигитрия была исполнена евангелистом Лукой, привезена из святой земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам - в храме монастыря Одигон, отчего, по одной из версий, и происходит название). Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России.

История иконы до принесения в Смоленск

Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», по Церковному преданию была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского вельможи Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.

Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес икону Одигитрии - благословение своей матери - из Чернигова в Смоленск, где он княжил с 1097 года, и поставил ее в соборном храме Успения Богоматери, заложенном им же 3 мая 1101 года. С этого времени икона Одигитрии стала называться Смоленскою.

Пребывание иконы в Смоленске

Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особенно замечательно избавление Смоленска от татар. В 1239 году, во время нашествия на Русскую землю диких полчищ Батыя, один из татарских отрядов зашел в Смоленскую область, и Смоленск подвергся опасности быть разграбленным. Жители, чувствуя себя не в силах отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Божией Матери. Богоматерь услышала их молитвы и даровала городу спасение.

Татары остановились в Долгомостье, в 24 верстах от Смоленска, намереваясь внезапно напасть на город. В это время в дружине смоленского князя находился один воин по имени Меркурий, человек благочестивый. Именно его Богоматерь выбрала Своим орудием для спасения города. В ночь на 24 ноября в кафедральном соборе, где стояла чудотворная икона Одигитрии, церковный пономарь получил от Нее повеление сказать Меркурию: «Меркурий! Изыди скоро в броне воинской, ибо тебя зовет Владычица».

Сторож сразу же пошел к Меркурию и рассказал ему все. Тот, надевши воинские доспехи, поспешил в храм к иконе Богоматери и там услышал голос, исходящий от иконы: «Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой... Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, не ведающих о нападении ратных; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победою ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа».

Со слезами пал Меркурий пред святою иконою и, выполняя волю Богоматери, без страха пошел на врагов. Ночью проник он в стан неприятельский и убил татарского великана, на которого татары надеялись более, чем на весь свой отряд. Окруженный врагами, Меркурий мужественно отражал все их нападения. Враги видели сопровождавших его молниеносных мужей и Светозарную Жену.

Ее величественный лик приводил их в ужас. Поразив множество татар, Меркурий, наконец, сам был сражен ударом в голову и упал мертвым. Тело его с честью погребли в соборной церкви.

Меркурий Смоленский причислен к лику святых мучеников. Его сандалии и доныне хранятся в Смоленском Успенском кафедральном соборе.

В начале XV века икона Одигитрии была перенесена из Смоленска в Москву. В 1456 году прибыл в Москву епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и многих знатных граждан и просил московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть святую икону Одигитрии в Смоленск. По совету митрополита Ионы великий князь исполнил просьбу смоленских послов. Торжественно, с крестным ходом, в воскресенье 18 января провожали Смоленскую икону из Москвы.

В 1666 году Смоленская икона Божией Матери вторично была в Москве для поновления потемневшей от времени живописи.

Икона Божией Матери «Одигитрия» и Отечественная война 1812 года

В 1812 году, во время нашествия французов, икона вынесена была перед Бородинской битвой из Смоленска епископом Иринеем Фальковским и доставлена им же в Москву. Жители Москвы при виде великой святыни падали на колени перед нею, взывая: «Матерь Божия, спаси нас!» В день Бородинской битвы, 26 августа, в крестном ходе Смоленскую икону обносили вокруг Белого города, Китай-города, Кремлевских стен.

После Бородинской битвы икона Одигитрии вместе с Иверской иконой была отнесена в Лефортовский дворец, где лежали раненые воины. Перед взятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена епископом Иринеем в Ярославль, где она оставалась до окончания Отечественной войны 1812 года. Из Ярославля икона снова была возвращена в Смоленск и поставлена в кафедральном соборе, где и находилась до 1941 года нашего столетия. Дальнейшая судьба Смоленской святыни неизвестна.

Надвратный образ

Сейчас на ее месте в Успенском кафедральном соборе находится чудотворный список, сделанный в 1602 году. История его такова. После окончания строительства крепостной стены икона была привезена в Смоленск царем Борисом Годуновым для установки над главными - Фроловскими - воротами у Днепровского моста, после чего стала именоваться Надвратной. Списана эта икона с чудотворного образа при царе Иоанне Грозном художником Постником Ростовцем.

К началу войны 1812 года Надвратная икона находилась в Благовещенской церкви, т.к. построенный для нее новый каменный храм не был освящен. В ночь на 6-е августа русские войска оставили Смоленск, и икона из Благовещенской церкви была взята 1-й артиллерийской ротой капитана Глухова. С этого времени и до изгнания французских войск за пределы Смоленской губернии Надвратная икона неотлучно находилась среди войск в 3-й гренадерской дивизии.

25 августа по распоряжению главнокомандующего М. И. Кутузова икона Смоленской Богоматери была обнесена по всем рядам войск, и перед ней в присутствии главнокомандующего и всей армии был совершен молебен с коленопреклонением.

Надвратная икона находилась в войсках до 5 ноября. После победы над французским корпусом генерала Нея под Красным икона по распоряжению Кутузова была перенесена в новую Надвратную церковь Богоматери.

Судьба же древнего образа неизвестна. В каталоге древней русской живописи, изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 году, лишь сказано, что «икона пострадала от войны».

Смоленская икона Пресвятой Богородицы с древнейших времен имеет на Руси великое почитание среди православного народа. Списки с этого образа распространены в огромном количестве. Только чудотворных и особо чтимых списков с этой иконы известно не менее 30. Среди наиболее известных чудотворных списков с этой иконы можно назвать: икону «Одигитрия - Смоленская» над Днепровскими воротами в Смоленске, «Одигитрия - Устюжская» из Великого Устюга, икону «Смоленская» в Белгороде, икону «Смоленская» из Троице-Сергиевой Лавры, икону «Смоленская - Седмиозерная» из Богородицкой Седмиозерной пустыни близь Казани и другие.

Икона Пресвятой Богородицы именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси с древнейших времен. При каких обстоятельствах эта икона появилась на Руси не сохранилось достаточно ясных сведений.

Икона Богоматери именуемая «Смоленская» представляет собой список с «Одигитрии-Влахернской», написанной по преданию святым евангелистом и апостолом Лукой. Согласно с церковным преданием однажды Богоматерь, явившись двум слепцам, привела их во Влахернский храм, и поставив их перед Своею иконою, даровала им зрение. С тех пор икону начали именовать «Одигитрия», что в переводе с греческого значит «Путеводительница». Существует также и другое объяснение наименования этой иконы. Согласно одному из сказаний, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный (1042-1054 гг.) благословил этою иконою свою дочь Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Так как эта икона сопровождала царевну Анну при путешествии из Царьграда в Чернигов и сама икона получила наименование «Одигитрия» («Путеводительница»).

После смерти князя Всеволода Ярославовича и его супруги Анны, икона перешла к их сыну Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Князь Владимир Мономах перенес семейную икону из Чернигова в Смоленск и поставил ее в соборном храме в честь Успения Богородицы. С этого времени икона Пресвятой Богородицы «Одигитрии» стала называться «Смоленской» по месту поставления.

Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особо замечательно избавление Смоленска от татар. В 1239 году во время нашествия на русскую землю полчищ Батыя, один из отрядов неприятеля отправился к Смоленску. Жители города, видя неминуемую гибель и не имея возможности отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Богородице. Богоматерь услышала их молитвы и даровала спасение городу ради Своей иконы «Одигитрии».

В начале XV века икона «Одигитрии» была принесена из Смоленска в Москву и поставлена, как великая святыня, в Благовещенском соборе Кремля, с правой стороны от Царских врат. Определить точно, кем и по какому случаю принесена эта икона в Москву крайне затруднительно. Одни источники утверждают, что икона была преподнесена в дар великому московскому князю Василию Васильевичу, неким Юргом разграбившим Смоленск. Другие источники предполагают, что эту икону дал (1398 г.) в качестве родительского благословения князь Витовт дочери Софье, при вступлении в брак с великим князем московским Василием Дмитриевичем (1398-1425 гг.). Иные источники утверждают, что последний смоленский князь, изгнанный из города в 1404 году Витовтом, прибыл в Москву и привез вместе с другими святынями икону «Смоленской» Богоматери.

В 1456 году в Москву с воеводой и знатными жителями прибыл епископ Смоленский Мисаил и просил великого князя Василия Васильевича Темного отпустить святую икону Богоматери в Смоленск. По благословению митрополита свт. Ионы, Василий Васильевич решил исполнить просьбу смоленских послов и отпустить икону. 18 января после торжественной службы в Благовещенском соборе икону «Смоленской» Богоматери провожали с крестным ходом до монастыря Саввы Освященного, что на Девичьем поле. Совершив здесь последнее молебное пение, икону отпустили «со многоими слезами» в Смоленск. С чудотворного образа был выполнен список «мера в меру» и поставлен на том месте где стояла чудотворная икона.

В 1525 году великий князь Василий Иоаннович в память возвращения Смоленска в состав русских городов, основал Новодевичий монастырь недалеко от того места, где было последнее молебствие перед «Смоленской» иконой Богородицы. В этот монастырь был перенесен и список иконы из Благовещенского собора Кремля.

В 1666 году икона «Смоленской» Богородицы была вторично принесена в Москву, архиепископом Смоленским Варсонофием, для поновления потемневшей живописи. Поновление древнего образа было выполнено также в 1669 и в 1812 году.

В 1812 году, во время нашествия французов, эта икона была вывезена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву. Икона была поставлена в Успенском соборе Кремля для поклонения народа. В день Бородинской битвы 26 августа, когда праздновалось сретиние иконы «Владимирской» Богоматери, преосвященный Августин с сонмом московского духовенства, совершил крестный ход с иконами «Владимирской», «Смоленской» и «Иверской» Богоматери вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен.

Перед занятием Москвы французами, икона «Смоленской» Богоматери была отправлена в Ярославль. Здесь она оставалась до самого окончания Отечественной войны 1812 года. После окончания военных действий икона была торжественно перенесена в Смоленск где и установлена вновь в кафедральном соборе.

Икона «Смоленской» Богоматери представляет собой один из древнейших византийских иконографических изводов. Богоматерь изображена в половину роста. Правая ее рука лежит на груди, а левая поддерживает Богомладенца, который в левой Своей руке держит свиток, а правой благословляет род человеческий. Образ Богоматери почти лишен движения, лишь правой рукой она указывает на Иисуса, как на путь спасения (по одной из версий из-за этого икона называется «Путеводительницей»). На обратной стороне иконы изображено Распятие и вид города Иерусалима. Во время поновления иконы в 1666 году к этому изображению прибавлены педстоящие: Пресвятая Богородица и Иоанн Богослов.

До 1941 года древний чудотворный образ «Смоленской» Богоматери находился в смоленском кафедральном соборе в честь Успения Богородицы построенном в 1667 -1679 году. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна. В каталоге древней русской живописи, изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 году лишь сказано, что «икона пострадала от войны».

«Смоленская» икона Пресвятой Богородицы с древнейших времен имеет на Руси великое почитание среди православного народа. Списки с этого образа распространены в огромном количестве. Только чудотворных и особо чтимых списков с этой иконы известно не менее 30. Среди наиболее известных чудотворных списков с этой иконы можно назвать: икону «Одигитрии – Смоленской» над Днепровскими воротами в Смоленске, «Одигитрию – Устюжскую» из Великого Устюга, икону «Смоленская» в Белгороде, икону «Смоленская» из Троице-Сергиевой Лавры, икону «Смоленская–Седмиозерная» из Богородицкой Седмиозерной пустыни близь Казани и др.

В настоящее время в Смоленске прославилась многими чудесами другая икона «Смоленской» Пресвятой Богородицы. История этого чудотворного образа вкратце такова. Икона «Смоленской» Богоматери несколько большего размера, написана в 1602 году. До 1727 года эта икона стояла на крепостной башне над Днепровскими воротами Смоленска, в специальном киоте. В этом году икону радениями правителя губернской канцелярии Длотовского перенесли в деревянный храм в честь Рождества Богородицы, как особо почитаемую. В 1802 году над Днепровскими воротами была сооружена каменная церковь в которую перенесли чудотворную икону. В это же время по благословению преосвященного Серафима обвешавший оклад иконы вновь был отремонтирован и украшен драгоценными камнями и жемчугом.

В 1812 году во время Отечественной войны эта икона была перенесена артиллерийскою ротою полковника Глухова в стан русских войск и все время находилась в 3-й походной дивизии А.П. Ермолова. Перед нею служили благодарственные молебны после каждой победы над неприятелем, перед нею же главнокомандующий М.И. Кутузов со всем войском молил Богоматерь о помощи и спасении России. Накануне знаменитой Бородинской битвы икону носили по всему лагерю для укрепления и поддержки мужества русских воинов. После освобождения от неприятеля икона была возвращена в Смоленск.

В настоящее время эта чудотворная икона находится в специально устроенном кивоте в смоленском кафедральном соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Икона украшена ризой с множеством цветных камней.

Святая икона Божией Матери именуемая «Смоленская» – одна из главнейших святынь русской земли. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой образ заступает и подкрепляет нас указывая путь ко спасению.

Празднование в честь «Смоленской» иконы Богоматери установлено: 28 июля (10 августа) в память прибытия иконы на Русь в 1046 году, 24 ноября (7 декабря) в память заступничества Богородицы при битве с Батыем и 5 ноября в честь изгнания врагов из Отечества в войне 1812 года.

Смоленская икона Богоматери, именуемая «Одигитрия» (Путеводительница), – древнейший чудотворный образ, попавший на Русь из Византии, как предполагают историки, в XI веке. Переданная великим князем Владимиром Мономахом в специально построенный для нее в 1011 году Успенский собор Смоленска, эта икона стала главной святыней города и неоднократно на протяжении веков спасала его от беды. Перенесла она и многократные иностранные вторжения на Смоленскую землю, и советские богоборческие времена. До 1941 года хранилась великая святыня в соборе Успения Пресвятой Богородицы, но во время немецкой оккупации бесследно исчезла. В настоящее время в соборе на почетном месте находится чтимый, богато украшенный список чудотворной иконы (адрес: г. Смоленск, Соборный двор, д. 5).

С XVI века почитание Смоленской иконы Божией Матери широко распространилось по всей России, строились десятки храмов в ее честь, появилось множество копий иконы. Только чудотворных и особо чтимых ее списков известно не менее 30. Среди наиболее известных, прославившихся многими чудесами, можно назвать следующие:

Устюженская (1290 г.). Прославилась в городе Устюжне Новгородской губернии. Сейчас находится в московском храме Христа Спасителя. Адрес: Москва, ул. Волхонка, д. 15.
Выдропусская (XV в.). Названа по месту своего прославления – села Выдропусск Новгородской губернии. Ныне хранится в Преображенском соборе города Торжка. Адрес: Тверская обл., г. Торжок, ул. Медниковых, д. 5.
Христофоровская (XVI в.). Названа в честь преподобного Христофора, который в 1555 году основал монастырь на реке Малой Коряжемке в Сольвычегодском уезде Вологодской епархии. В 30-е годы прошлого века приход закрыли, и чудотворная икона была утрачена. Список ее находится сейчас в Введенском храме города Сольвычегодска. Адрес: Архангельская обл., Котласский р-н, г. Сольвычегодск, угол Советской и Курортной улиц.
Седмиозерная (1615 г.). Была принесена из Великого Устюга в Седмиозерную Богородицкую пустынь (близ Казани) ее основателем схимонахом Евфимием. Сейчас икона хранится в алтаре Казанского Петропавловского собора. Адрес: г. Казань, ул. Мусы Джалиля, д. 21.
Шуйская (1654–1655 гг.). Была написана благочестивым иноком Воскресенской церкви города Шуи во время свирепствования моровой язвы. Утрачена в 1922 году. Чтимый список ее находится в Воскресенском соборе города Шуя. Адрес: Ивановская обл., г. Шуя, Зеленая пл., д. 4.
Сергиевская (1730 г.). Являлась главной святыней церкви Смоленской Божией Матери Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В настоящее время хранится в Художественном музее Сергиева Посада. Чтимый список ее находится в Смоленской церкви лавры по левую сторону от царских врат. Адрес: Московская обл., г. Сергиев Посад.

Один из самых почитаемых списков Смоленской иконы Божией Матери в Москве находится в московском Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре (адрес: Москва, Крестьянская пл., д. 10). Эта икона была подарена обители инокиней Марфой, матерью царя Михаила Федоровича, в XVI веке.
Почитаемый список Смоленской иконы Божией Матери, бывший в Бородинском сражении, помещен над захоронением князя М.И. Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга (адрес: Санкт-Петербург, Казанская пл., д. 2).

Некоторые старинные иконы Смоленской Божией Матери можно увидеть в известных российских музеях.

Например:
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Адрес: Москва, Андроньевская пл., д. 10.
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Адрес: г. Владимир, ул. Большая Московская, д. 43.
Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Адрес: Вологодская обл, г. Кириллов, музей-заповедник.
Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Адрес: г. Кострома, пр. Мира, д. 7.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Адрес: Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Карла Маркса, д. 8.
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. Адрес: г. Великий Новгород, кремль, д. 11.
Пермская государственная художественная галерея. Адрес: г. Пермь, Комсомольский пр., д. 4.
Великоустюжский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Адрес: Вологодская обл., г. Великий Устюг, ул. Набережная, д. 64.
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Адрес: г. Ярославль, Богоявленская пл., д. 25.


В нашей стране известно около 200 храмов, посвященных Смоленской иконе Божией Матери или имеющих приделы в ее честь. Приведем сведения о некоторых из них.

Москва. Собор Смоленской иконы Божией Матери в Новодевичьем монастыре.
Этот собор – древнейшее каменное здание на территории Новодевичьего монастыря в Москве. Оно было построено в 1524–1525 годах в царствование великого князя Василия III в благодарность за помощь Смоленской иконы Божией Матери при овладении Смоленском в войне с литовцами. Собор представляет собой настоящую жемчужину русского каменного зодчества, сохранившуюся до наших дней. Мощный, шестистолпный храм на очень высоком подклете окружен с трех сторон крытыми галереями. В интерьерах монастыря сохранились фрески и иконостас, относящиеся к XVI веку. Собор известен тем, что в нем в 1598 году Борис Годунов принял избрание на царство. Храм имеет два придела – во имя святого апостола Прохора и Никанора и во имя Чуда святого архистратига Михаила. Святыня храма – чтимая Смоленская икона Божией Матери, список середины XV века. Смоленский собор Новодевичьего монастыря до сих пор находится в ведении Государственного исторического музея города Москвы, однако в христианские праздники здесь проводятся богослужения.
Адрес: Москва, Новодевичий пр., д. 1, стр. 5.

Санкт-Петербург. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
Деревянная церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери была построена на кладбище рабочих, строивших Петербург, по изволению императрицы Елизаветы Петровны в 1760 году. Каменный храм в этом месте был возведен по проекту архитектора Алексея Иванова в 1786–1790 годах. Выполненный в стиле русского классицизма, он отличался простотой форм и гармонией пропорций. Прямоугольное здание церкви увенчивал один широкий барабан, плавно переходящий в низкий купол. С запада к храму примыкали трапезная и двухъярусная колокольня со шпилем. Со временем Смоленская церковь все более благоустраивалась, что отражалось в ее архитектурном облике. Так, по проекту архитектора Андреяна Захарова в 1790 году к ней был пристроен северный придел, освященный в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Спустя век в пристройке, возведенной по проекту архитектора К.Н. Вербицкого, был освящен придел Иоанна Предтечи, украшенный иконостасом кисти М.М. Васильева. В 1940 году Смоленскую церковь закрыли, однако после окончания Великой Отечественной войны храм возвратили верующим. В эти годы на Васильевском острове он был единственным действующим храмом, неслучайно его считают одним из самых «намоленных» в Санкт-Петербурге. В 1950 году по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) Смоленскому храму был передан список особо чтимой иконы Божией Матери «Милующая», и в ее честь был освящен северный придел церкви. Немного позднее за ним был расположен Рождественский придел, который и поныне украшает символическая Вифлеемская пещера. Уже в наши дни, в 1990 году, по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия был устроен южный придел в честь святой блаженной Ксении Петербургской, считающейся покровительницей этой церкви. Кроме ее иконы в этом приделе особенно почитаются иконы Божией Матери Феодоровская и Скоропослушница, иконы святого апостола Петра и святого праведного Иоанна Кронштадтского.


Церковь Смоленской Божией Матери.
Санкт-Петербург. XVIII в

В иконостасе центрального придела, слева от царских врат, помещена главная святыня храма – почитаемый список Смоленской иконы Божией Матери, с которой ежегодно в престольный праздник совершается крестный ход вокруг храма. Среди других почитаемых икон центрального придела можно отметить следующие: Иверская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери, Толгская икона конца XVII века с клеймами, икона Николая Чудотворца, икона целителя Пантелеимона в житии. В 1987–1988 годах Смоленская церковь была полностью отреставрирована, промыты старинные росписи стен, обновлены киоты икон, засияли позолотой иконостасы всех приделов. Свое 200-летие в 1990 году этот чудесный храм на Васильевском острове встретил во всем своем великолепии. К приходу церкви Во имя Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище относится и недалеко от нее расположенная часовня Святой блаженной Ксении Петербургской, к которой в любое время года не прекращается поток верующих в ее чудотворную помощь.
Адрес: Санкт-Петербург, Васильевский остров, ул. Камская, д. 24.
Сергиев Посад. Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Троице-Сергиевой лавре.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери в знаменитой Троице-Сергиевой лавре расположена напротив церкви Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Она словно замыкает северо-западный угол соборной площади. Сооружена была Смоленская церковь в 1746 году по проекту архитектора Д.В. Ухтомского. Этот небольшой, однокупольный храм, завершающийся изящным световым фонарем с небольшой главкой и крестом, – чудесный образец храмовой архитектуры стиля елизаветинского барокко. Он удивительно гармонично вписывается в ансамбль Троицкого монастыря. Стены Смоленской церкви украшены чередующимися белокаменными пилястрами, а окна – резными каменными обрамлениями. К сожалению, иконостас церкви в его первоначальном виде не сохранился. В настоящее время в храме установлен резной иконостас из разобранной московской церкви Параскевы Пятницы, выполненный в 1748 году по проекту Д.В. Ухтомского. На восточной стене храма находится чтимая икона – копия чудотворного образа Смоленской Одигитрии, хранящегося в настоящее время в Художественном музее Сергиева Посада.
Адрес: Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра.

Владимирская область. Суздаль. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
Храм Смоленской иконы Богородицы в Суздале расположен напротив юго-восточной угловой башни Спасо-Евфимиева монастыря. Здесь в старину находилась слобода Скучилиха, в которой жили монастырские ремесленники и разный рабочий люд. Они-то и возвели в XVI веке, как было тогда принято, пару деревянных церквей – зимнюю церковь Симеона Столпника и церковь Смоленской иконы Божией Матери, служившую летним храмом. Затем в 1696–1706 годах на этом месте был поставлен существующий и поныне пятиглавый каменный Смоленский храм. В конце XVIII века между храмами была установлена колокольня, завершившая единый облик этого великолепного архитектурного комплекса. Зодчий, спроектировавший Смоленскую церковь, вероятно, работал с прославленными суздальскими мастерами – Маминым, Грязновым и Шмаковым, потому что в ее архитектурном облике повторяются детали знаменитых храмовых построек того времени – нарядный карниз из зубчиков, балясин и мелких кокошников, широкие плоскости стен с симметрично расположенными окнами, изящные барабаны под куполами и т.д. Особенно красив северный портал церкви, отличающийся богатой лепниной, ведь именно отсюда церковь «встречала» гостей, приезжающих в город со стороны Ярославля. В 1960 году церковь Смоленской иконы Божией Матери была отреставрирована архитектором О.Г. Гусевой. В советские времена церковь была закрыта и, по некоторым сведениям, использовалась под торговый пункт. В настоящее время это действующий храм. При нем с 1997 года действует община сестер милосердия, которая оказывает постоянную помощь детским домам и больницам города.
Адрес: Владимирская обл., г. Суздаль, ул. Ленина, д. 148а.




Кострома. Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Богоявленско-Анастасиином монастыре.
Богоявленско-Анастасиин монастырь в Костроме был основан в начале XV века преподобным Никитою, учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского. Костромичи в течение нескольких веков считали эту обитель общенародной святыней и молитвенным прибежищем для верующих. Одна из святынь Богоявленско-Анастасииного монастыря – чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери. Она была написана в 1672 году на стене угловой юго-западной башни Богоявленского монастыря группой мастеров под началом знаменитых иконописцев Гурия Никитина и Силы Савина. В 1779 году в Костроме случился страшный пожар, в огне которого погибла половина городских строений. Богоявленский монастырь тоже был объят пламенем, однако настенный образ Смоленской иконы Пресвятой Богородицы чудесным образом сохранился неповрежденным, и с того времени началась история его почитания. В 1814–1847 годах в стенах Богоявленской обители размещалась Костромская духовная семинария, которой руководил преподобный архимандрит Макарий (Глухарев). Именно его трудами в 1825 году юго-западная башня с чудотворной иконой-фреской была перестроена в церковь, посвященную Смоленской иконе Пресвятой Богородицы. К началу ХХ века в Богоявленско-Анастасиином монастыре действовали курсы сестер милосердия Красного Креста, училище для детей из бедных семей и первая в России монастырская лечебница для сельского населения. В 1920-х годах по указу властей, несмотря на протесты верующих, все храмы обители были закрыты и использовались под учреждения областного архива. Монастырь был возрожден в 1990 году, и уже через год в его храмах начались богослужения. Во вновь открывшийся Богоявленский собор была перенесена из Костромской церкви Воскресения на Дебре главная святыня Костромской земли – чудотворная Федоровская икона Божией Матери. С этого времени зафиксировано уже более 100 чудес, совершившихся по молитвам у этой иконы. Также к святыням, пребывающим в Богоявленско-Анастасиином монастыре, относятся: святые мощи преподобного Никиты Костромского, святые мощи преподобного старца Тимона Надеевского, крест-мощевик с частицами мощей 278 святых, складень-мощевик с частицами ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы. В настоящее время при обители действуют Костромская духовная семинария, богадельня Во имя святой равноапостольной Марии Магдалины и детский приют для девочек-сирот Во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Монастырь стал духовным центром Костромской епархии.
Адрес: г. Кострома, ул. Богоявленская (Симановского), д. 26.
Орел. Кафедральный собор Смоленской иконы Божией Матери.
Собор Смоленской иконы Божией Матери в городе Орле, построенный в русско-византийском стиле, – это самое большое церковное здание города. И хотя храм утратил почти половину величия своего первоначального облика, он по-прежнему радует красотой и является архитектурной доминантой города. Смоленская церковь была возведена по просьбе жителей бывшей Стрелецкой слободы города в 1767 году. Строилась она на средства прихожан, и в 1777 году в ней начались богослужения. Храм имел три престола: во имя Смоленской иконы Божией Матери, Спаса Нерукотворного и Дмитрия Солунского. Строительство нового здания Смоленской церкви велось по проекту архитектора Н.Т. Ефимова с 1857 по 1895 годы. Она была построена на средства потомственного гражданина города, купца Ивана Серебренникова. В 1938 году храм был закрыт. В период немецкой оккупации его использовали как бомбоубежище, а после войны здесь размещался хлебозавод. В 1994 году церковь была передана Орловско-Ливенской епархии, и под руководством архитектора М.Б. Скоробогатова началось ее восстановление. В 1995 году она вновь стала действующей. Святыни храма: чтимый храмовый образ Божией Матери Одигитрия, чтимый образ святой мученицы Татианы с частицей мощей, крест-мощевик 1762 года с частицами мощей святых угодников Божиих, одежда с мощей преподобного Меркурия Киево-Печерского, чтимая икона преподобного Серафима Саровского, особо чтимый образ Божией Матери «Всецарица». В наше время наряду с детской воскресной школой при соборе действует воскресная школа для взрослых. Собор Смоленской иконы Божией Матери в Орле считается храмом-памятником защитникам Отечества.
Адрес: г. Орел, ул. Нормандия-Неман, д.27а.

Нижний Новгород. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
Смоленская церковь в Нижнем Новгороде была возведена в конце XVII века на средства богатого купца-промышленника, графа Григория Строганова. Храм был открыт в 1697 году. Немного позже был освящен придел в честь Киево-Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. В архитектуре этой пятиглавой церкви использован своеобразный декор в духе строгановского барокко, что отличает ее от других храмов середины XVII века. Внутри ее нет характерных для русских храмов столбов, высокий зал перекрыт лишь сомкнутым сводом, поднимающимся к центральной главе. При этом пространство церкви зрительно расширяется за счет света, льющегося из больших, расположенных в два ряда окон. Богатая белокаменная резьба украшает фронтоны храма, а на его фасадах, в простенках между окнами, замечательно смотрятся колонны коринфского ордера. Над центральным входом устроена красивая колокольня. В советское время эта церковь была закрыта и использовалась как музейный склад. Возвращена верующим в 1993 году. Сейчас при храме действуют воскресная школа, детский театр и военно-патриотическая дружина. Главная святыня храма – икона с крестом-мощевиком, хранящим частицы мощей преподобного Сергия Радонежского, преподобного Варнавы Гефсиманского и христианских мучеников, пострадавших от нашествия сарацин. Нижегородская Смоленская церковь является объектом культурного наследия федерального значения.
Адрес: г. Нижний Новгород, ул. Гордеевская, д. 141.