Метафорические карты – это психологические картинки, на которых изображены люди, события и абстракции, вызывающие у каждого человека свои ассоциации. Работа с метафорическими ассоциативными картами относится к проективным методикам, поскольку помогает раскрыть индивидуальные психические содержания клиента через перенос на карты. На одинаковых картинках один человек, мыслящий позитивно, находящийся в хорошем настроении, может увидеть праздник, радость, восторг, счастье и другие положительные содержания, другой же, имея внутренние проблемы, перенесет их на карты и увидит какое-то напряжение, сопротивление, войну, тревогу. Человек проецирует свое подсознательное на картинку, не осознавая это – именно эта неосознанность и в реальности не позволяет решить его проблему.

Метафорические ассоциативные карты хороши тем, что являются переводчиком бессознательного на уровень . Бессознательное оперирует образами и картинками, сознание же мыслит единицами речи – словами, фразами. Бессознательные процессы являются приэтом самой большой частью психического айсберга, на сознание остается лишь малая часть, которая уже не решает, а лишь объясняет бессознательные импульсы.

В , как правило, прячутся родовые, детские травмы, которые создают запреты у человека на определенные действия. Человек может желать чего-то, однако бессознательное, следуя своей цели сохранить жизнь и психическое равновесие, не пускает его, поскольку здесь произошла определенная травма. С опасностью мог столкнуться даже другой человек, что может сохраниться в подсознательном и будет препятствовать повторению негативного, возможно, опыта. С помощью же картинок можно извлечь то, что препятствует достижению целей.

Метафорические карты – руководство для психолога

Как работают метафорические ассоциативные карты? Человек описывает картинку, которую он вытащил по своему запросу, барьер незаметно снимается. Он говорит не о себе, а потому расслабляется, работа с метафорическими ассоциативными картами высвобождает болезненные блокированные переживания, которые обычным способом поднять человек не сможет. Через карты боль можно обнаружить, вытащить и проработать вплоть до полного исцеления.

Клиенты любят взаимодействие с метафорическими картинками, поскольку большую часть времени им нужно расслабляться и играть, даже это благотворно воздействует на эмоциональное состояние. Если не всегда клиент серьезно воспринимает работу с проективными карточками – при профессиональной работе психолога может быть проведена колоссальная работа с глубинными внутренними изменениями, которые клиент не сможет в себе не отметить.

Существует много различных конфигураций, методов выкладки карт и наборов. Например, колоду «Персона» используют, работая с личностными аспектами и в расстановках. При консультации с ней психолог просит клиента найти лицо, которое соответствует текущему состоянию, затем желаемому, проблемному или такому, какому никто клиента не видел. Клиент раскладывает и рассказывает о картах, затем психолог предлагает их переместить, если есть такое желание. Существует и детский вариант колоды – «Персонита».

Карты «Ох» содержат не только картинки, но и рамки для них со словами. Сначала выкладывается рамка, а на нее – картинка, и психолог задает клиенту вопрос, что же они означают. Клиент пытается понять данную метафору. Однако строгих правил здесь нет, если картинка со словом для нее никак не связываются и не резонируют, материал не пошел – можно заменить картинку.

Существуют наборы карточек для работы специально с травматическими переживаниями, для поиска ресурсов, даже чистые наборы, когда можно самостоятельно нарисовать желаемое. У многих наборов карт есть и цифровой вариант, который позволяет консультировать удаленно, сохраняя весь процесс в презентацию. Ее можно передать клиенту, он сможет продолжать с ней взаимодействовать, закрепляя результаты работы.

Метафорические ассоциативные карты позволяют даже провести самостоятельную сессию, причем использовать карты можно очень творчески, отходя от инструкций. Раскладывая и трактуя карты, человек с опытом начинает осознавать свое нынешнее внутреннее состояние, переживания, и установки.

Значение метафорических карт

Закон метафорических карт – сама карта ничего не обозначает, на ней находится то, что видит клиент. Методически метафорические карты связаны с тестом Роршаха, в котором испытуемому следует в чернильных пятнах рассмотреть изображение. Конечно, каждый человек начинает рассказывать о себе, видя то, что его волнует. Со временем направление развилось в целый класс проективных техник, которые легко обходят сопротивление клиента, решают проблему вербализации проблемы.

Метафорические карты помогают работать, когда человек даже вообще не находит, что сказать о своих , расфокусирован, не может осознать, отчего ему плохо. Описывая карту за картой, например, по технике шести карт, когда нужно описать каждое изображение в привязке к выложенному к нему слову, клиент обычно к шестой карте сам понимает, в чем заключается его проблема, над чем стоит работать, какова его основная тема. Поскольку методика проективная, работа с метафорическими картами имеет большой плюс – не происходит ретравматизации. Человек всегда рассказывает о карте как о неком предмете, который находится снаружи, ему не нужно погружаться в свои переживания. Не стоит путать метафорические карты с гаданием, картами Таро и другими эзотерическими методиками.

Метафорические карты сами ничего не открывают, кроме того, что содержится в бессознательном самого человека, а потому они могут помочь в вопросах о поиске внутренних решений и ресурсов, но не могут ответить, сбудется ли что-то извне без вмешательства субъекта и его психических сил. Для устранения ассоциации с картами Таро некоторые психологи даже начали называть метафорические карты проективными карточками.

Метафорические карты также редко используются для психодиагностики по причине соответствия закону, что метафорическая карта сама не несет никакого значения, кроме того, какое в ней видит клиент.

Как работать с метафорическими картами?

В процессе работы психолог как ведущий задает наводящие вопросы, клиент отвечает, описывает картинку, вербализируя и осознавая затем и свои психические содержания, перенесенные на нее. Например, клиент обратился с пожеланием найти свое предназначение. Психолог предлагает ему произнести свой вопрос и вытянуть одну картинку из набора «Персона». Клиент переворачивает ее и видит человека с неоднозначными эмоциями. Психолог просит описать, кого он на карте видит, рассказать, каков этот человек. После того психолог предлагает клиенту проанализировать, насколько описание человека на картинке соответствует самой личности клиента, какова схожесть.

Если же он увидел на картине что-то очень неприятное для себя, вызывающее дискомфорт – сразу можно проработать эту проблему, найти для нее ресурс. Например, черные волосы для клиента проассоциировались с тяжелым характером, тогда психолог предлагает ему выбрать из следующей колоды «Персона» еще одну карту для решения этой проблемы, высказав вслух перед этим пожелание найти ресурс, который наиболее полно сможет помочь. Например, это оказывается карта с человеком, закрывшим лицо руками. Клиент описывает его как играющего в прятки, ведущего сейчас в игре, он находится в состоянии сосредоточенности, ожидания, какое все мы испытывали в детстве.

Если этого клиенту не хватило – он может выбрать другие картинки в открытую. Например, для уверенности в себе он останавливается на изображении ныряющего на фоне солнца и прекрасной погоды человека. Он целенаправленный, тело его излучает силу и расслабленность, он хорошо себя чувствует и наслаждается своим телом. Карту можно расположить даже поверх ранее вытянутой карты, вызывающей дискомфорт, будто перекрывая ее.

Описав ресурсную карту, ее можно отложить и снова взглянуть на первую карту, вызвавшую ранее неприятные ассоциации. Психолог просит клиента посмотреть, что на ней изменилось. Удивительно, но то, что не нравилось, будто смягчается – некрасивые волосы становятся вполне привлекательными, колючий взгляд добреет. Клиент уже сообщает, что у человека на карте появилась уверенность, он идет в правильном направлении.

Часто на сессиях картинка меняется буквально на глазах. Если выражение лица клиент видел напряженным, глаза печально закрытыми, то после взаимодействия с картой, добавления сил и ресурсов, других состояний – клиент видит спокойствие, даже какую-то радость, расслабление, происходят сразу изменения в лучшую сторону. Как только он начинает работать с картами – он будто дает команду подсознанию, которое воспринимает образы картинок и уже на сознательном уровне возвращает ответ, вследствие чего происходят жизненные изменения.

Техники работы с метафорическими картами

Метафорические карты – хороший рабочий инструмент, который в легкой непринужденной форме выявляет глубинные содержания человека, о каких он не смог бы даже сходу рассказать.

Техник использования метафорических карт множество, более того, можно свободно изобретать новые, использовать одновременно несколько колод. Например, если человек выложил карту нынешнего состояния, а с ней карту идеального, можно предложить ему найти карту и переходного состояния, которое позволит добиться желаемого. Можно задавать вопросы и доставать карты наугад, можно рассматривать карты, просто объясняя то, что на них видишь. В каждой метафорической колоде обычно порядка 90 карт, потому сюжетных линий можно разложить довольно много. Имея большой опыт работы с разными наборами карт, психолог может подобрать для каждого клиента и его проблемы максимально подходящую колоду.

В классической консультационной работе психолог обычно задает клиенту наводящие вопросы к каждой карте, при этом вопросы должны быть обязательно открытыми и не наталкивать клиента на содержание, какое в карту мог вложить сам психолог. Например, если на карте изображена гора или вулкан, психолог лишь спрашивает, что за гора, что за вулкан, где они находятся, что происходит там. Выслушивая содержания клиента, в конце психолог узнает у клиента, может быть, у него есть еще что-либо об этом.

Существуют и техники, преимущественно опирающиеся на игру. Например, в технике «Препятствия и возможности» психолог выступает ведущим и просит игроков выбрать по 5 карт вслепую, даже не задавая перед этим никаких вопросов, не формулируя запросы. Игра ассоциативная, потому здесь нет выигрыша, кроме, конечно, психологической выгоды от полученных выводов. Психолог просит первого игрока посмотреть карты, не показывая их другим, и выбрать одну, на какой изображено препятствие, трудность. Например, он выбирает и выкладывает карточку с домиком, сообщая, что он разваливается. Задача второго игрока найти среди своих карточек и выложить ту, что изображает возможность для решения проблемы. Первый игрок, предъявивший проблему, слушает и принимает предложенное решение. Если оно оказалось, как он посчитал, неподходящим или недостаточным – сообщает об этом, второй игрок снова предлагает карту возможности. После принятого решения игроки меняются местами.

После игры психолог предлагает игрокам проанализировать, пересекается ли игра с жизнью, обнаружили ли участники какие-то личностные проблемы, а также решения для них. Объяснение перед другими участниками, потому не обязательно ему быть подробным, достаточно понять ситуацию для себя, немного озвучив. Однако часто еще до этого участники понимают, чем обусловлен их выбор карт.

Следующая техника называется «Место и время моей мечты». Клиенту предложено выбрать из перевернутых рубашкой вверх карт одну, перед этим также можно не формулировать запрос. Посмотрев на нее, он должен подумать, какая это страна, какое время, наше ли, прошлое. Чем ему может быть нужно пребывание в этом времени. Клиент может вообразить себя в нем, будто войти в мир, изображенный на карточке, и походить в нем, посмотреть, даже мысленно взять подарок себе или близкому. Психолог задает снова наводящие вопросы, спрашивает, что полезного клиент нашел для себя в этом времени, какой ресурс смог пополнить.

Техника «Выход из тупика» подходит для поиска выхода из сложных ситуаций и анализа повторяющихся проблем, которые клиент никак не может решить. Для определения текущей ситуации тупика перед клиентом раскладываются открытыми несколько карт, предлагается выбрать одну, какая максимально точно описывает текущее состояние дел. Выбирать следует чувствами, ту карточку, какая привлекает внимание больше всех. Выбрав, психолог уточняет, что клиента цепляет на этой карточке, куда все время тянется взгляд. Обратив свое внимание на эту деталь, клиент должен пронаблюдать, какие эмоции у него появляются. Возможно, на карте он найдет также то, что ему не нравится, вызывает отторжение, нежелание смотреть на этот элемент карты. Далее психолог просит рассказать о ситуации, изображенной на карточке, и герое ее сюжета.

Следующий расклад в этой технике – изображения различных дверей как путей выхода из ситуации. Клиенту нужно отобрать одну и описать, что за дверь, может ли она помочь выйти из тупиковой ситуации, сложно ли в нее пройти или легко, открыта она или закрыта для него. Затем, возможно, клиент сможет представить, что находится за дверью, описав свои ощущения. Если для клиента эта дверь не является выходом, то психолог уточняет, куда она может вести.

Затем следует расклад карт по вопросу, что мешает выйти из тупиковой ситуации. Здесь клиент может выбрать уже до трех карт, тех, что описывают страхи и блоки. Психолог уточняет, что сам клиент подразумевает в каждой выбранной карте, что, возможно, пугает клиента или препятствует поиску выхода, просит рассказать историю каждой карточки, об изображенных на ней персонажах, чтобы максимально раскрыть то, что блокирует клиента, не дает ему выйти из сложной ситуации. Часто на картах обнаруживаются и вторичные выгоды клиента, психолог просит его задуматься, какую выгоду он получает оттого, что остается в этом тупике, от чего страх, возможно, защищает его, что еще более страшное может произойти в жизни, если он решится все же на перемены. Осознавая свои страхи, блоки и вторичные выгоды, клиент может двигаться дальше и имеет шанс преодолеть тупик.

Последний расклад – ресурсный. Снова перед клиентом несколько карточек с тем, что может помочь выйти из тупика, совершить перемены. Психолог просит его выбрать те, что являются для клиента поддержкой и ресурсом, на какие он может опираться, а выбрав, описать каждую. Клиент рассказывает, что наиболее интересно, позитивно для него на карточке, что привлекает внимание, вызывает прилив энергии, дает силы. Психолог предлагает рассмотреть, какие из изображенных ресурсов у клиента уже есть, а какие можно привлечь, подумать, каким образом ресурс можно использовать, что можно сделать уже в ближайшее время. Чем более подробно клиент отвечает на вопросы, описывая карту – тем более содержательный он извлечет результат, более интересные открытия получит о своем тупике, о том, почему в нем находится, зачем тупик ему нужен. Это может стать точкой, из которой клиент даже сможет перевернуть свое мировоззрение.

С помощью ассоциативных метафорических карточек можно поработать и с Тенью. Психолог тогда просит клиента создать мысленное намерение, а затем из колоды карточек с лицами выбрать себя, каким клиент сейчас себя видит и принимает, потом – свою противоположность. Пол и возраст изображенного на карточке человека значения не имеет, важны лишь его эмоции. Если клиент затрудняется выбрать только одну карточку на каждую из ипостасей – он может выбрать две или даже несколько.

Описывая первую ипостась, клиент рассказывает, что он видит на карточке, какие чувства и эмоции на ней присутствуют. Если изображенный на ней человек, по словам клиента, смотрит на кого-то – психолог просит выбрать из колоды того, на кого он смотрит, что можно сделать в закрытую, а затем описать. Далее психолог переводит клиента к описанию карты противоположности. После чего спрашивает, правильно ли карты расположены перед ним на столе, или клиенту хочется изменить их позиции. Чаще всего клиент отодвигает карту противоположности, символизирующую его Тень.

Психолог просит клиента проанализировать взаимодействие карт-антиподов, спрашивая, видит ли одна карта другую. Если да, то, как изображенные на них личности относятся друг к другу, нужна ли карта противоположности главной карте, может ли главная карта за что-то поблагодарить свою противоположность, что негативного привносит карта противоположности в жизнь главной карты, если ее хочется отодвинуть.

Если карты не видят друг друга, то, что необходимо изменить в раскладе, чтобы они увиделись. Когда клиент изменяет положение карточек, психолог узнает, что изменилось у главной карты. Когда клиент говорит о негативных качествах антипода, психолог выслушивает, затем предлагает трансформировать эти качества, заменив их позитивными синонимами, и подытоживает, проговаривая, какое положительное зерно было найдено, как главная карта может интегрировать эти качества, как изменится после этого, может ли поблагодарить свою противоположность и какие чувства после благодарности испытывает.

После проведенной работы будет отличным, если клиент от имени главной карты проговорит благодарность карте-антиподу за переданный ресурс. Возможно, после того клиент снова захочет поменять расположение карточек на столе или даже заменить какую-то карточку на другую из колоды.

Данная техника позволяет проработать теневые качества личности, в результате клиент может интегрировать, принять свою теневую сторону. Психолог спрашивает, что клиент ощущает в связи с проведенной работой, как изменились его ощущения после примирения со своей ранее вытесненной частью.

Предмет курса

Предметом изучения данного курса является работа психолога с помощью метафорических карт. Это то, чему будут посвящены ближайшие 200 страниц текста.

Глубина изложения предмета курсом

  • Кто-то хочет, к примеру, научиться водить автомобиль.
  • Кто-то желает не просто водить, а побеждать в гонках.
  • Другой планирует водить, побеждать и самостоятельно ремонтировать.
  • Четвертый уже все это умеет и решил освоить тюнинг.
  • Пятый мечтает стать инженером и научиться создавать автомобили.

Каждый из этих людей нуждается в разных по подробности моделях такого предмета, как автомобиль.

Угодить всем невозможно. Подробная модель окажется слишком сложной для того, кто хочет побыстрее и попроще. В свою очередь простая покажется примитивной любителю разобраться как следует.

Поэтому, прежде чем начать писать, любой автор должен сделать выбор.

Все обучающие курсы по метафорическим картам в России - это обучение вождению. Вот газ, вот тормоз, вот техника для поворачивания направо, вот техника для паркования. Покупай колоду и трогай. Что там под капотом - не твое дело.

Я решил сделать что-то противоположное, потому что сам в свое время нуждался именно в фундаментальном руководстве. Я тогда даже не был психологом.

Таким образом, берясь за написание этого курса, я исхожу из двух допущений:

  1. Вы почти ничего не знаете о метафорических картах.
  2. Вы почти ничего не знаете о психологии.

Это курс для чайников. Начнём мы с первого пункта. С метафорических карт.

Что такое метафорические карты?

Метафорические (проективные, ассоциативные) карты - это наборы карточек из плотной бумаги или картона с нанесёнными на них рисованными или фотографическими изображениями.

Вот, например, колода метафорических карт “Тан Ду”.

Чаще всего метафорические карты выполнены в формате игральных с одинаковой для всех обложкой, хотя бывает по-разному.

На данный момент мне известно примерно о 80-ти различных более менее популярных колодах, которые выпускаются в Германии, Израиле, Голландии, России и Украине.

Сами по себе метафорические карты никакой ценностью не обладают. Если дать вам колоду, вы и за 10 лет не поймете, как извлечь из них пользу. Карты всего лишь инструмент. Они становятся полезны только в руках того, кто знает что с ними делать. Это может быть любой человек с одной важной особенностью - он должен разбираться в психологии. Поэтому картами пользуются в основном психологи.

Для чего же им эти карточки с картинками?

Психологи используют метафорические карты как инструмент для проведения диагностики и коррекции проблем человека. Это визуальный стимул, рассматривание которого вызывает в сознание человека “материал” из его психики.

Простой пример. Посмотрите, пожалуйста, на эту карту:

Взгляд на нее наверняка вызвал в вашем сознании понимание, что перед вами изображение стула. Вам кажется это естественным. На самом деле все не так просто. Если вы покажете ту же карту младенцу, он не увидит на ней стул. Для него это будет просто твердая бумажка с цветными пятнышками, возможно съедобная. Тоже самое произойдет при предъявлении карты представителю примитивного племени откуда-нибудь с Амазонки.

Понимаете? Вы видите на карте стул только потому, что стул уже есть в вашей голове. Так устроено человеческое восприятие - мы видим, слышим, обоняем, чувствуем только то, что знаем.

Когда корабль Колумба приплыл к островам в Тихом океане, находящиеся на берегу индейцы не обратили на него внимания. Им показалось что это какая-то странная маленькая лодка. Они просто не представляли, что такое европейский корабль и какого он размера. В их опыте не было ничего похожего кроме их собственных лодченок, поэтому они и решили, что к ним в бухту заплыла такая же лодка и очень удивлялись как на ней поместилась такая прорва испанцев.

Вот именно с содержимым памяти человека, с его личным опытом, а в целом с нейронными связями в его мозгу и позволяют работать метафорические карты.

Каждая метафорическая карта - это визуальный стимул, предъявление которого позволяет вызвать в сознание человека смыслы, содержащиеся в его психике, а затем проводить с ними манипуляции в соответствии с замыслом психолога.

Образы, смыслы, извлекаемые из памяти человека с помощью метафорических карт, в дальнейшем мы будет называть материалом.

Про манипуляции поговорим позже, а сейчас посмотрим, как происходит сам процесс вызывания материала в сознание с помощью метафорической карты. Заодно освоим первую технику, которую я называю “Искренний разговор обо мне”.

Техника: Искренний разговор обо мне

Здравствуйте! Меня зовут Затей. Мне 32 года. 4 из них я работаю психологом-консультантом в одном из московских центров. Психологическое образование я получил в Российском университете дружбы народов на кафедре “психологическое консультирование”. Но по основному образованию я химик-технолог нефти и горючего. Я не женат, детей нет. В свободное время танцую хастл, посещаю секцию муай-тай. Люблю научную фантастику, пару лет работал сценаристом на телевидении.

Примерно так я рассказал бы о себе, придя к вам на консультацию в качестве клиента.

После того, что вы обо мне узнали, как вы думаете, я смогу платить за ваши услуги? Я настроен на решение своих личностных проблем или мне просто некому пожаловаться? Вам вообще стоит пытаться мне помочь или лучше направить меня к психиатру?

Согласитесь, если бы вы были психолог, а я ваш клиент на первой консультации, из моего представления выше вы бы не поняли обо мне ничего действительно важного.

Именно такими и бывают абсолютное большинство рассказов людей о самих себе. Тот материал, который мы выдаём сознательно, часто лжив, неполон, состоит из социальных штампов (учился, женился, работал) и не несёт особой ценности для психолога.

Но не всегда. Сейчас я попробую рассказать о себе с помощью метафорических карт. Конкретная техника, которую я для этого использую, называется “Искренний разговор обо мне”. Я всегда использую её на первой сессии чтобы познакомиться с новым клиентом, объяснить ему принцип работы карт и изменить его внутреннее состояние на более заинтересованное и открытое.

Описание техники “Искренний разговор обо мне”

Цель техники : знакомство с новым клиентом. Создание атмосферы доверия и близости. Обучение клиента основным способам работы с картами.

Порядок выполнения : взять любую колоду метафорических ассоциативных карт и предложить клиенту наугад извлечь из неё произвольное количество карт рубашками вверх (обычно хватает штук 5-ти). Затем попросить клиента по очереди переворачивать карты и откровенно рассказывать, какие мысли о его собственной жизни приходят ему на ум при разглядывании изображения на обороте.

Пример выполнения техники : я прямо сейчас возьму колоду метафорических карт “Ох” и проделаю эту технику.

Вот, что у меня получилось:

Переворачиваю первую карту:

Тут всё просто. Это квартира, которую я снимаю в Москве. 10-го числа надо платить.

Переворачиваю вторую карту:

Неприятная карта. Мне кажется этот человек переживает отчаяние, ему кажется, что он потерпел полное поражение, не справился с жизнью. Он чувствует, что обречён, больше у него нет сил на то, чтобы встать и продолжать пытаться всё изменить. У меня был такой эпизод в жизни - полное поражение вообще во всех сферах жизни. Как-то так получилось, что родители не научили меня вообще ничему, не создали никакой материальной базы. Отец в 40 лет сгорел от водки. Мать всегда была беспомощной и одержимой иллюзиями. В 27 лет я работал карамельщиком на конфетной фабрике. Разливал расплавленный карамель на линию - руки до сих пор в ожогах. Всего имущества - одна пара протёртых кроссовок, старые джинсы, несколько футболок, квартирная аренда в Москве, на которую уходила вся зарплата, долги. А ещё мать, сестра и брат на содержании. Никогда не было девушки.

Переворачиваю третью метафорическую карту:

Это наверно аура, всякие там тела, которые якобы окружают наше материальное тело. Сразу вспоминается моя мама. Всю жизнь она боится сглаза, пустых вёдер, свистеть в помещении, верит любому, кто рассказывает про “тонкий план”, чакры. Сейчас пошло увлечение семинарами очередного гуру, пришедшего в наш мир “с высоких мерностей”. Влетает это в копеечку, а вот полечить свой варикоз или заменить зубную коронку на керамическую у неё денег нет. И это бесит.

Переворачиваю четвёртую метафорическую карту:

На этой карте я вижу себя идеального. Это метафора того состояния, к которому я когда-нибудь хочу прийти. Спокойный, мудрый и счастливый человек, каким-то очень сложным способом служащий чему-то, что несравнимо больше его самого. Для меня это мой народ.

Переворачиваю пятую метафорическую карту:

Сразу приходит на ум моё недавнее желание научиться играть на укулуле - это такая маленькая гавайская гитара с четырьмя струнами. Проблема в том, что я уже хожу на хастл, который тогда придётся бросить. Ну и чёрт бы с ним, но… я довольно часто бросаю дело не доделав. Навык мобилизовываться и делать то, что должно быть сделано, хочешь ты этого или нет, сейчас самый важный для меня. Пусть написание этого курса будет ещё одним упражнением в этом.

Вот и вся техника.

Как вам кажется, теперь вы знаете обо мне больше? Это значимая для психолога информация? Очевидно, что да. А если таких карт будет 20? К концу беседы вы будете знать обо мне больше, чем моя тётя из Винницы.

Эту технику я использую на самой первой сессии при знакомстве с клиентом. Выкладываю себе 5 карт, даю выбрать ему. Затем мы по очереди переворачиваем свои карты и рассказываем, что видим. Я - он, я - он...

Одновременно решаются три задачи - знакомство, создание атмосферы доверия и обучение нового человека работе с метафорическими картами. Я уже не говорю про диагностику проблем клиента. Как видите, материал поднимается важный.

А теперь посмотрите видеопример выполнения той же техники в исполнении Ники Верниковой. Смотрите с 12-ой минуты:

Опять же, клиентка озвучила очень важный материал, который другим способом получить бы не удалось.

А теперь проделайте технику “Искренний разговор обо мне” сами.

Упражнение на отработку техники “Искренний разговор обо мне”

Я прямо сейчас наугад достану для вас 5 карт из метафорической колоды Ох. Каждый раз перед тем как взглянуть на карту, спросите себя: “На что в моей жизни указывает эта карта?”

Чтобы увидеть лицевую сторону карты просто кликните по ней.

Первая метафорическая карта:

Говорите первое, что приходит в голову, когда вы смотрите на карту вне зависимости от того как вы к этому относитесь. Если эта мысль появилась первой, значит она действительно важна и давно хотела оказаться в фокусе вашего внимания.

Вторая метафорическая карта:

Третья метафорическая карта:

“Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”

Пятая метафорическая карта:

“Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”

Ну как, получилось?

Теперь осталось попрактиковать эту технику на живых людях. Вы можете проделать это с любыми своими знакомыми или близкими. Обычно она воспринимается как интересная игра, потому что, скажем прямо, искренних разговоров в нашей жизни не так уж много, да и говорить о самих себе мы все очень любим.

Играть могут двое и более человек. Главное чтобы у вас была колода.

Если дело касается обычного среднестатистического клиента, в процессе “искреннего разговора” он интуитивно понимает как с помощью метафорической карты извлечь из себя “материал” для работы и дальше консультация продолжается без сучка и задоринки в соответствии со структурой сессии.

Но так происходит не всегда. Иногда клиенту непонятно как разглядывание карты привело к воспоминанию о том, как в детстве меня забыли в универмаге. Интуитивное понимание не приходит. Клиент смотрит на метафорическую карту и не знает что сказать. Что ж, такое тоже бывает. В этом случае передо мной встаёт задача быстро обучить его способам извлечения “материала” из своей психики.

Всего таких способов 5. Ими мы и займёмся в следующем уроке.

Домашнее задание

Выполнить технику “Искренний разговор о себе” с 5-ю разными людьми.

Резюме урока

Метафорические (проективные, ассоциативные) карты - это наборы карточек из плотной бумаги или картона, с нанесёнными на них графическими изображениями.

Психологи используют метафорические карты как инструмент для проведения диагностики и коррекции психогенных проблем человека.

Основной принцип работы метафорических карт следующий: каждая карта - это визуальный стимул, который позволяет вызвать в сознание человека смыслы содержащиеся в его психике. Эти образы и смыслы принято называть материалом.

Благодаря вызыванию материала из психики клиента в сознание с помощью карт становятся возможными манипуляции психолога с этим материалом так чтобы решить проблему клиента.

Самый простой пример извлечению материала из психики человека с помощью метафорических карт - техника “Искренний разговор обо мне”. С помощью этой техники до того незнакомые психолог и клиент знакомятся, извлекая из своей психики искренний рассказ о самих себе, очень отличающийся от того, что они рассказывали бы без карт. Заодно клиент обучается такому извлечению, что понадобится ему в дальнейшей работе.

Метафорические карты – новое, но уже зарекомендовавшее себя направление в психологии, относящееся к проективным методикам. Психологи, использующие в своей работе ассоциативные карты, подтверждают их эффективность. Плюс этого метода в том, что с картами можно работать и самостоятельно для развития творческого потенциала, .

Что такое метафорические карты?

Метафорические ассоциативные карты (МАК) – набор карт или открыток, на которых изображены разного рода события, фигуры, лица, природа, предметы, животные, абстракции. Для чего нужны метафорические карты, кажущиеся иногда незамысловатыми и примитивными картинками? Психологи утверждают, что такая примитивность обманчива, а работа с картами многослойна и дает прекрасный исцеляющий, терапевтический эффект в короткие сроки.

Метафорические карты в психологии

Метафорические карты в работе психолога мощный и эффективный инструмент, позволяющий исследовать ассоциации и образы человеческого подсознательного. Известный факт, что подсознание сопротивляется быть проявленным, а такая проективная методика как МАК помогает обойти это сопротивление и раскрыть субъективные причины неэффективных паттернов поведения, реагирования.

Цель работы с метафорическими картами

Психосоматика и метафорические карты как метод диагностики давно используются в работе психологов для выявления проблемы, послужившей толчком для развития существующего состояния, болезни. Любая область психологии будь то семейная, индивидуальная и групповая может использовать ассоциативные карты в качестве серьезного помогающего инструмента. Цели работы с МАК:

  • обход рационального мышления;
  • осуществление диалога «внутреннее – внешнее»;
  • реконструкция прошлых событий, повлекших за собой возникновение , невроза, психотравмы;
  • прояснение актуальных переживаний и потребностей;
  • завершение «неоконченных» событий, забирающих энергию;
  • моделирование линии времени от прошлого к будущему.

Метафорические карты – виды

Такие разные метафорические карты – значение каждой колоды зависит от тематики. Есть более узконаправленные, а есть универсальные. Но все они очень ресурсные. Самые популярные среди психологов МАК:

  • «Персона / Persona » – набор карт с лицами людей, отражающим разные эмоции и состояния;
  • «Танду / Tandu » – ассоциативные карты для проработки отношений в паре;
  • «Экко / Ecco » – раскрытие творческого потенциала;
  • «Коуп / Cope » – работа с душевными травмами;
  • «Сага / Saga » –развитие воображения и творческого потенциала;
  • «Морена / Morena » помогает увидеть ресурс;
  • «Она » – женская, очень ресурсная колода;
  • «Окна и двери » – работа с состояниями, поиск ресурсов, новых решений;
  • «Из сундука прошлого » – проработка детских травм, неврозов, установок.

Как выбрать для себя метафорические карты?

Лучшие метафорические карты те, которые отвечают целям, предпочтениям и вкусам человека. Связь с колодой формируется интуитивно, для некоторых достаточным является бросить один взгляд на колоду, чтобы почувствовать связь с теми образами, что запечатлены в ней. Доверится своим чувствам, подержать в руках. В кабинете психолога принцип выбора колоды точно такой же: позволить взгляду «выцепить» ту колоду, которая отзовется, если их несколько (обычно это так и есть). Многие существующие колоды МАК многоаспектны и позволяют прорабатывать разные сферы жизни.

Метафорические карты – как работать?

Работа с метафорическими картами начинается с существующего запроса клиента, то с чем он приходит к психологу. В самостоятельной работе также действует принцип наличия проблемы и связанной с ней запросом. Метафорические карты упражнения и способы в каждой конкретной колоде могут отличаться, но в целом, в работе с метафорическими картами существуют две стратегии:

  1. Открытая . Перед человеком колода лежит изображениями вверх. Психолог задает вопрос и клиент подбирает карты для своего состояния, как он чувствует. Техника считается безопасной, полностью контролируемой, что вызывает доверие и расслабленность, тревога снижается.
  2. Закрытая , или по-другому можно назвать – гадание, это метод выбора карт вслепую, как в традиционных предсказаниях, например на Таро. Такая техника выбора случайных карт предполагает более глубинную работу и воспринимается интуитивно человеком как послание свыше, «перст судьбы», что делает методику более привлекательной, интригующей, может повышать тревожность, поэтому применяется психотерапевтом после работ в открытой технике.

Техники с метафорическими картами

Гадание на метафорических картах можно осуществить в следующих техниках:

  1. Смена точки восприятия (М. Эгетмейер). Вслепую вытягиваются 2 карты. Одна символизирует проблему, вторая – решение. Человек кратко рассказывает как он видит это - проблема-решение через образы, идущие от карты. Затем карты переименовываются: та, что была проблемой, становится решением и наоборот. Для перехода из одного состояния в другое, можно вытягивать еще одну карту из другой колоды.
  2. Рисунок . Вытянуть карту из стопки и расположить ее на чистом листе, так как чувствуется из состояния. Задача дорисовать картину, продолжая ее на листе. Описать то, что получилось.
  3. Анализ существующих отношений . Вытянуть вслепую 5 карт, для каждой из которых есть вопрос, а карты и будут ответами на эти вопросы:
  • «Что перестало работать в этих отношениях?»;
  • «Моя ответственность в этих отношениях?»;
  • «Ответственность партнера?»;
  • «Что работает в отношениях?»;
  • «Что такого должно произойти, чтобы взаимоотношения изменились?».

Метафорические ассоциативные карты – обучение

Метафорические карты обучение лучше проходить у сертифицированных специалистов или авторов тех колод, которые хотелось бы использовать в работе. Курсов по метафорическим картам много и можно пройти их дистанционно онлайн если нет возможности присутствовать лично на обучении. Популярные на сегодняшний день различные курсы по арт-терапии включают в себя и раздел работы с МАК. Но самым действенным обучением считается практика, наработка опыта в работе с картами и чтение профессиональной литературы, обмен опытом на форумах посвященных работе с ассоциативными колодами.


Метафорические карты – книги

Ассоциативные карты относятся к проективным методикам, которые считаются очень эффективным инструментом психолога. У каждого специалиста есть свои любимые колоды, не ко всем есть пособия, потому что метафорические ассоциативные карты больше интуитивный инструмент. В целом, в работе с картами есть стандартные общие правила. Некоторые популярные колоды настолько полюбились психологами, и весь полученный опыт нашел отражение в следующих книгах:

  1. «Метафорические карты » Г. Кац, Е. Мухаматулина. Применение ассоциативных карт в консультировании, бизнес-коучинге, индивидуальной работе с детьми и взрослыми. Обзор разных колод.
  2. «Ассоциативные карты в работе с трудным случаем » Н. Дмитриева, Н. Буравцева. Данное руководство будет полезно в работе с девиантными подростками, при терапии кризисных состояний. Книга интересна для студентов и уже практикующих специалистов.
  3. «Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании » С. Толстая. В пособии описаны эффективные техники и методики работы с разными колодами, показаны аспекты работы в следующих семейных системах: супружеских, детско-родительских и сиблинговых.
  4. «50 техник МАК на все случаи жизни » Т. Демешко. Полезный материал изложенный в книге рассматривает аспекты работы со здоровьем, карьерой, сферой семейных отношений, финансов.
  5. «Из жизни каждого » Метафорические карты в групповой работе. Т. Павленко. Руководство изобилует разными техниками работы с колодами и затрагивает тему пищевых расстройств поведения – как можно этим работать посредством МАК.

Научные исследования на тему метафорических ассоциативных карт

Метафорические ассоциативные карты – на эту тему написано немало диссертаций, разработано много авторских техник и колод. В ходе исследования подтверждалось, что человеческое подсознание «мыслит» символами и образами, это самый простой язык для выражения вовне того, что есть в , но результат всегда впечатляющий. То, что не может быть сказано и выражено напрямую в ходе обычной консультации, более легко достигается при работе с ассоциативными картами – в этом огромный терапевтический эффект.

Метафорические ассоциативные карты - это набор разного рода картинок, величина которых может достигать размера открытки. Такие карты могут содержать изображения людей, их взаимодействий, животных, пейзаж, жизненных ситуаций и многое другое. Уникальность такого метода заключается в том, что ассоциации вызванные картинкой способны на бессознательном уровне открыть доступ в глубины собственной души. В образах на картах человек видит себя со стороны.

Процесс не сопровождается скованностью и другими ограничивающими эмоциями, а это влияет на создание благоприятной атмосферы, которая располагает к расслабленности и доверию, что крайне важно в работе психолога. Метод ассоциаций помогает быстро прояснить и осознать потребности человека, изучить его незавершенные внутренние процессы и с помощью карт решить эти проблемы

Преимущества метафорических карт:

  • при работе со зрительными образами у человека снижается сознательная цензура, что облегчает работу с его неосознанными подсознательными конфликтами;
  • карты дают возможность увидеть правдивую картину межличностных и других взаимоотношений человека с окружающей реальностью и образами, живущими в его внутреннем мире;
  • отлично подходят для работы с людьми, которые плохо осознают свои чувства и больше полагаются на факты, чем на эмоции;
  • помогают преодолеть внутреннее сопротивление, которое очень часто не поддается больше никакой методике;
  • открывают большие возможности для творчества, саморазвития, самопознания и сочетаются в работе со всеми известными методиками психотерапевтов;
  • универсальная методика, использовать которую можно практически во всех ситуациях и в разных возрастных категориях.

С какими проблемами и вопросами можно работать при помощи метафорических карт?

Данная методика подходит для вопросов различных тематик. Для детей наиболее актуальными являются проблемы взаимоотношений с родителями, сверстниками, устранение разных фобий и психологическая помощь в критических ситуациях (потеря близких людей, развод родителей и т. д.).

Взрослые же могут обратиться к метафорическим картам, чтобы справиться с переживанием одиночества, провести диагностику семейной системы, найти ресурсы для достижения необходимых целей, разрешить проблему выбора и многое другое.

Метафорические карты позволяют:

  • определить причины произошедших событий и найти выход из текущей ситуации;
  • проанализировать свое будущее, линию поведения (в бизнесе, в коллективе и т.п.);
  • скорректировать личные отношения, решить семейные проблемы;
  • развить абстрактное и креативное мышление, логические способности;
  • найти источник возникновения болезни и сфокусироваться на работе с ее симптомами;
  • дать волю своей интуиции и подсознательной мудрости;
  • активировать внутренние ресурсы и раскрыть творческий потенциал.

Виды карт и их классификация

В настоящее время методика работы с метафорическими картами становится очень востребованной из-за ее эффективности удобства и безопасности для клиента. В разработке новых колод принимают участие психологи и психотерапевты, которые учитывают самые разные запросы и темы своих клиентов. Карты выпускают в разных странах, самыми первыми были колоды немецких производителей и благодаря Моритц Эгетмейер распространились по всему миру.

Базовым и основным набором являются OH, Persona и Saga, остальные колоды считаются более узкоспециализированными. Их используют по запросам, которые пользуются меньшей популярностью.

OH представляет собой набор из 2-х колод карт, одна из которых содержит картинки, а другая - слова. Помещая изображение в обрамленную карту со словом, клиент высказывает своё виденье получившейся комбинации. Эти карты используют для работы с бессознательным, при эмоциональных расстройствах, внутриличностных конфликтах, для определения межличностного отношения и поиска внутреннего ресурса.

Persona содержит в себе набор портретов людей разного пола, возраста и национальности. Метафора этих портретов позволяет работать по таким запросам, как социальные взаимоотношения, субличности, ролевые диспозиции, эмоциональные расстройства и психосоматика.

Saga представляет собой некую «сказкотерапию». Колода содержит художественные открытки, которые изображают сказочные характеры, сцены и явления. С их помощью работают с переживаниями, ищут внутренний ресурс.

Работа с детьми при помощи метафорических карт

Метафорические ассоциативные карты дают возможность установить эмоциональный контакт с детьми разного возраста. Большим преимуществом служит тот факт, что дети воспринимают этот метод терапии, как игру, а это залог безболезненного сеанса, который не способен травмировать ребенка.

Работа с взрослыми при помощи метафорических карт

Карты способны осветить все темные углы подсознания и ответить на самые волнующие вопросы. Данная методика подходит для абсолютно всех и отвечает на вопросы множества тематик из разных сфер жизни. Достаточно 15-20 минут и с помощью правильно заданных вопросов терапевта, клиент самостоятельно находит выход из угнетающей ситуации, решает свою проблему.

Я, как практикующий психолог очень люблю использовать метафорические карты. Работа с ними всегда увлекательная и для клиента, и для меня. Метафорические ассоциативные карты позволяют тонко и безболезненно соприкоснуться к внутреннему миру клиента и найти в нем решение проблем. Я считаю, в этом и есть главное преимущество и уникальная особенность этого метода.