Природа живого по определению рациональна. Это главное условие развития жизни на Земле, хода ее эволюции. Не будем вслед за многими авторами, в частности Питиримом Сорокиным, подробно анализировать соотношение мотивов
человека и животных - это предмет самостоятельного исследования. Остановимся на том, что выделило человека из животного мира и стало причиной возникновения социальной организации общества. Мотивы животных (по крайней мере высших) - самосохранение, достижение наиболее высокого уровня физиологического потребления (потребление пищи, необходимый для комфортного существования размер контролируемой территории и т. д.), минимизация физических затрат, продолжение рода, достижение доминирующего положения в стае - очень напоминают мотивы людей.
При этом так же, как люди, звери конкурируют за эти ценности, применяют силу, чтобы обеспечить себе приоритетный доступ к ним, иногда создают в ходе этой борьбы достаточно сложные системы власти-подчинения. Тем не менее неизмеримо более сложная социальная организация человеческого общества очевидна. Причиной возникновения сложного, высокоразвитого социального мира являются принципиально новые способы удовлетворения потребностей человека.
Способы реализации мотивов животными детерминированы их инстинктами. Это относится и к социальной организации животных. Новое может появиться в основном в процессе изменения окружающей среды и естественного отбора. Освоение разными видами животных новых навыков ограничено только первыми годами жизни (причем к инновациям способны только отдельные виды) и носит очень примитивный характер. Взрослые животные в основном перестают быть способными не только к инновациям, но и к обучению.
Существует очень интересная, хотя и не бесспорная теория происхождения человека, выделения его из животного мира, принадлежащая покойному профессору Поршневу , . Основное ее положение заключается в том, что Homo sapiens произошел в результате не естественного, а искусственного отбора в среде палеантропов, то есть в процессе взаимодействия и борьбы разных вариантов видов проточеловека, промежуточных между обезьяной и Homo sapiens. Автор, не будучи профессиональным антропологом, не берется обсуждать тео
рию Поршнева в целом, но обращает внимание на ту ее часть, которая кажется наиболее интересной.
По Поршневу, человек отделился от животного мира, встал на качественно более высокий уровень развития в результате появления речи, которая изначально служила прежде всего инструментом манипулятивного подчинения одних особей другими (здесь мы опускаем спорные рассуждения Поршнева о каннибализме как цели этого использования).
Продолжая рассуждения Поршнева, нетрудно заметить, что помимо манипуляции речь послужила человеку и для другой цели, тоже не имеющей аналогов в животном мире. Она создала основу для появления специфической способности человека совершенствовать свои знания о реальности и передавать их будущим поколениям.
Согласно теории творческой эволюции Карла Поппера , в противоположность животным, которые, приспосабливаются к окружающему миру через механизм естественного отбора, человек адаптируется к среде обитания путем эволюции, совершенствования знаний, создания более адекватной картины реальности. Развивая рассуждения Поппера, можно констатировать, что человек приспосабливает к себе окружающий мир (таким образом приспосабливаясь к нему), воздействуя на него с помощью творческой деятельности. Человек самостоятельно получает новые знания о реальности, на основе этого создает более совершенные методы удовлетворения своих внутренних потребностей, а затем передает эти знания и методы будущим поколениям. Новые поколения индивидов в свою очередь на основе полученной информации приобретают еще более полные знания и создают более совершенные инструменты для реализации своих мотивов. Так с каждым поколением знания расширяются, а методы совершенствуются.
Это явление, назовем его всемирным творческим процессом, является основой повышения уровня удовлетворения материальных, интеллектуальных и эстетических потребностей людей и взаимосвязанного с этим совершенствования создаваемой ими социальной организации.

Однако очевидно, что история человечества идет не так гладко и поступательно, как было бы в случае бесперебойного творческого процесса. Это связано с тем, что творческий процесс дуален и инициирует два вида социальной деятельности, находящихся в динамическом противоречии.
Человек способен самостоятельно создавать новые инструменты удовлетворения своих потребностей, находить и передавать потомкам новые способы достижения целей - все это интеллектуальная деятельность. Ее можно разделить по результату на два вида - манипуляцию и творческую деятельность. Язык как средство коммуникации, хранения и передачи информации - необходимый инструмент и того, и другого рода деятельности.
Творческая деятельность двигает процесс вперед, манипу- лятивная - препятствует этому движению. Этим объясняются нелинейность и флуктуации творческого процесса.
В процессе творческой деятельности человек преобразует и обогащает окружающий мир, создавая новые и новые ценности и инструменты, обеспечивающие их преумножение. Важнейшее направление творческой деятельности в сфере социальной организации общества - рационализация социальных инструментов, она обеспечивает увеличение темпов развития творческого процесса.
Параллельно с этим человек в ходе манипулятивной деятельности с помощью изобретения новых инструментов принуждения и обмана пытается удовлетворять свои потребностей за счет интересов других индивидов, использовать для этого их жизненные ресурсы. Манипуляция приводит к нарушению естественной рациональности индивидов, к неэквивалентному, нерациональному для участников процесса перераспределению первичных ценностей, то есть к использованию одними индивидами жизненных ресурсов других вопреки рациональным интересам используемых.
Манипулятивная деятельность заставляет индивида расходовать интеллектуальные ресурсы, которые в результате этого пропадают для творчества. Индивиды, подвергающие
ся манипуляции, также зачастую отторгаются от возможностей творческой деятельности, так как манипуляторы, исходя из собственных социальных интересов, ограничивают их свободное творческое самовыражение. Таким образом, манипуляция вытесняет творчество из деятельности как манипуляторов, так и манипулируемых. В результате этого затрудняется творческая самореализация индивидов, высвобождение творческого потенциала общества, развитие творческого процесса.
У манипуляции и творческой деятельности как действий высшего порядка есть подчиненные простые действия по обеспечению реализации заложенных в них программ. В первом случае это механическая манипуляция (воспроизводство созданных манипулятивных схем) и насилие, во втором - механический труд, результат которого - простое воспроизводство материальных ценностей.
Общество, давая социальные преференции за различные виды деятельности, стимулирует в разной степени и творческую, и манипулятивную деятельность, и механическое воспроизводство. Рационализация общества неизбежно приводит к изменению оценки в пользу более высокого признания творческой деятельности.
При обозначении деятельности как творческой или мани- пулятивной имеется в виду только ее фактический результат, а не замысел или оценка окружающих. Если результат - создание новых ценностей или рационализация их перераспределения, деятельность может быть определена как творческая. Если результат - использование других индивидов, перераспределение, не ведущее к рационализации, деятельность может быть определена как манипулятивная. Причем имеются в виду конкретные действия, а не деятели, ведь за время социальной жизни человек зачастую совершает различные социальные действия, выполняет различные функции. Кроме того, оценка действий возможна только в контексте уровня развития общества. Ведь одни и те же действия в обществах с разным уровнем развития могут вести к совершенно разным результатам - двигать творческий процесс
или служить инструментом манипуляции, то есть препятствовать его развитию.
Творческая деятельность всегда наиболее продуктивна в долгосрочной перспективе. Она является причиной прогресса, нелинейного роста количества и качества первичных ценностей. Успешная творческая деятельность одних людей дает основу для еще более успешной аналогичной деятельности новых поколений в будущем и поэтому представляет ценность для членов общества еще и с точки зрения инстинкта наследования.
В реальной социальной деятельности индивид при разных обстоятельствах или одновременно руководствуется и социальной, и, хотя в меньшей степени, творческой мотивацией. Творческая деятельность осуществляется под воздействием и социальной, и творческой мотиваций. Манйпулятивная деятельность, так же как и механический труд, как не способная привести к творческой самореализации, осуществляется только под воздействием социальной мотивации.
При этом надо учитывать, что такова мотивация деятельности рационального индивида, не подверженного манипуляции. Под влиянием внешней манипуляции индивид может совершать любые перечисленные действия, в том числе и сам манипулировать другими индивидами.
При манипулятивной функциональной, в том числе профессиональной, деятельности уровень материального благосостояния индивида повышается за счет его понижения у других индивидов (происходит перераспределение при сохранении или снижении общего объема благ). При соответствующей деятельности по творческой (идеальной) мотивации материальное благосостояние индивида улучшается без ухудшения положения других индивидов (в экономической науке это называется «улучшение по Парето») за счет роста материального благосостояния общества в целом.
Чем ближе в обществе векторы социальной и творческой реализации, то есть чем больше стимулируется в обществе творческая деятельность, тем выше динамика роста совокупного общественного благосостояния.

Виды СОЦИАЛЬНОЙ деятельности, их мотивация
И РЕЗУЛЬТАТЫ


Вид
деятельности

Мотивация
деятельности

Результат (функция) деятельности в статике

Результат (функция) деятельности в динамике

Творческая
деятельность

Творческая (идеальная) мотивация. Социальная мотивация

Создание новых ценностей и инструментов их воспроизводства

Развитие творческого процесса, рост общественного благосостояния

Рационализация
перераспределения
ценностей

Механический труд

Социальная
мотивация

Механическое
воспроизводство
ценностей

Поддержание
общественного
благосостояния

Манипулятивная
деятельность

Социальная
мотивация

Манипулятивное
перераспределение
ценностей

Торможение
творческого
процесса

Творчество, механический труд и самореализация

Отсутствие возможностей для полноценной реализации творческого потенциала делает социальную жизнь человека ущербной независимо от его статусных успехов.
Известный филолог и писатель, один из прозорливейших людей своего времени, Лидия Гинзбург писала в дневниках: «Человеку может надоесть все, кроме творчества. Человеку надоедает любовь, слава, богатство, почести, роскошь, искусство, путешествия, друзья - решительно все. То есть все это при известных условиях может перестать быть целеустремлением, - но только не собственное творчество. Этого не бывает, как не бывает, чтобы человеку надоело спать или утолять голод и жажду... Творчество есть совершено органическая, неотъемлемая воля к личному действию, связанная с самой сущностью жизненного процесса» ( к разд. 1).
Противопоставление творчества как акта свободного волеизъявления и труда как действия, определенного социальными обстоятельствами, достаточно часто встречается в современной науке. На первый взгляд такое противопоставление помогает разделить свободную творческую реализацию и поденный интеллектуальный труд ради куска хлеба. Однако свободное творчество и принудительный труд существуют не в разных взаимно непро
ницаемых сферах. Творчество растворено в труде и может проявляться в той или иной степени практически в любой трудовой деятельности. При этом возможности для проявления творческой активности различаются в зависимости от вида труда. От минимальных, которые дает качественная работа рабочего на конвейере, больших возможностей, имеющихся у талантливого плотника или столяра, и до высоких, например, у программиста или очень высоких в труде ученого и писателя.
Индивиды склонны привносить элементы свободного творчества даже в самую однообразную работу. Так, Н. В. Гоголь в «Шинели» описывает, как Акакий Акакиевич Башмачкин сумел превратить в творческий процесс простую переписку документов. Кстати, образ Башмачкина - творческой личности, практически не замеченный критиками, очень ярко демонстрирует силу творческого инстинкта, проявляющегося даже в самых неожиданных обстоятельствах. «Он служил ревностно, - нет, он служил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его... Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то бог пошлет переписывать завтра?» - так описывает Гоголь жизнь своего героя. И пусть кто-то скажет, что этот человек не достиг творческой самореализации, конечно, на скромном уровне, соответствующем его способностям и виду деятельности!
Любая творческая работа подвержена влиянию социальных обстоятельств. Если они заставляют индивида заниматься деятельностью в творческом плане менее перспективной, чем позволяют его способности, индивид воспринимает эту работу как принудительный труд, затрудняющий его полноценную творческую самореализацию. Зная или чувствуя, что он способен, но лишен возможности заниматься более творчески насыщенным видом деятельности, индивид будет воспринимать этот свой труд как насилие над собственным интеллектом. Однако и в этом случае индивид чаще всего вносит в поденный труд свой талант, элементы творчества.

Отдельно можно сказать о соотношении интеллектуальной и творческой деятельности. В случае если интеллектуальный труд не носит характера манипуляции, он всегда имеет творческий характер. Результаты даже не соответствующей уровню таланта индивида интеллектуальной (но не манипулятивной) работы ради социальных преференций всегда являются творческим продуктом (к примеру, фельетоны М. Булгакова). Однако подобная деятельность, как показывает практика, в отличие от свободного творческого труда не может приносить индивидам полноценное творческое удовлетворение.

Элементы, типы (виды).

Все бесконечное многообразие явлений общественной (социальной) жизни представляют по существу лишь ту или иную разновидность совместной деятельности людей (О. Конт).

Таким образом, человеческая деятельность есть основа всего социального (всех процессов в обществе).

Социальная (общественная) деятельность – есть специфически человеческая форма активного отношения людей к окружающему миру, ее содержанием которой является целенаправленное освоение и преобразование этого мира.

Простейшим проявлением деятельности является социальное действие (воздействие субъекта по отношению к объекту).

Деятельность включает в себя 4 элемента.

Основные элементы социальной деятельности:

1. человек (люди); Они являются субъектом деятельности (т.е. активной стороной), которая направлена на те или иные объекты.

2. физические вещи; выступающие как объекты деятельности с помощью которых человек изменяет окружающую среду с целью ее приспособления к своим разнообразным потребностям. Вещи делятся на две группы :

Орудия и средства материального производства (механизмы, машины);

Орудия духовного производства (карандаш, ручка, пишущая машинка и особенно - компьютер(!).

Кроме того, объектом деятельности (кроме вещей) могут быть и сами люди , если на них направлено действие человека в качестве субъекта

3. символы; язык жестов, звуковая и письменная речь, информация(на бумажных и электронных носителях, книгах, магнитных лентах, дискетах, дисках, графических изображениях, картинах, денежных банкнотах и т.д.). Они обеспечивают целенаправленность и согласованность человеческой деятельности

4. связи между ними. Многократные и устойчивые связи и отношения между выше указанными факторами социальной деятельности. Они и образуют реальную социальную деятельность. Вне этих связей самой деятельности существовать не может.

Выделяют 4 основных типа (вида) общественной деятельности:

Основные типы общественной деятельности:

Материальное производство;

Духовная деятельность (производство)

Регулятивная деятельность

Социальная деятельность (в узком смысле слова)

1. Материальное производство – создает практические средства деятельности, которые используются во всех ее видах. Позволяет людям физически преобразовывать природную и социальную реальность. Здесь создается все необходимое для повседневной жизни людей (жилье, продовольствие, одежда и т.п.).

Однако нельзя говорить об абсолютизации роли материального производства в общественной деятельности. Постоянно возрастает роль информационных ресурсов. В постиндустриальном обществе резко возрастает роль культуры и науки, переход от производства товаров к сфере услуг. Поэтому роль материального производства будет постепенно падать.

2. Духовное производство (деятельность) – производит не вещи, идеи, образы, ценности (картины, книги и др.).

В процессе духовной деятельности человек познает окружающий мир, его многообразие и сущность, разрабатывает систему ценностных представлений, определяя значение (ценность) тех или иных явлений.

«Муму», Л.Толстой «Ваня и сливы», колбаса в туалете.

Его роль постоянно возрастает.

3. Регулятивная деятельность – деятельность администраторов, управляющих, политиков.

Она направлена на обеспечение согласованности и упорядоченности различных сфер общественной жизни.

4. Социальная деятельность (в узком смысле слова) – деятельность по непосредственному обслуживанию людей. Это деятельность врача, учителя, артиста, работников сферы обслуживания, отдыха, туризма.

Создает условия для сохранения активности и жизни людей.

Эти четыре основных типа деятельности существуют в любом обществе и образуют основу сфер общественной жизни.

Общество как динамическая система

Основные понятия

Общество есть постоянно изменяющаяся,динамическая система.

Процесс (П. Сорокин) – есть любое изменение объекта в течение определенного времени

(будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных или качественных характеристик).

Социальный процесс – последовательная смена состояний общества или его подсистем.

Виды общественных процессов:

Они различаются:

1. По характеру изменений:

А. Функционирование общества - происходящие в обществе обратимые изменения, связанные с повседневной деятельностью общества (с воспроизводством и поддержанием его в состоянии равновесия и стабильности).

Б. Изменение – начальный этап внутреннего перерождения в обществе или в его отдельных частях и их свойствах, носящий количественный характер.

В. Развитие – необратимые качественные сдвиги в результате постепенных количественных изменений (см.закон Гегеля).

2. По степени осознанности людьми:

А. Стихийные – не осознанные людьми (бунты).

Б. Осознанные целенаправленная деятельность человека.

3. По масштабности:

А. Глобальные – охватывающие все человечество в целом или большую группу обществ (информационная революция, компьютеризация, Интернет).

Б. Локальные – затрагивающие отдельные регионы или страны.

В. Единичные – связанные с отдельными группами людей.

4. По направленности:

А. Прогресс поступательное развитие общества от менее совершенного к более, увеличение жизнеспособности, усложнение системной организации.

Б. Регресс – движение общества по нисходящей линии с упрощением и в перспективе – с разрушением системы.

Социального детерминизм

Признание наличия направленности изменений в обществе признают далеко не все философы.

Так, индетерминизм (Шопенгауэр, Ницше) отрицает наличие направленности и закономерностей изменений в обществе, тем самым абсолютизируют роль слепых бессознательных начал в человеке, и в обществе.

Социальный детерминизм признает развитие общества от низших форм к высшим . При этом он также признает, как правило, не только направленность исторического развития, но и его по преимущественно прогрессивный характер.

Концепции социального детерминизма:

Объясняют развитие общества за счет различных факторов и причин, например:

Гегель – путем развития разума и свободы;

О. Конт - смена типов мировоззрения;

Маркс – смена способа производства.

Формы общественного развития:

1. Реформа – изменения, затрагивающие отдельные стороны общественной жизни, приводящие лишь к модификации (частичным изменениям) основ. Осуществляются мирными , легальными средствами. Чаще всего бывают постепенными .

2. Революция:

Затрагивает все стороны общественной жизни.

Ведут к кардинальным, коренным изменениям в социальной системе.

Часто связаны с применением открытого насилия .

Часто носят скачкообразный, взрывной характер (быстрый по темпу перемен).

Фазы развития революции: (по П.Сорокину):

Увертюра – «короткая радость освобождения от тирании старого режима и большие ожидания реформ, которые обещает революция».

Деструктивная (яростный вихрь, сметание всего на своем пути, в том числе старых форм общественной жизни).

Конструктивная – закрепление революционных завоеваний и реставрация наиболее жизнеспособных дореволюционных институтов и ценностей (например,возрождение академии наук в СССР в 1920-е годы)

Факторы общественного развития:

Объективные - то есть не зависящие от сознания человека.

Например:

- Изменение природных основ общественной жизни (Монтескье, Чижевский, Гумилев);

- Экономико-технологические факторы (Маркс, Ростоу);

- Изменения в культуре, науке, в системе духовных ценностей (О. Конт, П. Сорокин, Д. Белл).

Субъективный фактор – активная целенаправленная деятельность людей (социальных групп и индивидов).

«История сама по себе не делает ничего. Все делает человек, всем обладает и за все борется».

Прежде всего, отметим, что социально-философский анализ проблемы формирования и развития личности приобретает особую значимость в условиях становления так называемого «всемирного бытия» людей: человек живет в мире, связанном многочисленными нитями со всем человечеством. Об этом свидетельствует глобальный характер политических и финансовых кризисов, экологических и транспортных катастроф, различные формы консолидации людей и практически безграничные возможности обмена информацией средствами «Интернет». При этом и отдельный человек, включенный в рамки определенного социума, и социальные группы, и целые народы оказываются перед лицом этого «всемирного бытия» и, безусловно, несут ответственности за его сохранение и преобразование в интересах всего общества. Эти новые социальные реалии ставят человека в абсолютно необычную и ранее неизвестную ему духовную и нравственную ситуацию. «Мы живем в мире, где любить надо также и дальнего, при чем не как себя, а как его, со всеми его особенностями, которые могут быть совершенно непохожи на наши».

Проблема личности, личностной самореализации это прежде всего вопрос о том, что представляет собой человек как развивающийся субъект социального действия. В этом плане рассмотрение проблем взаимоотношений личности и общества с учетом специфики самореализации современного человека и анализа его свободы, не только как средства, но и как одной из основных ценностей и целей жизнедеятельности личности - открывает широкий простор для продуктивных мировоззренческих генерализаций.

Личность есть прежде всего усилие быть. Это и можно назвать ее истинной свободой - свободой действия. Личность не может быть чистым долженствованием, ибо последнее означает отсутствие у субъекта творческих потенций, а, следовательно, и отсутствие стремления к свободе. Исследование всех этих аспектов способствует созданию теории, позволяющей преодолеть существующие противоречия на уровне взаимодействий «личность-общество», выделить и методологически обосновать направления гармонизации указанных отношений.

Социально-философский анализ проблемы отношения личности и общества приобретает особую актуальность в условиях становления нового типа социальной общности в России, порождающей неизвестную ранее экономическую, политическую и культурную среду. Изменяются не только виды и формы идентификации человека, но и механизмы его социализации. Это ставит россиянина в новые условия, требующие от него поведения адекватного изменившимся условиям.

Степень разработанности проблемы. Анализ существующей литературы позволяет убедиться в том, что проблема личности интересует не только философов, но и социологов, политологов, культурологов, психологов, педагогов. Данной проблеме посвящены многочисленные исследования, важное значение имеют труды восточных (Конфуций, Мо-цзы, Лао-цзы, Будда), античных философов (досократики, софисты, пифагорейцы, Сократ, Платон, Аристотель), размышления византийских (Августин Аврелий, Григорий Палама, Максим Исповедник), арабо-мусульманских (Аль-Газали, Аль-Фарид, Ибн Сина, Ибн Рушд и др.) и средневековых философов, труды татарских и башкирских просветителей (Габдельнасыра аль-Курави, Шигабутдина аль-Марджани и др.).

Решающее значение в исследовании проблемы личности имели открытия философии Нового времени, в частности, идеи Б.Паскаля, Р.Декарта, И.Канта, Г.Гегеля и др.

Огромный вклад в осмыслении проблемы личности внесла неклассическая иррационалистическая философия конца XIX-XX века. Фундаментальную постановку этой проблемы видим в философских системах А.Шопенгауэра, С.Кьеркегора и Ф.Ницше. В разработке проблемы становления личности, формирования ее духовного мира велика роль наших российских философов. Это работы Анисимова С.Ф., Бабушкина В.У., Библера B.C., Валеева Д.Ж., Галимова Л.А Гуревича П.С, Брудного А.А., Ватина И.В., Гобозова И.А., Доброхотова А.Л., Дубровского

При рассмотрении проблем человека (и личности) долгое время господствовал подход, который можно назвать классическим. Он позволял вскрыть биологическую, психическую, социальную и другие стороны развития человека. В человеке видели некую константу (homo sapiens, homo economicus и т.д.), которая определяла его предзаданность, неизменную сущность. С другой стороны, человек рассматривался как высшее достижение природы, фактически о нем говорилось как о наделенном специфическими качествами животном. Хайдеггер пишет по этому поводу: «Метафизика мыслит человека как animalitas и не домысливает его до humanitas». В этих исследованиях человек рассматривался как существо, ориентированное исключительно на внешнее (социальное) развитие, вне своего внутреннего (или духовного) измерения.

Отчасти такое дробление целостного человека сформировалось под влиянием неверно понимаемой христианской антропологии. Деление человека на тело, душу и дух, которое является одним из основных элементов христианского учения о человеке, представляло собой выделение трех ипостасей единого человека, аналогично трем ипостасям единого Бога. Подобно буддистской антропологической троице - тела, речи и ума, христианское деление указывает на различные сущностные силы, реализуемые человеком, но никак не на самостоятельные «тела», вложенные друг в друга.

Исходные представления о личности в античной философии

По мнению К. Ясперса философские представления о человеке должны были возникнуть в так называемое «осевое время» одновременно в трех точках мира -древней Индии, древнем Китае и древней Греции, когда произошел прорыв мифологического сознания и возникло философское мышление. Попытаемся рассмотреть, какими были особенности в рождении персоналистической традиции в этих странах.

Человек, по представлениям древних китайцев, возникает после того, как изначальный эфир (или пневма, ци) делится на два начала: Инь и Ян, Свет и Тьму. Своим появлением он как бы соединяет расколотый на двое мир, ибо начинает объединять в себе темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное, твердость и мягкость, покой и движение. «Вместе с Небом и Землей, - пишет исследователь китайской философии И.С.Лисевич, - человечество составляет великую Триаду, каждый член которой порождает свой, особый мир, а вместе - всю "тьму вещей". Срединное положение человека в мире определяет и "срединный путь" как наиболее для него приемлемый, диктует ему постоянную роль медиума, посредника».

В пространстве и времени Древнего Китая человек занимает несколько необычную позицию: он обращен лицом к прошлому, к будущему же повернут спиною. Это означает, что древность для китайца постоянно присутствует в настоящем, и с ней он неизменно сверяется в своих действиях. "Передаю, но не творю", - сквозь тысячелетия дошло до нас кредо Конфуция, который выступал посредником между прошлым и будущим. Будущее не столь значимо, поскольку время движется по кругу, и все возвращается к своему истоку. К своим истокам возвращается и каждый отдельно взятый человек, совершив положенное и снова уходя во все порождающее Небытие или, точнее, инобытие мира. Отсюда - взгляд на мир как на Великий гончарный круг - Дао, который лепит из старого материала все новые формы, разбрасывая их по Вселенной: ничего не пропадает, но ничто и не остается неизменным.

Древний китаец полагал, что «меж Небом и Землей человек драгоценнее всего», однако мир создан не ради него. Человек - не царь Вселенной, он не может диктовать ей свою волю, "покорять" и распоряжаться. Наилучшей стратегией поведения для него является "недеяние" и следование "естественности", в крайнем случае - "упорядочивание" и устранение "смуты", то есть сбоев и ошибок, вкравшихся в процесс эволюции. Человек вообще не слишком выделяет себя из природы, он "микрокосм", который соединен с Космосом тысячью незримых связей, и они постоянно влияют друг на друга. Отсюда - неизменное чувство ответственности за свои действия на высшем, "космическом" уровне.

На огромных открытых просторах китайской равнины человек привык действовать кучно, в массе, здесь оставалось мало места для инициативы личности. Только вместе можно было справиться с разливами желтой реки - Хуанхэ или оросить ее водами засушливые земли, только вместе можно было построить тянущиеся на тысячи верст пограничные стены, создать "систему оповещения" о нападениях кочевых племен.

Отдельный индивид стоил немного. Более того, сам человек еще не слишком четко ощущал границы собственной личности, с рождения он был включен в некую человеческую общность, насчитывающую тысячи особей: большую семью, род, клан, и все время воспринимал себя ее частью. Состоящее преимущественно из его родственников его окружение - здравствующее, и еще не рожденное и уже умершее - представляли как бы единое «тело рода», и человек заимствовал у него частичку его силы.

В Древнем Китае был невозможен диалог человека с Богом или апелляция к нему отдельной личности. Не было и самого понятия Бога-Творца - его заменяло безликое «Дао», черное Небытие, творящая мир Пустота. Божества древних китайцев не слишком антропоморфны и скорее воспринимаются как предки. Что же касается Неба, которое обозначается тем же иероглифом, что и "великий человек" лишь с дорисовкой некоего "венца" над головой, то прерогатива общения с ним принадлежала лишь "сыну Неба", то есть императору. Однако последний общался с божеством не как индивид, а как потомок, ответственный перед предками за всю Поднебесную. Вообще судьба человеческого сообщества как целого всегда мыслится в Древнем Китае более важной, чем судьба любой его части - та повсеместно приносится в жертву целому, подчас с удручающей жестокостью.

Развитие любого общества напрямую зависит от деятельности его членов в любой из сфер – экономической, социальной, культурной, духовной, бытовой, научной, политической, производственной или других. В зависимости от того, к какой отрасли принадлежат люди, они состоят во взаимоотношениях друг с другом, находясь в рамках своего социального пространства.

В результате этого взаимодействия образуется социальная сфера общества. В прошлом каждый ее слой отгораживался от других своими традициями, правилами или правами. Например, попасть в знатные слои общества ранее можно было только по праву рождения.

Социальная система

Каждое общество развивается по системам, свойственным непосредственно ему. Оно состоит не только из социальных субъектов, но и вмещает все формы человеческой жизнедеятельности. Общество – очень сложная организация, включающая в себя многочисленные подсистемы, которые в совокупности представляют сферы социальной деятельности его членов.

Когда между его субъектами налаживаются устойчивые отношения, формируется общественная жизнь, включающая в себя:

  • многочисленные виды человеческой деятельности (религиозную, образовательную, политическую и другие);
  • социальные институты, например, партии, школы, церкви, семьи и т.д.;
  • различного направления связи между людьми, например, в экономической, политической или других сферах;

Современный человек может находиться в разных социальных областях одновременно и соприкасаться с другими людьми какими-либо сторонами жизни.

Например, официант (низкая социальная ступень) в дорогом ресторане связан с представителями знатной элиты, обслуживая их за столом.

Сферы общественной жизни

Видов человеческой деятельности много, но всех их можно условно поделить на 4 основные категории:

  • социальная сфера касается взаимоотношений различных слоев общества;
  • экономическая – имеет отношение к действиям, связанным с материальными благами ;
  • политической сфере присущи движения различных классов в рамках их гражданских прав и предпочтений;
  • духовная складывается из отношений людей к различным видам материальных, интеллектуальных, религиозных и моральных ценностей.

Каждая из этих категорий подразделяется на свои сферы, в каждой из которой происходит человеческая деятельность, ограниченная ее рамками. В современном обществе нет резких границ между разными социальными областями, поэтому один и тот же индивидуум может находиться сразу в нескольких из них.

Например, во времена рабства или крепостного права эти грани существовали, и то, что мог господин, не позволялось смерду. Сегодня человек может работать в разных сферах, придерживаться определенных политических взглядов, выбирать религию и иметь противоречивое мнение о материальных благах.

Экономическая область общественной деятельности

Социально-экономическая сфера занимается производством, обменом, распределением и потреблением различных материальных благ. Человеческая деятельность при этом направлена на претворение в жизнь научно-технических достижений путем межпроизводственных отношений людей, обмена опытом и информацией и перераспределения ценностей.

Эта сфера является пространством, в рамках которого формируется хозяйственная жизнь общества, основанная на взаимодействии всех отраслей как внутренней, так и международной экономики. В этой области реализуются как материальная заинтересованность индивидуума в результатах своего труда, так и его творческие способности под руководством институтов управления.

Без этой сферы невозможно развитие ни одной страны. Как только экономика приходит в упадок, тот час начинают разрушаться другие области общественной жизни.

Политическая сфера

В любом обществе, на какой бы ступени развития оно не находилось, происходят политические противостояния. Они являются результатом того, что различные партии, социальные группы и национальные общности стремятся занять главенствующую ступень на политической лестнице.

Каждый индивидуум в отдельности стремится оказать влияние на процессы, которые происходят в стране. Чтобы это можно было осуществить, они объединяются в партии, соответствующие их гражданской позиции и воплощают свою политическую волю.

Эта сфера общественной жизни играет важную роль в формировании здоровой конкуренции между различными партиями, и тем самым влияет на демократическое развитие стран, где люди открыто высказывают свое мнение.

Область духовной деятельности

Духовная сфера представляет собой отношение людей в обществе к тем ценностям, которые создаются, распространяются и усваиваются всеми его членами. К ним относятся не только материальные объекты (живопись, скульптура, архитектура, литература), но и интеллектуальные (музыка, достижения науки, человеческие знания и моральные нормы).

Духовная сфера сопровождала человека на всем пути развития цивилизаций и проявлялась в искусстве, воспитании, религиях и многом другом.

Человек в структуре общества

Социальная сфера – это область взаимоотношения людей, входящих в различные классовые и национальные группы. Их целостность определяется демографическими (старики, молодежь), профессиональными (врачи, юристы, учителя и т. д.) и другими признаками, чье социальное обеспечение должно соблюдаться с учетом прав всех членов общества.

Основным направлением в этой сфере является создание оптимальных условий жизни для каждого человека, его здоровья, образования, трудовой деятельности и социальной справедливости для всех слоев населения, какое бы классовое разделение ни существовало в стране.

В зависимости от того, насколько удовлетворены потребности каждого индивидуума в отдельности, а также семей, нацменьшинств, религиозных и рабочих коллективов, можно судить о благосостоянии общества в целом.

Основные статьи расходов в социальной сфере

Бюджет любой страны состоит из множества статей, регламентирующих куда направляются и как распределяются деньги налогоплательщиков, но только в высокоразвитых обществах большая часть этих средств идет на социальные программы.

Основные статьи расходов, которые должны быть заложены в бюджете, это:

  • здравоохранение;
  • образование;
  • культура;
  • жилищно-коммунальные объекты;
  • социальные программы по защите прав и обеспечения граждан.

С появлением первых общин, а в дальнейшем государств, образовались примитивные системы по защите и поддержки бедных слоев населения.

Например, в некоторых странах древности было принято отдавать часть урожая или произведенных товаров в общую казну. Эти средства распределялись между бедняками в трудные времена, например, в неурожайные годы или во время войны.

Социальные модели стран мира

В зависимости от того, насколько государство имеет или не имеет влияние на процессы распределения благ во всех слоях общества, оно разделяется на несколько моделей:

  1. Патерналистская система, при которой население полностью зависит от государства и подчиняется его воле. Социальная сфера жизни людей в такой стране может быть крайне низкой (Куба, Россия, Северная Корея и другие), а люди воспринимаются как «винтики» в системе, которые можно наказывать, уничтожать, поощрять. В этой модели общества население полностью перекладывает ответственность за свою жизнь на правительство.
  2. Шведская модель считается одной из самых прогрессивных в мире, так как экономика в ней на 95% строится на частном капитале, но социальная сфера полностью контролируется государством, которое распределяет большую часть бюджета в здравоохранение, образование и социальные программы. В Швеции бесплатные не только школы и высшие учебные учреждения, но и медицина для детей и молодежи до 21 года. Поэтому в этой стране одни из самых высоких налогов в мире (60%) и лучшее качество жизни.
  3. Социально настроенные модели характеризует достаточно большое влияние государства на поддержку и регулирование социальных программ. В таких странах создают особые условия для ведения малого и среднего бизнеса, вводятся налоговые льготы для предпринимателей, так как основным направлением развития подобной модели является поощрение людей брать инициативу по улучшению качества жизни в свои руки. Ярким примером подобных обществ являются Германия, Австрия, Франция, Италия, Испания и Португалия.

Развитие социальной сферы в любой из этих моделей напрямую зависи строя и состояния экономики, которые существуют в стране.

Сфера культуры

В зависимости от того, на какой ступени развития находится социально-культурная сфера страны, можно в целом судить о благосостоянии ее граждан. Именно в этой области находятся все важные для качественной жизнедеятельности людей отрасли:

  • здравоохранение – количество бесплатных больниц и клиник по сравнению с платным медицинским обслуживанием и его качество;
  • культура – посещение объектов с предметами достояния народа должен быть доступно всем слоям населения. Так же важна защита интеллектуальной собственности деятелей культуры и достойная оплата их труда и творчества;
  • образование – доступность и уровень бесплатного школьного и высшего образования для всех слоев населения;
  • спорт и физическое воспитание – это область культуры, главной задачей которой является поддержание здоровья и красоты, увеличение продолжительности жизни населения;
  • социальное обеспечение – это программы, направленные на помощь малоимущим людям или многодетным семьям.

Если во внутренней политике государства, как культурная, так и социальная сфера занимают ведущее место, то его население процветает.

Цель социальной деятельности

Управление социальной сферой осуществляется институтами власти и находящимися в их ведомствах учреждениями. Объекты, производящие контроль по организации и выполнению программ, необходимых для улучшения качества жизни членов общества, делятся на региональные, областные или местные.

Цель социальной деятельности этих учреждений:

  • охрана здоровья и жизни людей;
  • обеспечение их жильем;
  • равные права для всех на образование и работу;
  • обеспечение после выхода человека на пенсию;
  • право на самовыражение и творческое развитие.

Экономика социальной сферы напрямую зависит от того, как осуществляется распределение товаров и услуг различными органами управления. В развитых странах этим занимается государство, прослеживая уровень жизни всех слоев населения.

Назначение социальной деятельности

Социальная сфера по своему целевому назначению заключается:

  • в развитии человеческих ресурсов ;
  • обслуживание населения на бытовом, торговом, жилищном и других уровнях;
  • социальная защита по системе оказания материальной помощи, страхования, обеспечения условий труда и жизни.

Особое внимание и поддержка должна уделяться тем органам власти и организациям, которые занимаются распределением социальных благ в обществе.

По замечанию К. Маркса, общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Социальная связь - это совокупность объективных фактов, условий, определяющих совместную деятельность людей в конкретное время для достижения тех или иных целей. В любых видах деятельности и на различных уровнях общественной жизни происходит взаимодействие между людьми (даже если они не находятся в непосредственном, личном контакте), поэтому оно является основой социальной жизни общества.

Социальные взаимодействия - это система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других людей.

В качестве основы любого взаимодействия, структурным компонентом деятельности выступает социальное действие. Всякое действие есть одновременно и обусловленное и обусловливающее. «Социальное действие» является исходным понятием в любой социальной теории.

М. Вебер, например, считал, что социология «есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие».

Социальное действие - это не всякий поступок, а конкретный акт деятельности общественного субъекта (индивида, группы, движения) по преобразованию социальной ситуации в соответствии с его потребностями, целями и реализуемый посредством изменения установок других людей или общностей. Вебер отмечает, что «действием» мы называем действие человека (независимо от того, носит оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому принятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него».

М. Вебер выделяет четыре типа социального действия, которые составляют основу социальной жизни, определяют характер самого общества, отличающиеся в зависимости от степени рациональности, содержащейся в них:

1) целерациональное действие (основано на совпадении смысла действия и смысла действующего);

2) ценностно-рациональное действие (основано на безусловной вере людей в определенные ценности, представления о должном);

3) аффективное действие (основано на эмоциональном состоянии действующего субъекта, не является целеполагающим, осмысленным);

4) традиционное действие (основано на привычных для сообщества нормах, обычаях, традициях, состоит из повседневных практик, совершаемых почти автоматически).

М. Вебер подчеркивал, что «понимающая социология» должна изучать только осмысленные действия людей.

Продуктивной в научном плане представляется теория социального действия современного немецкого исследователя Ю. Хабермаса. Общество он рассматривает как продукт человеческого взаимодействия. Основой социальной жизни, по его мнению, выступают: труд (в его основе лежит инструментальная рациональность, которая имеет стратегический характер и нацелена на максимальную эффективность) и межчеловеческая коммуникация (в ее основе лежит коммуникативная рациональность, стремление к взаимопониманию и согласованию взглядов, что может быть достигнуто в процессе открытых дискуссий между равными партнерами, дискурсивной практики). Общество складывается из взаимодействия «системы», состоящей из институтов, и «жизненного мира», включающего в себя спонтанные практики и значения, признанные членами группы. Отсюда Хабермас типологизирует социальное действие на четыре группы:

1. Стратегическое действие. Под ним понимается действие, управляемое эгоистическими целями. Оно рационально в той степени, в какой субъект действия избирает наиболее эффективное средство получения желаемого. Это предполагает отношение участников стратегического действия к другим лицам как к объективированным средствам или препятствиям на пути к выбранной цели.

2. Нормативное действие. Под ним понимается социальное действие, нацеленное на создание взаимовыгодных ситуаций. Это достигается через подчинение действия властных структур, организаций разделяемым ценностям и нормам.

3. Драматургическое действие. Его целью выступает «представление самого себя» или создание публичного имиджа.

4. Коммуникативное действие. Его целью выступает свободное соглашение участников для достижения совместных результатов в определенной ситуации.

Ю. Хабермас считает, что современное постиндустриальное общество способствовало смещению акцентов с экономической на другие сферы жизнедеятельности - культурную, коммуникационную, что и стало источником социального развития.

Социальная деятельность предполагает активное отношение к миру, в ходе которого происходит, во-первых, его целесообразное изменение и преобразование на основе усвоения и развития наличных форм культуры, во-вторых, преобразование внутреннего мира самого человека. Таким образом, деятельность по своему содержанию есть не что иное, как производство материальных и культурных ценностей, разнообразных форм общения людей, преобразование социальных условий и отношений, а также развитие самого человека.

Социальную деятельность можно условно дифференцировать на практическую (ее цель - преобразование действительности) и духовную (ее цель - отражение действительности).

Деятельность также разделяют на живую и опредмеченную, которые взаимодополняют друг друга. Этот процесс включает в себя следующие составляющие: сам процесс деятельности, цель, средство и результат. Следует подчеркнуть, что все четыре составляющих должны быть согласованы и сбалансированы. Однако господствующее положение, определяющее все другие стороны единства, занимает цель как идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности, как духовный образ деятельности, ее проект. Цель представляет собой предвидение самой деятельности, ее результата, итога. Средство подчиняется цели, оно существует ради цели, и поэтому средство является определенностью самой цели. Цель есть идеальное, мысленное предварение результата деятельности и путей его осуществления с помощью определенных средств.

Взаимодействия могут быть устойчивыми, многоразовыми, постоянными. В ходе устойчивого взаимодействия взаимоожидания людей постоянно изменяются, однако складывается определенный набор устойчивых социальных ожиданий, придающих взаимодействию достаточно упорядоченный, устойчивый, предсказуемый характер. Такой тип связи называют общественными отношениями.

Говоря об «общественном отношении», необходимо учитывать, что социальное взаимодействие рассматривается в контексте условий этого взаимодействия. Общественные отношения проявляются в человеческой деятельности. Вне деятельности людей не может существовать социальная реальность. Деятельность, как определенный тип отношения к действительности, определяется историческими социокультурными программами.

Те общественные отношения между людьми, которые складываются в экономической жизни (по поводу средств производства и их использования в производственно-трудовой деятельности), носят название экономических.

Общественные отношения, складывающиеся в политической сфере жизнедеятельности (по поводу власти), позволяющие осуществлять управление социумом, называются политическими.

Духовные отношения, формирующие духовно-культурную сферу, позволяют человеку реализовывать духовные потребности, способствуют нормативному регулированию общества в целом.

Собственно социальные отношения, составляющие социальную сферу, возникают «из взаимодействий, направленных на достижение разного рода ценностей», регламентируют потребление и распределение различных благ для удовлетворения жизненных потребностей людей. Социальные взаимодействия составляют основу не только общественных отношений, но и образуют социальные институты и социальные общности.

Введение

Глава первая Концептуальные подходы к исследованию социальной деятельности

1. Проблема социальной деятельности в философии 12

2. Двойственная природа социальной деятельности 37

3. Циклическая структура социальной деятельности 60

Глава вторая Параметры социальной деятельности

1 . Фактор свободы в социальной деятельности 78

2.Рациональность в социальной деятельности 98

3. Ценностные аспекты социальной деятельности 115

Заключение 129

Примечания 134

Библиография

Введение к работе

Все многообразие общественных явлений представляет в своей сущности тот или иной вид социальной деятельности людей. Именно человеческая деятельность представляет собой как бы скрытую тайную сущность, первооснову, субстанцию всего социального. Современная философия видит в социальной деятельности исходный пункт всей сложной системы общественных отношений, средство интеграции различных областей социального знания. В социальной философии понятие деятельности определяет существенную исходную основу человеческого бытия. Деятельность человека, первичной формой которой является производство орудий, всегда осуществляется им внутри совокупности общественных отношений.

Иными словами, лишь изучение деятельности создает необходимые условия для раскрытия природы общественных отношений и их генезиса. Это имеет большой смысл для социальной философии, построение которой целесообразно начинать именно с понятия деятельности.

Несмотря на то, что деятельность давно и плодотворно исследуется, она имеет еще нерешенные проблемы. Это, прежде всего, структура деятельности, взаимосвязь в деятельности материального и идеального, реализация в ней свободы, рациональности и общественных ценностей. Именно на исследовании этих проблем будет сконцентрировано наше внимание.

» Степень разработанности проблемы. Понятие деятельности с

античных времен разрабатывалось в идеалистической философии и особенно глубоко в немецкой классической философии (Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг). В работах Гегеля по диалектической логике были описаны всеобщие схемы деятельности, ее историческое развитие в процессах преобразования человеком природы и самого себя.

В 70-80 годах проведены серьезные исследования, связанные с

" различными философско-логическими аспектами понятия деятельности. Можно выделить ряд принципиальных уточнений этого понятия. Наиболее интересны среди них следующие. Это специальное подчеркивание того обстоятельства, что деятельность существует лишь в системе объективных и необходимых общественно-производственных материальных отношений, которые возникают независимо от воли и сознания людей. Очень важным является также раскрытие смысла целостности деятельности, реализуемой

I человеком-субъектом в процессе постановки и достижения цели, т.е. в

процессе целеполагания.

В этой связи, необходимо указать на работы талантливого советского философа Э.В.Ильенкова. В его работах представлена оригинальная концепция функционирования сознания (идеального) в социальной деятельности. Идеи Ильенкова Э.В. при его жизни подвергались резкой критике со стороны официальной философской науки. Именно это

% обстоятельство и преждевременная смерть помешали ему довести задуманное дело осмысления идеального до логического конца.

Следует отметить, что наряду с пониманием целостной деятельности в конце XIX -начале XX вв. разрабатывались представления, касающиеся в основном такой существенной ее составляющей, как действие. Так, Дж. Дьюи в русле философии прагматизма создал теорию действий, которые истолковывались в качестве инструменталистского содержания человеческих

| понятий. М. Вебер, проанализировав разные виды индивидуальных социальных действий, выделил в них особое значение ценностных установок

ь и ориентации. Ж. Пиаже на логико-математической и психологической основе предложил развернутую концепцию действия и операционального интеллекта человека.

Представляет также интерес книга финского ученого Ю. Энгештрема. Хотя она в основном посвящена вопросам развивающего обучения, ее автор вполне правомерно сначала изложил свой концептуальный аппарат анализа

целостной человеческой деятельности и проанализировал основные

направления ее изучения, сложившиеся в мировой гуманитарной науке. При

этом он выделил следующие направления: 1) исследование знаковых систем (Ч. Пирс, К. Поппер); 2) исследование межсубъектности (М. Мид); 3) исследования культурно-исторической школы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).

Общепсихологическую теорию деятельности на основе социально-философских взглядов, начиная с 1920-х гг., создавали многие ученые, но

I особенно заметный вклад в нее внесли С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев.

Различные варианты психологической теории деятельности появляются в западных странах (например, теория немецкого психолога К.Хольцкампа).

В 80 годы в науке обсуждается вопрос о соотношении категорий деятельности и общения. Б.Ф. Ломов сформулировал положение, что общение - это одна из сторон образа жизни человека, не менее существенная, чем деятельность.

I А.Н. Леонтьев подчеркивал социально-исторический смысл

деятельности отдельно взятого человека, ее связь с процессами материального и речевого общения людей. Однако следует отметить, что А.Н. Леонтьев так и не организовал экспериментальных исследований, специально направленных на изучение психологических закономерностей процесса интериоризации как перехода от совместной (коллективной) деятельности к ее индивидуальному выполнению. Эти исследования начали

| интенсивно проводиться в России в 1970-80-е гг.. Подобные работы были налажены в некоторых западных странах. Результаты этих исследований

I могут стать экспериментальной основой для разработки современной теории процесса интериоризации, предпосылки которой были созданы в свое время еще Л.С. Выготским.

Связи коллективной и индивидуальной деятельности широко исследуются во многих странах (работы А. Перре-Клермон, В.В.Рубцова, Ю. Энгештрема и др.). И очень важно, чтобы анализ результатов этих исследований был направлен на выявление специфики структуры и функций каждой формы деятельности. Отметим, что некоторые ученые до сих пор отрицают сам факт интериоризации целостной коллективной деятельности; поэтому необходимо более определенно, разносторонне и точно описывать различные стадии этого процесса, выделяя особое значение условий его осуществления.

В российской науке целая группа ученых, исследовала те или иные вопросы социальной деятельности. Это работы Яковца Ю.В., Яковлева И.П.,

J Глазьева С.Ю, Меньшикова Г.М., КлименкоЛ.А., Межуева Б.В., Морозова Н.Д., Тихомирова Л.А., Петрова А.Н., Пантина В.И. Разнообразные вопросы социальной деятельности обсуждались в работах Кушакова Ш.С.Давыдова А.А., Алтухова В.Л., Андреева Н.Д., Арефьевой Г.С, Попова В.В., Щеглова Б.С, Прицкера Л.С, Самсонова В.Б., Васильковой В.В., Малинецкого Г.Г., Аршинова В.И., Свирского Я.И., Соколова Ю.Н., Виноградова Н.А., Моисеева Н.Н., Ситнянского Г.Ю. и др.

^ В последнее десятилетие активно исследуется проблема

рациональности социальной деятельности и способов реализации в ней свободы и ценностей.

Анализ состояния и степени разработанности проблемы свободы показывает, что современная социальная философия и социология предлагают наиболее разнородную и противоречивую гамму суждений и подходов в теоретическом осмыслении самой сути свободы. Эти суждения

І колеблются от сопоставления свободы с социальными детерминантами

I бытия субъекта, до расширенного понимания свободы как имманентного атрибута объективной физической реальности.

Проблема свободы в социальной деятельности разрабатывалась в трудах Дж. Кемпбелла, Г.И. Ойзермана, B.C. Гусева, В.А. Ядова, Э.В. Ильенкова, Ю.М. Каграманова, Ю.А. Шрейдера, К.Н. Новикова, А.Е. Шабалдаса, А.Г.Алексеева, А.К. Асмолова, Г.К. Ашина, Л.П. Буевой, Л.М. Зелининой, О.Е. Лебедева, В.В. Миронова, Ф.Т. Михайлова, А.В. Мудрик, В.М. Розина, С.А. Смирнова, К.И. А.А. Агамова, Н.В. Порублевой, Ф.С. Бахитовой, Э.С. Клевцовой, Т.Б. Сергеевой, А.В. Антюхина, Л.С. Катчиевой и др.

Рассмотрение вопроса рациональности социальной деятельности представлено в работах: Н.С. Автономовой, К.Х. Делокарова, П.П. Гайденко, B.C. Степина, B.C. Швырева. Методологические аспекты данной проблемы нашли отражение в работах А.С. Богомолова, И.А. Гобозова, В.А. г Лекторского, Т.И.Ойзермана, B.C. Степина. Ряд оригинальных идей относительно социальной рациональности обозначены в работах: Н.Т. Абрамовой, Н.А. Алтухова, A.M. Буровского, А.А. Новикова, Р.П. Нугаева, В.В. Попова, В.И. Пржиленского, Е.М. Сергейчика, Н.М. Смирновой, М.Х. Хаджарова.

В зарубежной литературе данная проблема нашла отражение в работах Г. Башляра, Н. Гибсона, Д. Конлиска, Т. Куна, Н. Лумана, К. Поппера, * Д. Роулза, Г. Саймона, Р. Швери, Ю. Хабермаса и ряда других ученых.

Объектом настоящего исследования является социальная деятельность.

Предметом диссертационного исследования является структура социальной деятельности, условия и способы существование в ней свободы, рациональности и социальных ценностей.

Целью данного исследования является выявление на основе | диалектико-циклических представлений структуры социальной деятельности

* и на этой основе исследование условий и способов существование в ней основных параметров: свободы, рациональности и социальных ценностей.

В соответствии с целью исследования, предполагается решение следующих задач:

Проанализировать концепции социальной деятельности,
существующие в истории социально-философской мысли;

применить для анализа деятельности принципы диалектического и циклического методов научного исследования;

установить природу социальной деятельности;

выявить структуру социальной деятельности;

рассмотреть условия и способы существования в деятельности свободы;

проанализировать феномен рациональности социальной деятельности и условия функционирования в ней социальных

5 ценностей.

Элементы научной новизны диссертационного исследования состоят в следующих положениях:

1. Проанализированы существующие социально-философские
концепций социальной деятельности.

2. Выявлена двойственная природа социальной деятельности.

3. Установлена циклическая, волновая структура социальной
І деятельности.

4.Выявлены условия реализации в социальной деятельности свободы, рациональности и социальных ценностей.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Анализ существующих социально-философских концепций

социальной деятельности показал, что наряду с позитивными наработками в

исследовании деятельности существует ряд нерешенных и дискуссионных

0 проблем. Не имеет четкого решения проблема структуры социальной

деятельности, взаимосвязи в ней материального и идеального,

дискуссионными являются вопросы реализации в деятельности свободы, рациональности и ценностей.

2. Исследования труда, как основной формы деятельности, с целью выявления действующего противоречия приводит к выводу, что таким противоречием является взаимосвязь между формой и содержанием деятельности. Дальнейший анализ показал, что одна сторона противоречия (форма деятельности) получает определение через категории: идеальное, сознание; другая сторона противоречия (содержание деятельности) выступает как материальное. Показано, что форму деятельности можно характеризовать также в категориях абстрактное, общее и социальное. Выделение данного противоречия социальной деятельности позволяет говорить о ее двойственной природе. Двойственный характер социальной деятельности выступает как основной закон ее функционирования. Он свойственен любой социальной деятельности в любых общественно-экономических условиях.

3. Применение циклических представлений для объяснения
структуры социальной деятельности позволяет вычленить в ней две
противоположно направленные силы - силы социального действия и силы
социального противодействия. Социальная деятельность предстает как
диалектическое единство двух совокупностей социальных сил.
Взаимодействие этих двух сил в процессе деятельности и обуславливают ее
циклическую, волновую структуру.

4. Центральным противоречием во взаимодействии личности и
общества является диалектическая взаимосвязь, в которой общество,
воспитывая, формируя личность "для себя", с целью своего воспроизводства
и продолжения, создает условия для своего собственного перерастания,
преобразования, превращает личность в источник собственного отрицания. В
диалектическом движении этого противоречия заключаются истоки развития
личности и общества, основания свободы личности и ее ограничений.

І 5. Рациональная социальная деятельность во многом связана с

классическим вариантом теории ожиданий. Социальная мотивационная деятельность является целенаправленной. Рациональная деятельность связывается с прямым или косвенным удовлетворением какой-либо потребности, возникающей в рамках реализации той или иной социальной программы. Сила направленности деятельности, с учётом достижения конкретной цели, будет зависеть от того, в какой мере социальный субъект осознает значимость достигнутой цели, что позволит ему более эффективно осуществить инновационные аспекты собственной рациональной деятельности.

6. Ценностная ориентация социальной деятельности относительно автономна, поскольку представление о ценностях опирается на мировоззренческие взгляды. Однако, сформировавшись, они оказывают воздействие на интересы, цели, потребности, развитие всех сторон

I жизнедеятельности человека и социальных структур общества. В ценностных ориентирах объективируется не только опыт человека, но и исторический опыт, что позволяет каждому индивиду определиться в культурных параметрах деятельности.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что материалы данного исследования могут найти свое конкретное применение в разработке мероприятий совершенствования социальной

Ь политики, учитываться при принятии и корректировке управленческих решений, а также стать базой для разработки специальных и факультативных курсов высших учебных заведений гуманитарного профиля. Исследование представляет конкретный научный интерес для социологов, педагогов, психологов и социальных работников. Научно-теоретические результаты исследования могут быть использованы в работе методологических семинаров и для разработки спецкурсов.

14 Апробация диссертации. Основные положения и результаты

І"

международных и межрегиональных научных конференциях, на методологических семинарах кафедры философии СевКавГТУ. Текст диссертации обсужден на кафедре философии Северо-Кавказского государственного технического университета.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, примечаний и списка литературы. Объем диссертации 153 страницы машинописного текста, список литературы включает 250 наименований.

Проблема социальной деятельности в философии

Понятие деятельности с античных времен разрабатывалось в идеалистической философии и особенно глубоко в немецкой классической философии (Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг). В работах Гегеля по диалектической логике были описаны всеобщие схемы деятельности, ее историческое развитие в процессах преобразования человеком природы и самого себя. Анализируя подход Гегеля и К.Маркса к деятельности, философ и логик Э.В. Ильенков пришел к следующему выводу о содержании самой диалектической логики. "Диалектическая логика, - писал он, - есть поэтому не только всеобщая схема деятельности, творчески преобразующая природу, но одновременно и всеобщая схема изменения любого естественно природного и социально-исторического материала, в котором эта деятельность выполняется и объективными требованиями которого она всегда связана".

Таким образом, социально-философское понятие деятельности выделяет и определяет существенную специфику жизни людей, которая состоит в том, что они целенаправленно изменяют и преобразуют природную и социальную действительность. Первичной формой такого преобразования является производство материальных орудий, с помощью которых люди создают предметы, удовлетворяющие их жизненные потребности. Материальное производство (труд) имеет универсальный характер, поскольку в принципе может создавать любые орудия и предметы. Такое производство осуществляется людьми только в определенных взаимосвязях и отношениях, совокупность которых образует производственные или общественные отношения людей. В процессе исторического развития материального производства и общественных отношений возникло и приобрело относительную самостоятельность духовное производство, - но и в этой форме труда сохраняются основные качества материального производства: его универсально-преобразовательный и общественный характер.

В социальной философии деятельность - исходное понятие (или категория), определяющее специфику, сущность общественно-исторического бытия людей. "В отличие от законов природы законы общества обнаруживают себя только в деятельности и через деятельность людей. Такова специфика исторической действительности, характерные черты ее бытия" . Теория общественно-исторического бытия людей строится на основе понятия деятельности.

Теория некоторой целостной развитой системы в качестве абстрактной основы должна иметь одно-единственное исходное понятие (или категорию), фиксирующее специфику (сущность) этой системы. Анализ фактических материалов в свете исходного понятия позволяет строить цепь теоретических рассуждений. Благодаря этому выявляются и конкретизируются специфические закономерности развития некоторой системы как объекта теории.

Мы полагаем, что именно понятие социальной деятельности может быть той исходной абстракцией, конкретизация которой позволит создать общую теорию развития общественного бытия людей и различные частные теории его отдельных сфер. На этом пути стоят большие препятствия, одно из которых как раз и связано с трудностями дальнейшей разработки социально-философского понимания деятельности.

В 70-80 годах проведены серьезные исследования, связанные с различными философско-логическими аспектами понятия деятельности . Можно выделить ряд принципиальных уточнений этого понятия. Наиболее интересны среди них, на наш взгляд, следующие. Это, прежде всего, специальное подчеркивание того обстоятельства, что деятельность

существует лишь в системе объективных и необходимых общественно-производственных материальных отношений, которые возникают независимо І от воли и сознания людей. Очень важным является также раскрытие смысла целостности деятельности, реализуемой человеком-субъектом в процессе постановки и достижения цели, т.е. в процессе целеполагания. Суть деятельности - в созидании человеческого мира человеком, в творении собственных общественных отношений и самого себя (это составляет и сущность культуры). Поэтому цель возникает у человека в качестве образа предвидимого результата созидания. Преобразующий и целеполагающий характер деятельности позволяет ее субъекту выйти за рамки любой ситуации и встать над задаваемой ею детерминацией, вписывая ее в более широкий контекст культурно-исторического бытия, и тем самым найти средство, выходящее за пределы возможностей данной детерминации. Деятельность постоянно и неограниченно преодолевает лежащие в ее основе "программы" (поэтому ее нельзя ограничивать преобразованием наличного бытия по уже установившимся культурным нормам). В этом обнаруживается принципиальная открытость и универсальность деятельности. Ее нужно понимать как форму исторического культурного творчества. Вместе с тем созидание или творение человеком своей неповторимой индивидуальной жизнедеятельности есть начало его личности.

Двойственная природа социальной деятельности

Любая деятельность содержит два полюса - полюс субъекта и полюс объекта, т.е. полюс определенного материального предмета, на который направлено действие субъекта. "Основной, или как говорят, конституирующей характеристикой деятельности является ее предметность. Собственно, в самом понятии деятельности уже имплицитно содержится понятие ее предмета. Выражение "беспредметная деятельность" лишено всякого смысла. Деятельность может казаться беспредметной, но научное исследование деятельности необходимо требует открытия ее предмета. При этом предмет деятельности выступает двояко: первично - в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществляться не может" .

В любой деятельности, таким образом, есть определенное материальное тело, которое выступает как ее предмет. Деятельность, следовательно, есть процесс, который связывает субъект и объект в одно неразрывное целое.

Человеческую деятельность, видимо, можно дифференцировать и рассматривать труд как частный вид деятельности. В своей работе, однако, мы будем рассматривать деятельность и труд как понятия, тождественные по одному признаку, а именно, по наличию в любой деятельности, в любом труде двух полюсов (субъекта и объекта).

Любая человеческая деятельность содержит два момента материальный и идеальный. Материальный - наличие определенных

материальных орудий деятельности, ее материальных предметов; идеальный I - наличие плана деятельности, цели и смысла. Оставим пока в стороне

идеальный момент (в дальнейшем мы к нему вернемся) и рассмотрим деятельность как чисто материальный процесс, т.е. как процесс взаимодействия одного материального предмета (субъекта) с другим материальным предметом (объектом). Используем для анализа деятельности две категории - содержание и форма.

Как предстает для субъекта объект? Как предмет, на который направлено действие субъекта. Субъект предстает для объекта как предмет, на который направлено противодействие объекта. Возникают, таким образом, две совокупности сил. Эти две совокупности сил в деятельности "сплавлены" воедино. Мы для удобства анализа их разделим на совокупность сил полюса субъекта и полюса объекта. Эти две совокупности сил и будем считать содержанием деятельности полюса субъекта и объекта. Каждая совокупность сил на полюсах не есть хаотичное их скопление, а представляет собой определенную строгую организацию, определенную иерархию, определенную структуру. Другими словами, силы взаимосвязаны тесно и неразрывно друг с другом. Поскольку силы не даны статически, а находятся в изменении, в динамике, то и их взаимосвязь не дана как застывшая, а так же динамична, текуча. Эта взаимосвязь выступает в динамике сил не как навсегда данная структура, а как структура, образующаяся в результате взаимодействия сил. Что же лежит в основе определенной "текучей" взаимосвязи сил? На наш взгляд, основой этой взаимосвязи выступает геометрия сил. Эту геометрию сил мы и будем называть формой деятельности.

Поскольку в деятельности выделены два полюса, а вследствие этого выделены два содержания деятельности, то и форма деятельности также раздваивается и выступает как форма деятельности полюса субъекта и полюса объекта. Здесь заметим, что в "живой" деятельности дана единая форма(геометрия сил).Делим эту форму на две составляющие, опять-таки ради удобства анализа, и это деление чисто мысленное. Реально такое деление, вполне понятно, невозможно.

Содержание деятельности предстает как совокупность действующих сил каждого полюса, а форма деятельности - как геометрия этих сил. Таким образом, противоречие деятельности создают две противоположности -совокупность действующих сил, или совокупность направлений сил (содержание деятельности) и геометрия этих сил (форма деятельности). Иными словами, противоречие деятельности создают две противоположности - содержание деятельности и форма деятельности.

Такое понимание содержания и формы деятельности является нетрадиционным, и вполне вероятно предположить критические замечания и упреки в "физикалистском" и механистическом их толковании. На это заметим, что деятельность рассматривается как чисто материальный процесс, как процесс взаимодействия двух предметов, и в этом процессе, кроме взаимодействующих сил, нет ничего. Следовательно, определить содержание и форму следует только через эти силы. Если изложенное понимание содержания и формы деятельности даст положительные результаты, т.е. будет "работать", то оно, безусловно, имеет право на существование.

При анализе взаимодействия было показано, что противоречие материальных предметов в цикле взаимодействия составляют направление сил и геометрия сил. Было также показано, что это противоречие у двух взаимодействующих предметов представлено противоположно, ввиду чего два предмета друг для друга предстают как противоположности. Эта же ситуация должна, естественно, наблюдаться и во взаимодействии субъекта и объекта, т.е. субъект и объект должны предстать в деятельности как противоположности. Иными словами, противоречие, существующее на каждом полюсе и являясь как бы внутренним противоречием полюсов, получает внешнее проявление в виде противоположности и единства субъекта и объекта. ь В процессе деятельности должна будет проявиться каждая противоположность противоречия. Это возможно единственным образом -каждая противоположность будет проявляться в своей "другой", т.е. содержание будет переходить в форму, а форма в содержание. Причем здесь будут идти два процесса этого взаимоперехода - внутренний (на полюсах субъекта и объекта) и внешний (противоположности одного полюса будут переходить в свои "другие" другого полюса).

Это означает, что в процессе деятельности будет происходить переворот противоречий каждого полюса на обратное, противоположное. Значит в процессе деятельности субъект и объект будут взаимопереходить друг в друга. Может возникнуть вопрос: что же, в деятельности живой субъект становится неживым объектом и наоборот? По этому поводу заметим, что четкое деление на субъект и объект возможно тогда, когда деятельность закончена. В "живой" деятельности субъект и объект переплетены воедино и составляют одно неразрывное целое. Если мы попробуем их разорвать, то деятельность исчезнет. В деятельности нет отдельно ни субъекта, ни объекта, а есть их диалектическое единство. Поэтому для "живой" деятельности вывод о взаимопереходе субъекта и объекта верен. В определенном смысле он верен и для случая, когда деятельность закончена. Здесь мы уже можем четко разделить субъект и объект. Кувшин, который сделал гончар, безусловно, содержит свойства, качества, черты этого гончара. Кувшин как бы тот же гончар, но в иной, в неодушевленной ипостаси. С другой стороны, гончар из деятельности вышел уже другим, измененным. Он как бы воспринял свойства, черты содержания своей деятельности. Здесь, как мы видим, тоже можно сказать в определенном смысле, что произошел взаимопереход субъекта и объекта друг в друга.

Фактор свободы в социальной деятельности

Рассмотрение свободы личности как способа активного существования человека в окружающем мире, отражающего внутреннюю его человеческую сущность и выражающегося в максимальном раскрытии и реализации этой сущности, вызывает закономерные вопросы относительно конкретизации понятия «внутренняя человеческая сущность». Человека, рассматриваемого во взаимосвязи с обществом, можно изучать с разных точек зрения, например, как взаимосвязанного с другими людьми системой отношений, как субъекта деятельности, как представителя конкретной исторической эпохи, как носителя определенной культуры и т.д. Каждый из этих аспектов можно использовать в качестве отправного пункта в изучении общественного бытия человека. Эта многоаспектность, многозначность человеческого бытия подводит нас к необходимости выделения какого-то основного качества человека, которое в первую очередь делает его человеком, в котором сплетаются его всеобще-родовые и неповторимо-индивидуальные черты. Таким фундаментально основополагающим качеством человека, как нам представляется, является его духовность.

У B.C. Барулин, К.Х. Момджан, Е.М. Пеньков в качестве основных аспектов духовности выделяют следующее:

1. Всеобъемлемость. Духовная жизнь человека многогранна. Она включает в себя рациональные и эмоционально-аффективные стороны, гносеологические и ценностно-мотивационные моменты, логическое осознание и интуицию, ориентированные на внешний и внутренний мир установки, а также многие другие уровни, процессы, состояния духовной

щ жизни человека. Духовность объединяет все эти грани, вбирая их в себя и ни одну не отвергая. Содержание духовных процессов: научные концепции, I этические и эстетические ценности, религиозные верования, обыденно практические знания - всё это многообразие также без исключения объемлется духовностью человека. Важно то, что все эти грани, аспекты, формы духовной жизни, а также её содержание фиксируются в духовности во взаимосвязи, целостности, единстве.

2. Идеальность. В общем, идеальность характеризуется тем, что содержание любых явлений мира интериоризируется человеком в чистом виде, освобожденном от объективных, материально-предметных, пространственно-временных характеристик своего бытия. Это процесс освоения предметности объективных явлений без самой этой предметности, сущности и образов вещей без самих этих вещей, освоение мира без самого этого мира.

3. Субъективность. Она существует как внутренняя, интимная жизнь человека, она дана во внутреннем содержании человека, развертывается в его имманентном идеальном пространстве и времени. Духовность человека целиком и полностью субъективна, она представляет собой собственное «Я» человека, выступает как бытие, специфичность этого «Я». Духовность человека субъективно индивидуальна .

В целом же и общем, духовность - «это человеческий дух во всем богатстве, многообразии и взаимосвязи его проявлений, выражаемых в вербальных и невербальных идеальных формах, выступающий как

внутренняя субъективная реальность человека» .

Человеческая жизнь в каждый конкретный момент времени представляет собой определенное деяние, деятельность. Это всегда вторжение, вмешательство в актуальную действительность, её созидание, преобразование. Силой, осуществляющей руководство этой деятельностью, её организацией, корректировкой, в самом общем смысле слова выступает сознание человека, по сути, его духовность.

Нет смысла отрицать, что импульсами человеческой деятельности, выступают многие факторы самого различного порядка: инстинкты, I потребности, механизмы общественного управления, давление, насилие.

Однако многообразие этих факторов не отменяет ведущего значения духовности в человеческой деятельности лишь тогда, когда они преломятся в духовности человека, трансформируются в духовные импульсы и стимулы.

Духовность имеет огромную власть над человеком. Она выступает своего рода императивом по отношению ко всей его жизнедеятельности. Власть эта проявляется в бесконечно разнообразных формах. Самоуважение человека, чувство собственного достоинства, его приверженность к истине, неприятие неприемлемого, убеждения, вера и т.д., обладают чрезвычайной значимостью в жизни человека. Они либо побуждают человека к совершению определенного поступка, либо удерживают от него. Власть духовности над человеком настолько велика, что она может доминировать над властью всех других факторов, в том числе и такого мощного, как инстинкт выживания.

Эту, совершенно особую, власть человеческой духовности B.C. Барулин предлагает искать на основе того факта, «что человеческий дух - это сконцентрированный духовный опыт человечества, а власть духа - это опосредованное, сублимированное отражение опоры человека, его доверия этому совокупному опыту... Может быть, власть духа над человеком - это ни что иное, как власть человека над самим собой, ибо дух человеческий - это сам человек. А может быть власть духа над человеком является показателем человеческой способности подчинять свою жизнедеятельность не просто сиюминутным проблемам, не тварным инстинктам, а чему-то более глубинному, способности выстраивать свою жизнь по более стратегически важным перспективным маршрутам» .

Таким образом, внутренней имманентной сущностью человека является его духовность, наполненная конкретным ценностно-побудительным содержанием. Свобода человека как раз и подразумевает раскрытие и реализацию человеком своей внутренней сущности, воплощение своего человеческого потенциала. Реализация собственного внутреннего I потенциала осуществляется человеком не иначе как в реальной материальной природной и социальной среде. Поэтому она неизбежно наталкивается как на содействие, так и на сопротивление разного рода факторов, обстоятельств. Это сопротивление есть важный ограничитель человеческой свободы. Поэтому человек свободен до тех пределов и постольку, до каких и поскольку он может преодолевать это сопротивление.

Общество, оказывая огромнейшее воздействие на каждого своего человека, в определенной мере формирует, порождает его. Человек предстает как продукт воздействия общественных отношений, социума, всей человеческой истории. Вместе с тем, формируя человека, общество создает не только свой образ и подобие, не только субъекта, вмонтированного в мир общественных отношений и служащего ему, но и человека, потенциально этому миру равного, способного от него дистанцироваться, его изменять, создавать совершенно новый общественный мир. Воздействуя на человека, вооружая его своей энергией, опредмеченно-фиксированным совокупным опытом человечества, общество формирует человека «для себя», формирует его как субъекта, призванного жить именно в данном обществе и служить ему. Однако чем дальше идет процесс социализации, чем более человек становится компетентным, творческим, чем более он развивается духовно, смысло-ценностно утверждает себя, тем более в осуществлении своей деятельности он руководствуется собственными внутренними духовными детерминантами, часто вступающими в противоречие с общественными нормами и императивами. Другими словами, человек, созидаемый обществом «для себя», оказывается не только продуктом общества, но и его оппонентом. Он несет в себе импульс не только сохранения устойчивого равновесия общественной структуры, но и её преобразования. Общество, созидая человека, тем самым порождает свое отрицание. И эта взаимосвязь, когда общество, созидая человека, личность, создает условия для своего собственного перерастания, преобразования, эта закономерность превращения личности в источник отрицания общества представляет собой, на наш взгляд, центральное противоречие во взаимодействии общества и личности. В диалектике этого противоречия, как нам представляется, заключены истоки как свободы личности, так и ограничения её .

Вот уже на протяжении нескольких тысячелетий в практике и теории научного познания доминирует убеждение о том, что источником самодвижения и саморазвития всего природного объективного мира является противоречие, как взаимоотношение двух противоположностей. В настоящее время это убеждение нашло своё выражение «в универсальном законе диалектики - законе единства и борьбы противоположностей. Согласно этому закону, развитие объективной реальности и процесс её познания, все формы раздвоения единого на различное, противоположное, а взаимодействие противоположных сторон, противоборствующих сил составляет внутренний импульс для изменения любых объектов и систем -главный источник развития всех предметов и явлений реального мира» .