Москва принимала патриарха великого града Антиохии и стран Киликии, Иверии, Сирии, Аравии и всего Востока кира Макария.

Первым из антиохийских патриархов, посетивших Россию в 1586 году, был кир Иоаким.

Он приехал в страну, на которой все еще лежала тень грозного царя Иоанна Васильевича. Принимали патриарха, как принял бы сам Грозный. Святейшего осыпали подарками, льстили, задавали в его честь пиры, потрясали великолепием церковных служб. А всего желания, тайного и явного, - пусть помолится за почившего царя, пусть возлюбит Россию душой и, воротясь в свои восточные страны, подвигнет вселенских патриархов на учреждение Московского патриархата.

Об усердном заступничестве Иоакима и через семьдесят лет помнили благодарно. Время его приезда у потомков сливалось со временами царя Ивана. Велика была страшная, лучезарно сияющая, убогая в нищенской святой смиренности, в гордыне, низвергающая и попирающая, багряная и голубая, черная и белая слава прадеда. А потому царь всея Руси Алексей Михайлович приказал воздать почести патриарху киру Макарию вдвойне против тех, какие оказаны были патриарху киру Иоакиму.

Гостю объявили: государь по приезде его примет не через неделю, как принимает самых высоких, царскому сердцу приятных особ, а на третий день.

День этот совпал с благодатным и торжественным праздником рождения Алексея Алексеевича, радостного сына счастливого отца и царя.

Начались для арабских монахов хлопоты, сердцебиения и боязни.

К патриарху и его людям приставили драгоманов - знатоков иноземных языков - обучать русским мудроватым правилам, как царю кланяться и как ему говорить, где тихо, где громко.

Архидиакону Павлу Алеппскому, сыну патриарха Макария, достался драгоман Георгий, русый красивый муж, с умными скорыми глазами. Лицо у него было бы совсем ангельское, да сжатый властно рот, да взгляд, который все ласкает, ласкает, а потом как замрет, как просверлит, до всего дознаваясь и безмерно печалуясь всему… Павлу Алеппскому шепнули: драгоман этот лучший. Полгода не прошло, как приняли в Посольский приказ, а уже все начальство приметило его и приветило. Языков он знает множество: татарский, польский, немецкий, английский, валашский, греческий, шведский и латынь. Сам он человек русский, а жил все время на чужбине. Бывал в Аравии, поклонялся в Иерусалиме Гробу Господню, возможно, и в Алеппо был, но арабского языка не знает. У московского царя семьдесят переводчиков, а такого, чтоб знал арабский язык, не было и нет.

После урока Павел Алеппский, ища дружбы, сказал драгоману:

Какой удивительный, благочестивый у вас государь! Как любит и почитает его народ! Мы проехали многие страны, но такого не видали нигде.

Наш государь молод, - ответил драгоман, глядя в глаза архидиакону, - с годами благочестие его усилится, благодеяния возрастут. Наш государь любит раздавать бесчисленным нашим нищим щедрую свою милостыню, и слава его будет велика среди тех, кто любит Бога, и особенно среди тех, кто служит ему.

Архидиакона смутили слова драгомана. Они были хвалебны, правильны, но они пугали.

Патриарх Макарий молится за Россию, - сказал архидиакон. - Ваше государство постигло большое несчастье: чума унесла много людей…

Государь плакал, въезжая в Москву. Сам он прятался от моровой язвы в городе Вязьме. А Москва тем временем помирала, но, слава богу, вся не вымерла.

Голова ближайшего советника антиохийского патриарха, сочинителя описаний его дел и дорог, заболела от напряжения. Кто он, этот драгоман? Почему он говорит так смело? Искуситель, выведывающий настроения и думы иноземцев, или просто умный, превелико образованный человек?

Так как же быть с тобою, драгоман? Оттолкнуть тебя или расположить? Доносчиков вокруг много, а друзей нет. Чтобы узнать чужую страну, чтобы понять, как она живет, нужны друзья.

За твои труды, Георгий, я хочу сделать тебе подарок, - сказал архидиакон драгоману. - Возьми себе эту шкатулку из драгоценной слоновой кости. В ней алеппское мыло.

Спасибо, - Георгий поклонился, - это действительно драгоценный подарок. Я не заслужил его. Если святому отцу хочется сделать приятное своему покорному слуге, одари меня знаком солнца. Я невзначай увидел его на твоем столе - диск с пылающей короной вокруг.

Но это же не золото! Диск только слегка позлащен. Он из бронзы. А письмена на нем бессмысленные. Это языческий талисман. Я купил его в Стамбуле.

Люблю ненужные, загадочные вещи. Такого талисмана я еще не видел. И он велик. Я пришью его на рубашку, и он будет защищать мое сердце от коварного удара.

Не расскажешь ли ты мне, Георгий, подробно о въезде государя в Москву? Мы видели процессию из окна. Это было красиво и величественно, но я хочу знать подробности. Я поведаю об этом великом событии всему миру.

Я согласен, - ответил драгоман.

Они разговаривали на греческом языке.

Торжественно и скорбно вступил государь в стольный свой град.

Въезд, как и все другие российские дела, был совершен с промедлениями, с раздумьями, с опаской, но основательно и наверняка. В субботу третьего февраля прибыл в Москву патриарх Никон. Он вместе с царицей, царевнами и младенцем-царевичем спасался от чумы в лесах, потом приехал к Алексею Михайловичу в Вязьму укрепить в себе молодого государя, молитвами отвести беду от Московского царства. Измученный страхами, всегда благодарный наперед, готовый награждать за любую, самую ничтожную помощь, царь повеличал собинного своего друга титулом, который носил и сам.

Великий государь отныне, патриарх Московский и всея Руси Никон из осторожности не писался пока государем, но все, кто обращался к нему с грамотками, не забывали про новый титул патриарха. Впрочем - только может ли быть такое? - челобитчики не подластивались, писали патриарха государем ошибочно, по старинке: патриарх Филарет носил этот высокий титул. Правда, он был отцом царя Михаила…

Великий государь и патриарх прибыл в Москву первым, дабы придать Алексею Михайловичу твердости, убедить примером, что жуткая опасность миновала.

Февраля на девятый день пожаловала в кремлевский дворец царица Мария Ильинична.

Царь ехал с нею, но потом решил помолиться в монастыре Андрея Стратилата. Монастырь был всего в пяти верстах от Москвы, и на следующий день все московские храмы ударили радостно в колокола, возвещая народу, что государь едет занять престол, беда миновала тех, кто не помер, жизнь продолжается.

Попы и бояре встретили царя у Земляного вала. Под звон через поредевшую толпу двинулся царский поезд на Красную площадь.

Впереди несли знамя Успения Владычицы, потом нерукотворный образ в честь Хитона Господня, сберегаемого в Москве. Далее по порядку несли знамена с образами Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, Михаила Архангела. Чуть возвышаясь над знаменами, будто осеняя процессию крыльями, плыл царский герб - двуглавый орел. Герб охраняла конница. За конницей священство с крестами. Далее ратники в честь Троицы тремя рядами. Одеты в цвета полковых знамен.

Возле церквей войско и встречающие государя молились. Церквей по дороге было множество.

Алексей Михайлович так и шел всю дорогу пешком, сняв шапку и плача. Пустовата была Москва после моровой язвы.

Стоило появиться царскому поезду на Красной площади, как вышли стрельцы с метлами и усердно размели путь.

Вошли в Кремль. И снова царь плакал.

Плакал, поворотившись к безобразной Спасской башне. На Рождество сгорели деревянные брусья внутри часов. Башня рухнула, раздавила два кирпичных свода. Сверзлись и побились статуи, пал наземь колокол большой, замолк соловушка медноголосый, а слыхать его было на десять верст.

В прежнее время да и не так еще давно, - говорит предание, кругом всего города Орла верст на сто, а то и на другое сто, все леса были, леса были дремучие; а в тех лесах не столько зверя было дикого, сколько разбойников. Про злодейства их еще не так давно рассказывали здесь со страхом, добавляя при этом: "не даром Орловцев зовут проломленными головами!" А то и другая сложилась об них поговорка: "Орел да Кромы- первые воры".
При этом уместно будет прибавить, что не один Орел да Кромы славились в древности, как первые воры. Подобный взгляд образовался и на все почти города Орловского края. Так говорят, что и Дмитровцы старым ворам невыдавцы; что и Карачев на поддачу; что Елец всем ворам отец, а Ливны самим ворам дивны! О жителях Мценска образовался такой взгляд, что когда кто хочет другому беды, то в сердцах посылает к нему амчанина: "амчанин тебе на двор!" Это означает, что от амчанина не ожидать добра, или, как говорят под рифму: "коли амчанин на двор; то уж выноси святых вон!" И каких воров-разбойников не было в старину в Орловских пределах!
В народе особенно помнят Кудеяра. "Этот где-где не разбойничал! И к Калуге, и к Туле, и к Рязани, и к Ельцу, и к Воронежу, и к Севску, и к Брянску, и к Смоленску - везде побывал, везде свои станы расставлял, и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями: страшный колдун был. И какою поганой силой владел: раскинет на берегу речки, озера, какого ручья полушубок или свиту, и ляжет спать; одним глазом спит, другим сторожит, нет ли погони где; а там левый спи, правый сторожи, - так в переменку; а как завидит где сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок не полушубок, а лодка с веслами; сядет Кудеяр в ту лодку и поминай как звали… Так и издох своей смертью, - никак изловить его не могли, как там ни старались" (Орловские Губернские Ведомости, № 30, 1861 год).
По Орловско-Витебской дороге есть станция Нарышкино (в 20 верстах от Орла), от которой в четырех верстах находится село Сергиевское, а версты с полторы от этого села находится гора с трясиною по средине. Об этой горе с трясиною рассказывают, что здесь давным-давно жил Кудеяр разбойник, имел там дом и оттуда разбойничал; гора, надо заметить, окружена была густым лесом, от которого остались теперь одни кустарники. Долго разбойничал здесь Кудеяр; но Господь смиловался... Разбойник оставил к старости это место и ушел в Брянские леса, а дом, где он жил, за нечестие Кудеяра, провалился сквозь землю; теперь на том месте трясина; и как дом был огорожен кругом, так и трясина круглая (со слов местных старожилов).
Как давно жил Кудеяр?
- Давно! - отвечают в Орле. - Видишь ты: в Брянске прошла Десна, за Брянском дальше Десна река, до Кудеяра все прямо текла, а при Кудеяре луку дала.
- Как луку дала?..
- А вот, как: сперва шла прямо, а после крюком пошла, крюком выгнулась.
- Отчего же Десна луку дала?
- Вот отчего: на самом том месте, где теперь лука, был дремучий лес, и в том лесу Кудеяр притон имел; а в том лесу на самом берегу на Десне стоял дворишко, или два, так выселочек небольшой. В этом выселке жил мужик степенный, дурными делами не занимался, и была у него дочь прекрасавица-красавица, и полюбилась она этому Кудеяру-разбойнику... Кудеяр и так и сяк - все его дело не выгорает!.. Присмотрел он пору-времячко, когда отец с матерью на работу что ли пошли, - только во всей избе одним одна эта девка осталась... Стал Кудеяр в двери стучаться.
- Что тебе надо? - спрашивает девка: - зачем пришел?
- Пусти, - говорить Кудеяр, - надо.
- Да что надо-то?
- А мне тебя надо: с собой хочу взять! Отвори скорей.
- Не отворю, разбойник этакой! Ступай откуда пришел!
- А не хочешь волею, рыло воротишь; так силою заставлю полюбить! - И стал разбойник двери ломать...
Кудеяр разломал дверь, и в избу смотрит, а в избе никого нет. Глядь в окно: видит, девка с иконой к речке Десне бежит; он за ней вдогонку; девка от него, он за ней; совсем уж было догнал, только девка подбежала к Десне и стала молиться: "Матушка, Пречистая Богородица! Матушка, Десна-река! Не сама я тому виною, - пропадаю от злого человека!" и бросилась в Десну-реку; и Десна-река тот же час на том месте пересохла и в сторону пошла, луку дала, так что девка стала на одном берегу, а Кудеяр, разбойник, очутился на другом. А другие говорят, что Десна как кинулась в сторону, так волною-то самого Кудеяра захватила да и утопила (Орловские Губернские Ведомости, № 30, 1861 год).
Яснее предания о Кудеяре в Брянском уезде, куда он выбыл из-под Орла на старости лет и где, как гласит предание, он сложил удалую свою головушку.
Жил Кудеяр в Кривом лесу. На меловых горах у него выстроены были каменные подвалы; теперь они уже обвалились, но у Десны и доселе видна яма, где разбойники на это дело обжигали кирпичи. Сам Кудеяр с молодцами жил в куренках, а в подвалах навалено было всякое добро, что грабил он у бояр. На большой дороге в Кривом лесу никому не било от Кудеяра пропуска. По соснам у него сидели разбойники и подавали свист, когда бывала добыча. Бояре ездили с большою дворнею; но не всякий раз удавалось им проехать благополучно, разве не было дома самого Кудеяра... Разбойники чаще делали так: поведут на высокий обрыв, посадят на вилы, спустят вилы к Десне, раскачают их, да и приговаривают:
Не мы тебя бьем, а вилы;
Не мы тебя губим, а Десна-река!..
Уж и стар стал Кудеяр, а все грабит, все проливает кровь христианскую, все прогневляет Пресвятую Богородицу. Собрала Она семь пятниц в одну, да сразу и вылила их на голову окаянному Кудеяру... Приехал, сказывают, о ту пору в село Страшевичи Василий Афанасьевичь Бахтин из полку, и оповестил он своим сродственникам, что желает с ними повидаться. Василий Афанасьевич был знатный барин, земли и крестьян у него было множество, жил богато и родню имел знатную... И вот отправилась с ним повидеться княгиня Друцкая-Сокольницкая, а путь ей лежал чрез Кривой лес. Знала она про Кудеяра, да понадеялась на своих людей, что с нею были, человек с 30. Въезжает княгиня в Кривой лес да посмеивается: говорили, дескать, что тут разбойники, а их и духу нет!.. Только у Меловой горы сидел на дереве разбойник: и, по его знаку, как черные вороны, видимо-невидимо выскочили разбойники, застрелили дворецкого, побили людей, а самую княгиню обидели чуть живую отпустили к Василию Афанасьевичу... Тогда Василий Афанасьевич выбрал из своих людей - молодец к молодцу, человек с сорок, дал каждому по пищали, посадил их на конь и поехал на разбойников. К утру был он уже во Кривом лесу (60 верст); подъехал к Меловым горам и хотел уже взбираться на одну из гор, как видит, на сосне сидит разбойник и кричит, что мол проезжие да много их! Досада взяла Василия Афанасьевича; берет он пищаль лучшую, и разбойник как сноп полетел с дерева кубарем... Собрались разбойники, а впереди сам Кудеяр. Битва была страшная. Сама Пресвятая Богородица помогла Василию Афанасьевичу ранить Кудеяра в щеку. Кудеяр выхватил платок шелковый, подвязал свою щеку и закричал: "казаки, вода!" Разбойники бросились кто куда, их гнали и били; а Василий Афанасьевич догнал самого Кудеяра и тут же покончил с ним»… К этому преданию присовокупляет, что все богатство Кудеяра, что было на виду, досталось в руки Василию Афанасьевичу Бахтину, который, кроме того, освободил из курении Кудеяра Голубеевскую дьячиху (село Голубея в 30 верстах от меловых гор) и гусляра. Дьячиху боярин отпустил на волю, а гусляра взял с собою в Страшевичи. Слепец гусляр хорошо пел и играл, и жил в Страшевичах до самой своей смерти, а когда умер, то его погребли по христианскому обычаю, и службу, говорят, правил поп Рогожка (из рассказов старожилов села Страшевичи). Это было слишком за сто лет до нашего времени. Кроме Кудеяра, здесь рассказывают еще о разбойниках - Иване Гуляеве, Степане и Куке, передвигавшем своими волхвованиями леса и горы.
"Орловские епархиальные ведомости", № 7, 1873 год.



Клады разбойника Кудеяра.
Даже самые продвинутые историки не могут ответить на вопрос, являлся ли знаменитый разбойник Кудеяр реальным лицом. Возможно, многочисленные рассказы о нем - лишь легенды, народные предания. Но как бы то ни было, сказы о Кудеяре и богатейших кладах, якобы спрятанных им и его товарищами по разбою, живут до сих пор.
Брат Ивана Грозного.
Сначала об имени Кудеяр. Считается, что оно тюркского происхождения и образовано от двух персидских слов "худи" - "бог" и "яр" - "любимый", то есть "возлюбленный богом". Может показаться неожиданным, но пять веков назад имя Кудеяр на Руси было довольно распространенным.
Самая известная из версий о происхождении Кудеяра гласит, что он – старший брат самого Ивана Грозного! Известно, что отец Грозного, Василий III, был женат дважды. Его первая супруга, княгиня Соломония Сабурова, оказалась, по мнению знахарей, бесплодной. Долгое время Василий добивался развода с ней. Вторично он женился на литовской княжне Елене Глинской, которая родила ему мальчика, будущего царя Ивана IV Грозного.
Между тем сорокалетняя Соломония, заточенная в Покровский монастырь в Суздале, неожиданно тоже разрешилась сыном, которого нарекли Георгием. Глинская отправила в монастырь своих людей, чтобы те убили младенца. Но Соломония спрятала сына: объявила его умершими даже инсценировала похороны. На самом же деле она тайно переправила Георгия в Крымское ханство.
В Крыму мальчик получил новое имя - Кудеяр. Он вырос там и возвратился в Московию, рассчитывая занять престол. Это ему не удалось, и тогда молодой человек занялся разбоем.
Российский Робин Гуд?
Согласно другой версии, Кудеяр был татарином и служил у хана баскаком, то есть сборщиком дани. Однажды, собрав богатую дань, он не вернулся к хану, бежал и встал во главе разбойничьей шайки.
Для полноты картины следует упомянуть еще о реально существовавшем во времена Ивана Грозного человеке, некоем Кудеяре Тишенкове, боярском сыне, перешедшем на сторону татарского хана Девлет-Гирея. Это благодаря ему в 1571 году татары смогли совершить опустошительный поход на Москву и поджечь ее.
Народная молва рисует Кудеяра человеком огромного роста, небывалой силы, с черной бородой и суровым взглядом. В некоторых легендах он предстает не просто атаманом шайки грабителей, а своего рода русским Робин Гудом, народным заступником. Но чаще всего о Кудеяре говорили как о разбойнике, которому было все равно кого убивать и грабить.
Магическая сила.
Истории о похождениях Кудеяра и его несметных богатствах рассказывали почти во всех южных и центральных губерниях России. Не редкость в районах Центральной России "объекты", так или иначе связанные с именем Кудеяра. Во многих губерниях можно найти деревушки Кудеяровки, Кудеяровы горы и курганы, Кудеяровы леса и пещеры.
Народная молва наделяла Кудеяра магическими способностями. "А то еще был Кудеяр, - говорится в одном из преданий. - Этот где-где ни разбойничал! И в Калуге, и в Туле, и в Рязани, и в Смоленске - везде побывал, везде свои станы расставлял, и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями. И какой силой владел! Раскинет на берегу речки или озера полушубок и ляжет спать. Одним глазом спит, а другим сторожит: нет ли погони. А как завидит где сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок лодкой с веслами. Сядет в нее, и поминай как звали".
Согласно легендам, Кудеяр со своими соратниками орудовал сразу во многих местах, на чрезвычайно обширной территории. Это обстоятельство наталкивает на мысль о том, что под именем легендарного атамана разбойничали несколько банд, "авторитетным" именем пользовались и другие главари.
Естественно, награбленные сокровища должны были оседать в кладах, которые Кудеяр прятал в разных краях, создавая там Кудеяровы городки.
Чертово городище.
Таких городков, а значит и кладов, историки насчитали не менее сотни. Рассказывали, что над камнями, прикрывающими сокровища разбойника, время от времени должны вспыхивать огоньки. И тем не менее разыскать такой клад – задача не из легких.
В каждом районе существовала своя история о кудеяровских сокровищах - золоте, серебре, жемчуге, драгоценных камнях - и попытках найти их. В Тульской и Калужской губерниях ходили слухи о кладах, спрятанных в ярах и колодцах, но для поиска нужны кладовые записи. Одну такую запись будто бы имел монах Оптиной пустыни. После его смерти, говорили, она попала в монастырскую библиотеку. Возможно, до сих пор где-то хранится этот ключ к богатствам, зарытым разбойниками близ городов Козельск и Лихвин. И богатствам немалым - двенадцать бочек чистого золота! (Чертово городище расположено на заросшем лесом высоком бугре, где поднимается тремя отвесными стенами из сероватого песчаника, изборожденными многочисленными трещинами и поросшими мхом. Четвертая стена почти сравнялась с площадкой. По преданию, ранее это был "замок" Кудеяра, построенный для него нечистой силой за одну ночь. Черти соорудили на горе двухэтажный каменный дом, ворота, выкопали пруд, но тут прокричал петух, и они разбежались, не закончив постройку. На одном из камней, лежащих у подножия городища, сто лет назад явственно был виден след "лапы" нечистого. Рассказывают, что в городище скрыты сокровища, но нечистая сила тщательно их оберегает. По ночам на городище появляется привидение дочери Кудеяра - Любаши, которая была проклята отцом и навеки заточена в недрах Чертова городища. Ее призрак выходит на гору, садится на камни и плачет, просит: "Тяжко мне! Дайте мне крест!". Чтобы избавиться от нечистой силы, монахи дважды устанавливали на городище крест, но это не помогло)
Другим местом, указанным в названной кладовой записи, является так называемое Чертово городище, или Шутова гора – глухое лесное урочище километрах в двадцати от монастыря Оптина пустынь, рядом с дорогой из Козельска в Лихвин. Место, надо полагать, не случайное: именно по этой дороге в старину шли обозы с товарами, на которые нападали разбойники.
В Саратовской губернии есть село Лох, стоящее на берегу одноименной реки. Поселение окружают возвышенности, покрытые лесом. Одна из них - Кудеярова гора - знаменита своей пещерой, в которой, по мнению саратовских краеведов, жили Кудеяр и его товарищи. По легенде, там же спрятаны богатейшие сокровища.
Таинственные кольца.
Легенда описывала подземные "апартаменты" разбойников: "Прорыли ходы и комнаты, убрали их всяким добром. А чтобы в горе воздух был легким и в ней можно было разводить огонь и держать коней, пробили сверху трубу". И правда, какая-то труба в Кудеяровой горе была.
А что же можно увидеть здесь сейчас? Внутрь таинственной горы ведут три хода. Сейчас забираться в них рискованно из-за возможных обвалов. Однако много лет назад смельчаки пробирались по этим ходам на сотни метров и упирались в непроходимые завалы камней. К тому отдаленному времени относится свидетельство одного из кладоискателей, которому удалось подойти к завалам и разглядеть за ними какие-то кольца, возможно, прикрепленные к дверям кладовой с сокровищами.
Поиски кладов Кудеяра начались с давних времен, продолжаются они и сегодня. Увы, достигнутые успехи - более чем скромные. В описи Саратовского музея за 1893 год есть такие строки: "Две медные монеты. Поступили 18 августа 1893 года от Гавриила Петровича Светского, найдены в Кудеяровой горе". Значительно позже, как рассказывали старожилы, одному крестьянину в тех же местах удалось найти большой клад, состоявший из 12 ведер старинных монет, к сожалению, тоже медных. Впрочем, это не мешает нынешним кладоискателям снова и снова отправляться на поиски кудеяровых сокровищ, надеясь на удачу.
Нет сведений ни о времени рождения атамана, ни о дне его кончины. Согласно одной из легенд, в конце жизни разбойник решил раскаяться и начал честную жизнь. Как писал Некрасов:
Денно и нощно Всевышнего
Молит: грехи отпусти!
Тело предай истязанию,
Дай только душу спасти!
Кудеяр построил церковь с золотым иконостасом и колоколом из серебра и стал замаливать грехи свои тяжкие. Так ли было на самом деле, точно никому неизвестно.
Геннадий Черненко.
"Тайны XX века", № 52, 2012 год.

В Орловской губернии Кудеяра вообще считали не человеком, а нечистым духом - "кладовиком", который стережет заговоренные клады. Особенно активно клады Кудеяра разыскивали в XIX веке по подложным письмам и описям. Говорят, что в брянских лесах есть места, где над камнями, прикрывающими эти сокровища, вспыхивают огоньки. А два раза в неделю в полночь слышен жалобный плач ребенка.
Одна из легенд говорит о Чашином Кургане - месте исторического основания города Брянска; вторая гласит о том, что клад Кудеяра закопан где-то в районе Хотылево; третья, связанная с именем брянского генерал-майора Михаила Бахтина, жившего в XVIII веке, гласит, что клад недалеко от деревни Барышье.

Фотография из книги "Путевые письма", П.И. Якушкин, 1884 год.

Кудеяр – полулегендарный персонаж, лихой и жестокий разбойник. Согласно народным преданиям, он - не то брат Ивана Грозного, не то сын племянника короля Польши. Его соратниками были разбойница Анна, Болдырь и проклятая дочь Любаша, призрак которой и ныне показывался неподалеку от Оптиной пустыни. Сказы о Кудеяре и его богатейших кладах живы в народе до сих пор. А в Орловской губернии Кудеяра вообще считали не человеком, а нечистым духом-«кладовиком», который стережет заговоренные клады.

Особенно активно клады Кудеяра разыскивали в XIX веке по подложным письмам и описям. Говорят, что в брянских лесах есть места, где над камнями, прикрывающими эти сокровища, вспыхивают огоньки. А два раза в неделю в полночь слышен жалобный плач ребёнка.

О происхождении разбойника Кудеяра спорят до сих пор. Есть по этому поводу несколько версий. По одной из них, Кудеяр имеет настоящее имя Георгий Васильевич и он - сын Василия III и его жены Соломонии, рожденный в монастыре. Её силой заточили в монастырь, когла ей было 40 лет, для того, чтобы Василий III смог жениться на Елене Глинской.

У Соломии родился мальчик, который вскоре, как утверждалось, умер и был погребен в Суздальском Покровском монастыре. Раскопки его могилы в 1934 году показали, что похоронена была кукла в одежде мальчика. Видимо, ребенка скрыли, опасаясь убийц, подсылаемых второй женой великого князя, Еленой Глинской, и тайно переправили его к крымскому хану. По другой версии, после рождения мальчика вывезли в Керженские леса и тайно воспитывали в лесных скитах. Там он вырос и под татарским именем Кудеяр явился на Русь как претендент на престол. Не добившись успеха, Кудеяр занялся разбоем. Таким образом, он является старшим братом Ивана Грозного.

Согласно другой легенде, Кудеяр является племянником польского короля. Поссорившись с отцом, бежал к казакам на Днепр и перешел на службу к русскому царю. Таким образом, он стал опричником царя Ивана Грозного и его настоящее имя - князь Габор-Георгий.

По другой версии, он – боярин Кудеяр Тишенков, современник Ивана Грозного. В мае 1571 года показал ордам крымского хана Девлета I Гирея тайные броды через реку Оку, чтобы те подобрались к Москве. Отступая с ними после поражения, Тишенков оказался в Крыму. Вскоре он лично написал письмо Ивану IV с просьбой о помиловании и разрешении вернуться в Москву. Далее следы исторического Кудеяра Тишенкова теряются. Никаких свидетельств, что разбойник Кудеяр и Кудеяр Тишенков - один и тот же человек, нет.

Многие легенды называют Кудеяра татарином, знавшим русский язык. Действительно, само имя Худияр - тюркского происхождения и образовано от двух персидских слов «худи» - «бог» и «яр» - «любимый», то есть «возлюбленный богом».

Кудеяр был огромного роста и злого нрава. По документам, найденным в Саратовской и Воронежской губерниях, он собирал ханские подати, причем грабил людей нещадно. Затем с большим богатством, возвращаясь в Орду, на саратовской степной дороге он решил скрыть от хана взятую дань. Поселившись в Воронежских землях, Кудеяр стал разбойничать. Потом взял силой в жены русскую красавицу, которую увез с собой.

Из-за такого обилия версий, историки пришли к выводу, что разбойников на Руси было много и именем Кудеяр пользовались несколько атаманов. Одно несомненно: в отличии от защитника бедноты, Степана Разина, Кудеяр считался злобным разбойником, от которого людям не было пощады. Народ его осуждал и боялся, и в старину его именем пугали непослушных детей.

В преданиях многих старинных русских городов есть версии, что свои клады Кудеяр зарыл именно на их территории. В качестве одного из мест, где, как утверждается, положены заветные клады, рукопись называла Чертово городище или Шутову гору, неподалеку от старинной дороги из Козельска в Лихвин. Именно на этой дороге злой разбойник и поджидал бедолаг-купцов.

Чертово городище расположено на заросшем лесом высоком бугре, где поднимается тремя отвесными стенами из сероватого песчаника, изборожденными многочисленными трещинами и поросшими мхом. Четвертая стена почти сравнялась с площадкой. По преданию, ранее это был «замок» Кудеяра, построенный для него нечистой силой за одну ночь. Черти соорудили на горе двухэтажный каменный дом, ворота, выкопали пруд, но тут прокричал петух, и они разбежались, не закончив постройку. На одном из камней, лежащих у подножия городища, сто лет назад явственно был виден след «лапы» нечистого. Рассказывают, что в городище скрыты сокровища, но нечистая сила тщательно их оберегает. Поговаривают, что в Кудеярове колодезе укрыты 12 бочек золота.

По ночам на городище появляется привидение дочери Кудеяра - Любаши, которая была проклята отцом и навеки заточена в недрах Чертова городища. Ее призрак выходит на гору, садится на камни и плачет, просит: «Тяжко мне! Дайте мне крест!». Чтобы избавиться от нечистой силы, монахи дважды устанавливали на городище крест, но это не помогло.

Особенно много преданий о похождениях Кудеяра ходит по южным и центральным городам России. Во многих областях есть деревушки Кудеяровки, Кудеяровы горы и курганы, Кудеяровы леса и пещеры.

В Cаратовской губернии есть село Лох, примостившееся в центре возвышенностей, покрытых лесами. Одна из них - Кудеярова гора, в которой находится пещера, в которой, по мнению саратовских краеведов, жили Кудеяр и его товарищи. По легенде, в ней скрыты богатейшие сокровища. Эта легенда также описывает пещеру, когда в ней прятались разбойники.

«Прорыли ходы и комнаты, убрали их всяким добром. А чтобы в горе воздух был легким, и в ней можно было разводить огонь и держать коней, пробили сверху трубу». Действительно, археологи нашли остатки какой-то трубы. В настоящее время внутрь таинственной горы ведут три хода.

Сейчас входы закрыты из-за риска обвалов. Раньше смельчаки совершали многочисленные попытки проникнуть внутрь, но упирались в непроходимые завалы камней. Как уверяет один кладоискатель, однажды он разглядел за завалами какие-то дверные кольца. Возможно, это была дверь к заветной сокровищнице.

К сожалению, достигнутые успехи по поиску кладов в этой горе пока очень скромные. В описи Саратовского музея за 1893 год есть такие строки: «Две медные монеты. Поступили 18 августа 1893 года от Гавриила Петровича Светского, найдены в Кудеяровой горе». Старожилы рассказывают, что счастливчики все-таки были. Одному крестьянину удалось найти большой клад, состоявший из 12 ведер старинных монет, но тоже медных.

Впрочем, поиски кладов продолжаются и в наше время. Говорят, что на старости лет Кудеяр построил церковь с золотым иконостасом и колоколом из серебра и стал замаливать свои грехи. Правда, где находилась эта церковь, также неизвестно.

Много интересных легенд сохранилось о прошлом нашего края. И самые распространенные связаны с разбойником Кудеяром. Его имя сохранилось в географических названиях лесов, городищ, болот, гор, и все они так или иначе связаны с преданиями о несметных сокровищах.

Это увлекло много лет назад группу кружковцев Льговского Дома пионеров на поиски якобы существовавшей Кудеяровой пещеры в районе села Погореловка. И вот, полтора десятка школьников, среди которых были Николай Каплин, Геннадий Гончаров, Борис Руденко, Мария Гусенкова, Олег Сергеев и другие, а также автор этих строк стали собирать материалы и готовиться к походу.




(Фото С.Лагутича).

Прежде всего, несколько человек съездили в Погореловку поговорить со старожилами. И нам улыбнулась удача в лице Никанора Дмитриевича Симонова. Он рассказал, что раньше все вокруг было покрыто лесом. В нем жила шайка разбойников под предводительством Кудеяра. Было несколько пещер в лесу и на горе. Тогда Погореловка была небольшой деревушкой. В ней было лишь несколько дворов Симоновых и Маленкиных. Напротив горы находится село. Когда-то оно называлось Тютчево, затем Тютчево-Быки, а еще позднее просто Быки. Вдоль Сейма тянется на четыре километра Чернецкая гора, она в свою очередь делится на Лысую, Кудеярову и Чубатую.

Сам Никанор Дмитриевич со своим другом Иваном Князевым в детстве не один раз пробовали пробраться в пещеру. Вход был засыпан, они расширяли звериные норы и через них попадали внутрь. По его словам, они проходили метров 20-30 и упирались в дубовую дверь. Пробовали ее выбить, но тогда начинал осыпаться потолок и они стремглав убегали наверх. Взрослые от их рассказов только отмахивались. Потом, будучи уже взрослым, Н. Д. Симонов рассказал об этом уполномоченному НКВД, но тот под угрозой ареста запретил самостоятельно что-либо предпринимать. Больше Симонов не слышал, чтобы в округе находились какие-то ценные вещи или кто-то еще пробовал пробраться в пещеру.

Разговор происходил поздней осенью, и мы договорились, что весной он покажет место, где попадал в пещеру. Но в марте Никанор Дмитриевич умер, а больше конкретно никто ничего не знал. Хотя местные жители утверждали, что еще в начале 20-х годов вход знали Могилев Моисей Степанович, Князев Иван Яковлевич, Князев Петр Иванович.

Однако у местных жителей удалось записать интересную легенду. Она связана с путешествием на юг страны Екатерины Второй. По этой версии Кудеяр был помещичий сын, его история напоминает рассказанную А.С. Пушкиным о Дубровском. Эта шайка орудовала в наших местах, настоящее имя главаря не сохранилось, а только взятое прозвище - Кудеяр. Лагерь их был в пещере на высоком берегу Сейма напротив села Быки. Кортеж Екатерины Второй остановился на ночлег недалеко от этих мест и ночью подвергся нападению разбойников. Конечно, охрана была хорошая, быстро отбила нападение, но Кудеяру удалось угнать золотую карету с царскими драгоценностями. Спасаясь от погони, эти сокровища спрятали в пещере, а вход засыпали. Через несколько дней все они были окружены и убиты.

Конечно, это всего лишь легенда, в истории никаких ее подтверждений не сохранилось. Да и дорога, по которой ехала императрица, пролегала в стороне от Погореловки. Но легенды не требуют подтверждений.

Наш поход все-таки состоялся. Шли пешком, по жаре и все несли на себе. Гора представляла собой крутой заросший склон с белыми промоинами от ручьев. Все нам казалось гораздо больше, чем ожидалось: и гора, и деревья, и… тишина вокруг. Неподалеку бил ключ с чистейшей родниковой водой. Несколько дней мы исследовали гору. Она действительно была изрыта большими норами, но залезать в них так никто и не решился. Пробовали их раскапывать, но также ничего не нашли. Правда, на самой вершине была обнаружена яма глубиной метра три, на ее стенах сохранились следы копоти. Возникла мысль, что это дымоход из пещеры, но раскапывать его без специальных приспособлений было бесполезно.

На том этот поход и закончился, оставив память о прекрасных детских приключениях.

Так кто же этот Кудеяр? Известный курский историк Ю. Липкинг считал, что недаром все эти названия так или иначе связаны с древними селищами или городищами. Та же гора близ Погореловки представляет собой укрепленное городище с оборонительными валами и рвами. По Ю. Липкингу, можно предположить, что 2 500 лет назад в этих местах жили племена со своим особым языком, обычаями и богами. Занимались охотой и скотоводством. Они не были славянами. В древних письменных источниках их упоминали как «чудь» (чудной, непохожий). Постепенно это название было заменено на «кудь», которым стали называть древние неславянские поселения. Отсюда пошло и название многочисленных шаек разбойников, состоявших из беглых крестьян, кудеярских, так как обитали они, как правило, на местах древних стоянок.

Однако существуют и другие версии историков, связывающие Кудеяра с конкретным историческим лицом. Одна из них принадлежит А. Д. Варганову, бывшему директору Суздальского исторического музея. Он был назначен директором музея, расположившегося в известном Суздальском монастыре, когда там еще жили монашки. Сам монастырь основан женой Василия - Третьего Соломонией Сабуровой. Много лет прожил Василий с Соломонией, но детей у них не было. Отсутствие наследника непременно должно было повлечь смуту по смерти царя. Василий решил насильно пострич Соломонию в монахини и сослать в Суздаль, а самому жениться на молодой красавице Елене Глинской. Что и было осуществлено в 1526 году. И вот, когда уже родился наследник, будущий царь Иван Грозный, Василий узнает, что у Соломонии в монастыре тоже родился сын. А это опять вело к смуте. Царь посылает в монастырь доверенных людей с приказом мальчика убить. Посланники выяснили, что ребенок уже год как умер, это подтвердили все монашки и показали место захоронения. На этом все и успокоилось.

В монастыре Варганов разыскал документы, подтверждающие, что мальчик остался жив. Монашки показали Варганову и могилу. Была создана комиссия, проводившая вскрытие. И как же все были поражены, когда в деревянной колоде обнаружили истлевшую куклу в одеждах мальчика. Все это было отправлено в Москву реставратору Исторического музея Е. Видоновой. Часть одежды потом вернулась в Суздаль.

Так что же, легенда подтверждалась? Дальнейшие исследования Варганова установили, что Сабурова прожила в монастыре еще лет двадцать. А мальчик был отправлен подальше от царского глаза на юг России. Там он попал в плен к туркам, где и получил свое имя Кудеяр, что в переводе с персидского означает – «помошник бога». Бежал он от турок и попал к татарам. В 1571 году принял участие в походе Девлат - Гирея на Москву. Но, увидев опустошения, принесенные татарами на Русь, сам поднял против них мятеж, чем ускорил разгром. Пытался встретиться с братом - Иваном Грозным, но так где-то и погиб, сохранившись только в памяти народной.

Об этой версии упоминает известный писатель В. Солоухин в книге «Владимирские проселки». А крупный историк Костомаров еще до революции написал повесть «Кудеяр».

Я читал интересную книгу «Родные гнезда», выпущенную в 1962 году в Сан-Франциско эмигрантом первой волны, курянином Анатолием Марковым, где он сообщает, что в его роду был Кильдеяр Иванович, сын боярина Марка Толмача. Вот он, сбежав от преследований Ивана Грозного, и стал знаменитым разбойником Кудеяром, промышлявшим до самой смерти ненавистного царя. Затем, по семейному преданию, он постригся в монахи и закончил жизнь в возрасте 80 лет под именем Питирима в Соловецком монастыре.

Так вот, Марков пишет, что в семейном архиве хранился полуистлевший очень древний пергамент, написанный по преданию рукой Кудеяра, где сообщались приметы места зарытой бочки с драгоценностями « в пятидесяти шагах от дуба» в урочище на реке Реуте. Но примета эта настолько примитивная, что никто место и не разыскивал.

Определенно можно сказать только о том, что большинство разбойников прошлых времен, промышлявших в наших местах, получало прозвище Кудеяр. И можно предполагать, что имя это нарицательное: разбойник – значит, Кудеяр.

Продолжение...
СОДЕРЖАНИЕ

Даже самые продвинутые историки не могут ответить на вопрос, являлся ли знаменитый разбойник Кудеяр реальным лицом. Возможно, многочисленные рассказы о нем - лишь легенды, народные предания. Но как бы то ни было, сказы о Кудеяре и богатейших кладах, якобы спрятанных им и его товарищами по разбою, живут до сих пор.


Сначала об имени Кудеяр. Считается, что оно тюркского происхождения и образовано от двух персидских слов «худи» - «бог» и «яр» - «любимый», то есть «возлюбленный богом». Может показаться неожиданным, но пять веков назад имя Кудеяр на Руси было довольно распространенным.

Самая известная из версий о происхождении Кудеяра гласит, что он - старший брат самого Ивана Грозного! Известно, что отец Грозного, Василий III, был женат дважды. Его первая супруга, княгиня Со-ломония Сабурова, оказалась, по мнению знахарей, бесплодной. Долгое время Василий добивался развода с ней. Вторично он женился на литовской княжне Елене Глинской, которая родила ему мальчика, будущего царя Ивана IV Грозного.
Между тем сорокалетняя Соломония, заточенная в Покровский монастырь в Суздале, неожиданно тоже разрешилась сыном, которого нарекли Георгием. Глинская отправила в монастырь своих людей, чтобы те убили младенца. Но Соломония спрятала сына: объявила его умершим и даже инсценировала похороны. На самом же деле она тайно переправила Георгия в Крымское ханство.

В Крыму мальчик получил новое имя -Кудеяр. Он вырос там и возвратился в Московию, рассчитывая занять престол. Это ему не удалось, и тогда молодой человек занялся разбоем.

Российский Робин Гуд?

Согласно другой версии, Кудеяр был татарином и служил у хана баскаком, то есть сборщиком дани. Однажды, собрав богатую дань, он не вернулся к хану, бежал и встал во главе разбойничьей шайки.
Для полноты картины следует упомянуть еще о реально существовавшем во времена Ивана Грозного человеке, некоем Кудеяре Тишенкове, боярском сыне, перешедшем на сторону татарского хана Девлет-Гирея.



Это благодаря ему в 1571 году татары смогли совершить опустошительный поход на Москву и поджечь ее.
Народная молва рисует Кудеяра человеком огромного роста, небывалой силы, с черной бородой и суровым взглядом. В некоторых легендах он предстает не просто атаманом шайки грабителей, а своего рода русским Робин Гудом, народным заступником. Но чаще всего о Кудеяре говорили как о разбойнике, которому было все равно кого убивать и грабить.

Магическая сила

Истории о похождениях Кудеяра и его несметных богатствах рассказывали почти во всех южных и центральных губерниях России. Не редкость в районах Центральной России «объекты», так или иначе связанные с именем Кудеяра. Во многих губерниях можно найти деревушки Кудеяровки, Кудеяровы горы и курганы, Кудея-ровы леса и пещеры.

Народная молва наделяла Кудеяра магическими способностями. «А то еще был Кудеяр, - говорится в одном из преданий. - Этот где-где ни разбойничал! И в Калуге, и в Туле, и в Рязани, и в Смоленске - везде побывал, везде свои станы расставлял, и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями. И какой силой владел! Раскинет на берегу речки или озера полушубок и ляжет спать. Одним глазом спит, а другим сторожит: нет ли погони. А как завидит где сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок лодкой с веслами. Сядет в нее, и поминай как звали».

Согласно легендам, Кудеяр со своими соратниками орудовал сразу во многих местах, на чрезвычайно обширной территории. Это обстоятельство наталкивает на мысль о том. что под именем легендарного атамана разбойничали несколько банд, «авторитетным» именем пользовались и другие главари.

Естественно, награбленные сокровища должны были оседать в кладах, которые Кудеяр прятал в разных краях, создавая там Кудеяровы городки.

Чертово городище

Таких городков, а значит и кладов, историки насчитали не менее сотни. Рассказывали, что над камнями, прикрывающими сокровища разбойника, время от времени должны вспыхивать огоньки. И тем не менее разыскать такой клад - задача не из легких.

В каждом районе существовала своя история о кудеяровских сокровищах -золоте, серебре, жемчуге, драгоценных камнях - и попытках найти их. В Тульской и Калужской губерниях ходили слухи о кладах, спрятанных в ярах и колодцах, но для поиска нужны кладовые записи. Одну такую запись будто бы имел монах Оп-тиной пустыни. После его смерти, говорили, она попала в монастырскую библиотеку. Возможно, до сих пор где-то хранится этот ключ к богатствам, зарытым разбойниками близ городов Козельск и Лихвин. И богатствам немалым - двенадцать бочек чистого золота!

Другим местом, указанным в названной кладовой записи, является так называемое Чертово городище, или Шутова гора - глухое лесное урочище километрах в двадцати от монастыря Оптина пустынь, рядом с дорогой из Козельска в Лихвин. Место, надо полагать, не случайное: именно по этой дороге в старину шли обозы с товарами, на которые нападали разбойники.

В Саратовской губернии есть село Лох, стоящее на берегу одноименной реки. Поселение окружают возвышенности, покрытые лесом. Одна из них - Кудеярова гора - знаменита своей пещерой, в которой, по мнению саратовских краеведов, жили Кудеяр и его товарищи. По легенде, там же спрятаны богатейшие сокровища.

Таинственные кольца

Легенда описывала подземные «апартаменты» разбойников: «Прорыли ходы и комнаты, убрали их всяким добром. А чтобы в горе воздух был легким и в ней можно было разводить огонь и держать коней, пробили сверху трубу». И правда, какая-то труба в Кудеяровой горе была.

А что же можно увидеть здесь сейчас? Внутрь таинственной горы ведут три хода. Сейчас забираться в них рискованно из-за возможных обвалов. Однако много лет назад смельчаки пробирались по этим ходам на сотни метров и упирались в непроходимые завалы камней. К тому отдаленному времени относится свидетельство одного из кладоискателей, которому удалось подойти к завалам и разглядеть за ними какие-то кольца, возможно, прикрепленные к дверям кладовой с сокровищами.

Поиски кладов Кудеяра начались с давних времен, продолжаются они и сегодня. Увы, достигнутые успехи - более чем скромные. В описи Саратовского музея за 1893 год есть такие строки: «Две медные монеты. Поступили 18 августа 1893 года от Гавриила Петровича Светского, найдены в Кудеяровой горе». Значительно позже, как рассказывали старожилы, одному крестьянину в тех же местах удалось найти большой клад, состоявший из 12 ведер старинных монет, к сожалению, тоже медных. Впрочем, это не мешает нынешним кладоискателям снова и снова отправляться на поиски кудеяровых сокровищ, надеясь на удачу.

Нет сведений ни о времени рождения атамана, ни о дне его кончины. Согласно одной из легенд, в конце жизни разбойник решил раскаяться и начал честную жизнь. Как писал Некрасов: «Денно и нощно Всевышнего/ Молит: грехи отпусти!/ Тело предай истязанию,/ Дай только душу спасти!» Кудеяр построил церковь с золотым иконостасом и колоколом из серебра и стал замаливать грехи свои тяжкие. Так ли было на самом деле, точно никому неизвестно.

Геннадий ЧЕРНЕНКО
"Тайны ХХ века " 2012