», которая рассказывает о возрождении современной Соловецкой обители и судьбе ее начельников.

В середине лета 1990 года В. Карнюшиным были сделаны снимки визита на Соловки международной культурной миссии «Истоки». Во время своего пребывания в обители, члены гуманитарного проекта приняли участие в водосвятном молебне на берегу Святого озера, установке креста на месте разрушенной кладбищенской церкви во имя прп. Онуфрия Великого. На снимках, также запечатлены концерт православной музыки на паперти Спасо-Преображенского собора, перенесение уцелевших древних надгробий на территорию разоренного в годы лихолетья братского кладбища, молебен у входа в Спасо-Преображенский собор и посещение Свято-Вознесенского скита на вершине Секирной горы.

В 1992 году на монастырской звоннице появились первые колокола. В августе произошло знаменательнейшее событие - (Крестный ход со святыми мощами из Александро-Невской Лавры в аэропорт. Вылет в Архангельск. Крестный ход из аэропорта к площади у Морского вокзала. Святейший Патриарх Алексий II служит торжественный молебен. Погрузка на корабль «Алушта». Отправление корабля на Соловки. Прибытие. Крестный ход от Тамариного причала к монастырю).

На снимках, сделанных Виктором Печеневым в апреле следующего года, запечатлен один из крестных ходов по храмам обители, которые традиционно совершаются в Соловецкой обители на Светлой седмице. Остановка крестного хода в Свято-Троицком соборе монастыря. На фотографиях: игумен Иосиф (Братищев) (ныне архимандрит), иеромонахи Герман (Чеботарь) (ныне архимандрит) и Зосима (Чеботарь) (ныне игумен), иеродиаконы Савватий (Буев) (ныне игумен) и Иринарх (Михеев) († 09.08.1994), инок Филипп (Агуреев) (ныне иеромонах), инок Иона (ныне монах Лазарь), Андрей Близнюк (ныне протоиерей), Виктор Лагута († 21.11.2009).

В августе 1993 года музей-заповедник «Коломенское» передал в Соловецкую обитель семь предметов, ранее принадлежавших Соловецкому монастырю. Это каменный крест преподобного Савватия; икона «Чудо архистратига Михаила в Хонех» XIX века, находящаяся сейчас в одноименном храме Вознесенского скита на г. Секирная; икона «Спас на убрусе» 1882 г. - в настоящее время находится в иконостасе храма Благовещения Пресвятой Богородицы на своем историческом месте; фрагменты резного иконостаса храма Благовещения, которые впоследствии были использованы реставраторами для воссоздания иконостаса, а также три иконы XIX в. (до революции находились в иконостасе этого же храма).

К сентябрю того же года, относятся фотографии Праздника Крестовоздвижения в надвратной Благовещенской церкви. Среди участников службы: архимандрит Иосиф (Братищев), игумен Герман (Чеботарь), иеромонахи Стефан (Постоляко), Зосима (Чеботарь), Антоний (Плясов), Савватий (Буев), иеродиакон Иринарх (Михеев), иноки Елисей (Рашковский; † 13.10.2011) и Филипп. Кроме соловецкой братии, на фото - духовник московского Свято-Данилова монастыря архимандрит Даниил (Воронов) и иеродиакон из той же обители.

Вероятно, к 1993 году относятся и снимки, сделанные Виктором Лагутой на монастырской звоннице. На фото запечатлены: игумен Герман (Чеботарь) (ныне архимандрит), иеромонах Зосима (Чеботарь) (ныне игумен), иеродиакон Иринарх (Михеев) († 09.08.1994), Александр Яковлевич Мартынов (ныне заместитель директора Соловецкого музея-заповедника по научной работе) и другие люди, личности которых нам не удалось идентифицировать.

Всенощное бдение с литией и Божественная Литургия в надвратном храме Благовещения Пресвятой Богородицы Соловецкого монастыря состоялись либо в 1993, либо в 1994 г. На фото запечатлены: наместник монастыря архимандрит Иосиф (Братищев), игумен Герман (Чеботарь) (ныне архимандрит), иеромонах Зосима (Чеботарь) (ныне игумен), инок Елисей (Рашковский) († 13.10.2011), иеродиакон Иринарх (Михеев) († 09.08.1994), инок Адриан (Лялин), инок Иона (Букшану) (ныне монах Лазарь), инок Филипп (Агуреев) (ныне иеромонах), послушник Николай Матвеев, рясофорный послушник Владимир Граненко, послушник Дмитрий Новожилов, инок Вассиан (Русских) (ныне игумен Иннокентий), Георгий Кожокарь.

Существует еще одна фотосессия Всенощного бдения в этом храме, которое также датируется 1994 г. На фото запечатлены: наместник монастыря архимандрит Иосиф (Братищев), игумен Герман (Чеботарь) (ныне архимандрит), иеромонах Зосима (Чеботарь) (ныне игумен), иеродиакон Лонгин (Новоселов) (ныне иеромонах), иеромонах Савватий (Буев) (ныне игумен), инок Вассиан (Русских) (ныне игумен Иннокентий), послушник Павел Любенко (ныне иеромонах Гурий), иеродиакон Филипп (Агуреев) (ныне иеромонах), инок Иона (Букшану) (ныне монах Лазарь), инок Елисей (Рашковский) († 13.10.2011), послушник Николай Матвеев, послушник Константин Тихтилов (впоследствии монах Феодор), инок Иоанн (Пономарев) (ныне монах Иоанн), послушник Дмитрий Новожилов и другие.

Другие фотографии датируются 19 апреля 1994 г., когда на московском Подворье прошел монашеский постриг одного из первых насельников Соловецкой обители - иеродиакона Иринарха (Михеева) († 7.09.1994).

Еще одна фотосессия освещает визит на Соловки 6 июня 1994 года представителей дома Романовых во главе с великими княгинями Леонидой Георгиевной († 23.05.2010) и Марией Владимировной.

К фотографиям 1994 года относятся снимки разработки монастырского огорода, на которых запечатлены иеромонах Зосима (Чеботарь), инок Филипп (Агуреев), инок Елисей (Рашковский), трудники монастыря, а также ныне почившая соловчанка Лидия Фавстовна, а также уборка на Б. Заяцком острове, участие в которой принимали: Игумен Даниил (Воронов), иеромонахи Антоний (Плясов) и Стефан (Постоляко), иеродиакон Иринарх (Михеев), иноки Елисей (Рашковский), Филипп (Агуреев) и Адриан, монахиня Мария (Братищева), послушник Владимир (Грановский) и другие.

К этому же периоду относится серия «На монастырских послушаниях», в которых принимали участие иеромонах Зосима (Чеботарь), иноки Адриан, Гурий, Иннокентий (Русских), Иона, послушники Николай Буздык, Николай Морозов, Владимир Цветков, Георгий Кожакарь и другие, а также серии «На подворье в Кеми» и «Монастырский коровник и хоздвор».

До нас дошли уникальные снимки изготовления в Кресторезной мастерской Соловецкого монастыря Поклонного креста «В память новомучеников и всех пострадавших в земле соловецкой», который был установлен у подножия горы Голгофа на острове Анзер Соловецкого архипелага 3 июля 1994 г. На фотографиях: наместник монастыря архим. Иосиф (Братищев), руководитель Кресторезной мастерской Георгий Георгиевич Кожакарь, реставратор Владимир Антонович Шапошник (1-й слева на последнем фото), а также работники Кресторезной мастерской.

Реставраторы В. В. Сошин и В. А. Шапошник, отдавшие многие годы жизни восстановлению соловецких святынь, представлены и на других снимках того же периода.

На Радоницу, в день особого поминовения усопших, 20 апреля 1999 г. наместник Соловецкого монастыря архимандрит Иосиф (Братищев) с братией монастыря посетили Свято-Вознесенский скит на Секирной горе, чтобы помолиться о упокоении почившей братии обители, всех на месте сем погребенных, пострадавших, почивших сродников и всех православных христиан.


Интервью наместника Соловецкого монастыря — Архимандрита Порфирия для газеты «Дорога к храму»


Для справки: Архимандрит Порфирий (Шутов) родился в 1965 году в городе Сарове*. Высшее экономическое образование получил в Москве. В 1988 году принял святое Крещение. С 1994 года — насельник Свято — Троице – Сергиевой Лавры. Н ес послушание казначея монастыря. В октябре 2009 года назначен настоятелем Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря. С ноября того же года — директор Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника.

— Отец Порфирий, каким было главное событие в Вашей жизни?

— Самый главный в моей жизни момент — обращение к Богу, открытие веры. Господь призвал в Свой чудный свет… В этот момент понимаешь, что настоящая жизнь только начинается, а вся жизнь, которая была до этого – лишь предыстория.

— Как это произошло?

— Все приходят к Богу по-разному, это я и по пастырскому опыту вижу. «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец» (Ин.6:43-44). Когда и почему Господь призывает к Себе? Это тайна, которая уходит в молитвы благочестивых предков. Меня, как и многих других людей, Господь призвал в год тысячелетия Крещения Руси. В тот год Господь явил особую благодать над Россией. Очевидно, это произошло за молитвы наших небесных покровителей всероссийских.

— Эта перемена назревала в Вас постепенно, или был какой-то внешний толчок?

— Постепенным это, конечно, назвать сложно. Это был именно скачок, это было откровение истины, когда мироощущение и мировоззрение встало с головы на ноги.

— А с чего это началось?

— Понимаете, если все планы человека будут исполняться, цели – достигаться, он не захочет задуматься, покаяться, поменять свою жизнь. Он будет пребывать в падшем состоянии. А для того, чтобы человек мог прийти во внятное состояние спасения, ему просто необходимо встретиться с жизненными трудностями, проблемами. Это действие промысла Божия в домостроительстве нашего спасения.

У меня были определенные жизненные трудности внутреннего плана, неудовлетворенность… Я не мог решить задач, которые сам себе поставил. Я переживал достаточно трудное время, и в этот –то момент Человеколюбец и Сердеведец прикоснулся ко мне. Тогда все стало ясно и прозрачно, и я возрадовался.

— Сколько лет Вам тогда было?

— …1988 минус 1965… Мне было 23 года.

— Еще с советских времен существует стереотип, что в монастырь уходят от каких-то несчастий в жизни. Вы с этим согласны?

— Этот стереотип, конечно, неправильный и даже глубоко ложный. Монашество, как мы знаем из святоотеческого предания – это подлинное любомудрие. Говоря словами Василия Великого, Иоанна Златоустого, монашество – это любовь к мудрости, любовь к Истине, которой человек действительно серьезно посвящает свою жизнь. Наоборот, если он не делает этого шага, то он, как говорили святые отцы, «разделяется» между другими ценностями служения и вот этой.

Когда произошла моя встреча с Богом, я еще даже крещеным не был. Все церковное я не воспринимал, для меня это было глубоко чуждо. Но когда я приобрел правильное мироощущение — ощущение присутствия в мире Промыслителя и Творца — я понял, что обречен на монашество, тогда еще даже не будучи крещеным. Потому что, по большому счету, все остальное стало не интересным. А хотелось всегда в жизни профессионально заниматься тем, что выражает какие-то основные мысли и ценности. Я понял: чтобы быть счастливым человеком, нет ничего важнее правильного взгляда на вещи, на мир, на себя. Решительно нет ничего важнее. Все остальное – вторично. И выше этого искусства, этой науки – как иметь правильное мировоззрение – ничего нет. Я просто понял, что должен буду этому служить.

Господь посылал мне и встречи. Огромное значение в плане воцерковления на меня оказал замечательный философ – Генрих (в крещении – Иоанн) Степанович Батищев (1932-1990). Впоследствии он стал моим крестным отцом. Для многих людей, чуждых терминологии и понятиям христианской философии, он мог это изложить, донести. Его философия, язык для многих стали мостом к святоотеческому наследию.

Еще некоторое время побыв в миру, я почувствовал, что те формы, в которых человек живет, они уже становятся оковами, и нужно менять образ жизни, ее форму. И тогда я пришел в монастырь, к монастырской жизни. Затем по благословению отца Кирилла (Павлова) Господь привел меня в Лавру, и отец Кирилл стал моим духовником. С 1994 года я уже находился в стенах Троице-Сергиевой лавры.

— И Патриарх, и священнослужители призывают верующих к активному социальному служению, но многие православные считают, что достаточно просто ходить в храм, молиться. Как настоятель монастыря и директор Соловецкого музея-заповедника скажите, как совмещать молитву и помощь ближнему?

— Эта тема, конечно, не для директора музея. Это, в общем-то, общецерковная проблема, определенный перекос нашего внутрицерковного сознания. Действительно, есть целый ряд людей в нашем Православии, которые точно совершенно основываются на букве святоотеческих текстов.

Безусловно, молитва – самое главное. Никто и не скажет иного. Но как святые отцы понимали молитву? Как целостное состояние человека, внутри которого исполняется двуединая заповедь о любви к Богу и к людям: А если так, то по Иоанну Богослову «если кто говорит, что он ближнего своего не любит, которого он видит, а любит Бога, Которого не видит, тот есть ложь (см. (1 Ин. 4,20)). Происходит рассечение сознания – традиционная ошибка нашего немощного, падшего ума — лжеименного разума, как говорил святитель Игнатий Брянчанинов. Люди выхватывают одно, забывают другое, у них теряется целостная картина. Это трудность спасения в последние времена, о которой предупреждали все святые. Из-за отсутствия духовного наставничества, правильного духовного руководства, будут происходить уклонения людей. Люди, руководствуясь самыми благими намерениями в духовной жизни, могут уходить совсем не туда. В этом, действительно есть проблема, опасность. Дай Бог нам иметь искренние сердца и приобрести правильное понятие о соотношении в жизни молитвы, любви, и дел милосердия.

— Должен ли православный человек проявлять инициативу, или нужно делать все только по благословению, «за послушание»?

— Опять мы касаемся таких проблемных точек, где очень важно иметь правильное православное понимание. Каким оно должно быть? Правильно: послушание важно, но и инициатива нужна. Наша Церковь называется апостольской. Что это значит? Что есть не только апостольское предание, а и то, что в определенные моменты времени отдельно взятый человек – член Церкви, может быть поставлен Господом в такие условия, когда он становится представителем всей Церкви. Он должен в такие моменты свидетельствовать.

А если он начнет искать кого-то, за кого можно спрятаться, на кого можно переложить свою нравственную ответственность? Он просто не будет живым членом тела Церкви Христовой. У нас, к примеру, есть рука, но когда-то и на нее нужно бывает опереться. А в этот момент рука пойдет за благословением к ноге: «Нога, встань-ка ты лучше вместо меня». Пока рука будет ходить, человек упадет.

Так и Церковь держится на личностях. Роль личности в истории, точнее говоря, в судьбе остается огромной. Бог через людей творит Свое дело, Он укрепляет силу, волю человека. Все Предание нашей Церкви об этом свидетельствует. Кто такие свидетели Истины? Мученики. Кто такие преподобные? Это дерзновенные люди, силы которых Господь укреплял, а они шли и свидетельствовали истину Христову в разных ситуациях.

— То есть, нельзя уходить в кусты, когда от тебя что-то требуется?

— Ни в коем случае! Это, опять-таки, наши очень серьезные погрешности церковного сознания, которые вредят. Это как восприятие некой ереси. Ересь, как мы знаем – страшный грех, из-за которого человек теряет спасение, если он усваивает какое-то еретическое представление. Будь то высокой нравственности человек. Почему это страшный грех? Потому что в любой ереси есть хула, как говорит святитель Игнатий Брянчанинов. В любой ереси все разделяется, а где-то в чем-то привносится свое человеческое мудрование лжеименного ума. Таким образом, к чистейшей божественной истине примешивается вот это падшее, или прямиком внушенное темными силами, и все помрачается. Одной ложкой дегтя портится большая бочка с медом.

— Отец Порфирий, расскажите о братии Соловецкого монастыря.

— Сейчас у нас 99 братий, включая трудников (то есть кандидатов в послушники), их 30. Послушников, иноков, монахов (в том числе и имеющих сан) у нас 66. Братство растет. В монастырь приходят новые братия: по-настоящему серьезные, ищущие подлинного монашеского жития. Соловки дают уникальные, по сравнению со многими другими столичными и околостоличными обителями, условия: тишину, возможность сбалансированного труда и молитвы. На Соловках абсолютно особый дух.

— Как лучше приехать в Соловецкий монастырь? Одному, в составе паломнической группы, или, вообще, в качестве трудника?

— Это как у кого на душе лежит.

— А с точки зрения монастыря? Все-таки, у вас свои порядки, а тут еще столько людей приезжает…

— В наши порядки все вписывается. Другое дело, когда группа приезжает, или сезон навигации… Как правило, в таких случаях лучше согласовывать свои намерения заранее. Особенно это касается групп, где есть дети или больные люди. То, что называется паломнической инфраструктурой, которая позволила бы без ограничения принять всех паломников, пока еще нет. Ситуация другая: основные гостиницы еще не восстановлены, поэтому организаторам таких поездок, надо заранее созвониться с монастырем, посоветоваться. Но возможности есть. Есть варианты, как и где остановиться.

— Сколько времени нужно провести на Соловках, чтобы получить духовный плод от поездки?

— Даже те, кто прилетают сюда на один день, не изменившимися не уезжают. Но так же, как и на древний Афон, на Соловки нужно приехать хотя бы на 3 дня. Это дает большую пользу.

— Что бы Вы посоветовали посетить на Соловках?:

— Знаете, это все решается как-то постепенно. Важно, конечно, планировать поездку, но не менее важно быть и открытым к тому промыслу, который там тебя поведет. Сами небесные игумены определяют человеку, лучше ли ему отказаться от дополнительной экскурсии и побывать на богослужении, или наоборот. Но они всякий раз вносят свои коррективы и нужно быть внимательным к таким знакам, которые даются с Неба.

— Кто Ваш любимый соловецкий святой?

— Я не выделяю кого-то из них. Все соловецкие святые: древние преподобные, святители, новомученики и исповедники – это, конечно, звезды на небе нашем, поэтому я не выделяю «любимого» или «нелюбимого» среди них.

— Что самое главное в жизни?

— Быть со Христом. Вот и все. Больше ничего не надо. Во Христе жить, спасаться. А все остальное – не страшно: проблемы, болезни, скорби, даже смерть: «Кто отлучит нас от любви Божией?» (Рим.8:35)

— Ваши пожелания читателям газеты «Дорога к храму».

— Само название вашего города — «Мирный» обращает мысль к величайшей ценности – мирному устроению духа. Фактически, можно поставить знак равенства между ней и спасением. «Стяжи дух мирен» — говорил преподобный Серафим Саровский. Так что жителям Мирного я желаю соответствовать тому высокому духовному названию города, которое он носит.

*до 1995 года – Арзмас-16

беседовала Анна Эмке

Соловки. Знаете ли вы, что:

— Соловецкий архипелаг, состоящий из шести больших островов и множества малых островков, находится в Белом море, в 165 километрах от Северного полярного круга. Ближайшие населенные пункты на материке - Архангельск, Кемь и Беломорск.

— Во II и I тысячелетии до н. э. на Соловецких островах племенами саамов, населявших южное и западное побережье Белого моря, были сооружены языческие капища, а также некоторые мегалитические постройки.

— Первый поклонный крест на Соловецкой земле был поставлен преподобными Савватием и Германом в 1492 году на том месте, где сейчас находится Савватьевский скит, расположенный в километре от Сосновой губы, куда впервые прибыли преподобные.

— Название одной из самых высоких гор Соловецких островов – Секирной связано с чудом, случившимся во времена преподобных Савватия и Германа. Два ангела высекли жену карельского рыбака, собиравшуюся поселиться на острове. Предназначенном Богом для жилища иноческого.

— Трапезная палата Соловецкого монастыря – одна из самых больших одностолпных палат средневековой Руси, ее площадь – около 500 м 2 .

— На Соловецких островах 564 озера, 78 из них объединены каналами и вошли в питьевую систему, сооружение которой в XVI веке начато при игумене Филиппе (Колычеве), а гавань на Заяцком острове, тоже относящаяся ко временам игумена Филиппа, является древнейшим из сохранившихся сооружений этого назначения на территории России.

— Крепость Соловецкого монастыря, возведенная в 1582-1596 годах при игумене Иакове по последнему слову фортификационного искусства того времени, уникальна. Технические приемы, примененные при ее строительстве, до сих пор остаются загадкой.

— По молитве основателя Свято — Троицкого скита на острове Анзер – преподобного Елеазара Господь послал царю Михаилу Федоровичу Романову наследника — будущего царя Алексея Михайловича.

— Из пострижеников Соловецких вышли два патриарха — Патриарх Иоасаф I (1634-1641 г.г.) и патриарх Никон (1652-1658 г.г.).

— Валунная дамба длиной около 1 км, проложенная в 1865-1871 годах между Большим Соловецким и Большим Муксалтинским островами, является уникальным гидротехническим сооружением и не имеет аналогов в мире.

— Свято-Вознесенская церковь на Секирной горе (1862г.) – единственная а России церковь-маяк. Ее свет, зажигавшийся в ночное время, с 15 августа по 15 ноября и видимый за 100 верст и помогал плавающим, путешествующим и терпящим бедствие на море.

— К началу XX века на островах Соловецкого архипелага у монастыря было 6 скитов, 3 пустыни. 17 храмов (31 престол) и около 30 часовен.

— Поклонный крест у святого источника на острове Анзер был установлен 6 ноября 1917 года (н.ст.). Чудесным образом Крест Господень, воздвигнутый в дни богоборческой смуты, сохранился до наших дней.

— В начале лета 1923 года Соловецкие острова были переданы ОГПУ и был организован Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). 7 июня 1923 года на Соловки прибыла первая партия заключенных. Уже в 1920-е на Соловках находились 25-30 тысяч заключенных, в том числе многие выдающиеся мыслители и священнослужители.

— Художник Михаил Нестеров, работавший на Соловках еще до революции, в 1920-х годах, напутствуя знакомого, получившего соловецкий срок, сказал: «Не бойтесь Соловков, там Христос близко».

— Во времена Соловецкого лагеря (СЛОН) в сентябре 1925 года были одновременно вскрыты и поруганы мощи преподобных Зосимы и Савватия в Свято- Троицком соборе обители и мощи преподобного Германа в церкви его имени, и были переданы как экспонат в лагерный музей. В 1939 году святые мощи преподобных были вывезены в Москву.

— Голгофа Иерусалимская и Голгофа Анзерская находятся на одном меридиане – 36 градусов восточной долготы.

— После того, как начальство Соловецкого лагеря приказало спилить все могильные кресты на Голгофе (Анзер), которые во множестве стояли там еще со времен преподобного Иова, Господь явил чудо. На южном склоне горы, на месте страдания узников Соловецких выросла береза в виде креста.

— СЛОН располагался на Соловках до 1929 года.

— На сегодня нам известны имена более 80 митрополитов, архиепископов и епископов, более 400 иеромонахов и приходских священников – узников Соловков. Около 60 из них были прославлены для общецерковного почитания в лике Новомучеников и Исповедников Российских.

— В 1937 году на островах открыли Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН) для содержания политзаключенных. Точное число людей, умерших от голода, болезней, непосильного труда и просто расстрелянных без суда и следствия, до сих пор не установлено. Лагерь просуществовал до 1939 года.

— 2 июля 1989 года на Соловки впервые прибыл игумен Герман (Чеботарь), который, подобно своему небесному покровителю – преподобному Герману. Приведшему на Соловки первых монашествующих, много сделал для того, чтобы в конце XX века монахи вернулись на остров.

— 21 января 1990 года впервые после лагерного времени на острове была отслужена Божественная литургия. Ее совершил игумен Герман (Чеботарь) в квартире в здании бывшей биологической станции на Сельдяном мысу.

— В 1992 году в обитель были возвращены мощи ее основателей – преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких.

подготовила монахиня Елена (Эмке)

Информация для паломников и туристов:

Как добраться?

1. Самолетом из Архангельска. Время в пути – 50 минут.

2. Если ехать на Соловки первый раз, надо непременно плыть на корабле, а не лететь на самолете. В путеводителях можно прочитать: «Монастырь, как сказочный град Китеж, вырастает прямо из воды», но никакие слова не передадут живое впечатление от этого зрелища. До станции Кемь можно добраться поездом мурманского направления. Далее морем до Соловков от 2 до 4 часов, в зависимости от погоды и быстроходности судна. Как правило, навигация на Белом море открывается в начале июня. Катер отходит от причала в соседнем поселке Рабочеостровск в 8 утра. До поселка вас довезет либо городской автобус № 1, либо маршрутка, либо такси за 300 рублей. В 6.30 утра обязательно надо быть на причале. Можно заранее купить билеты на катер в гостинице около причала. Тогда вы сможете получить места в трюме, где не так холодно и не качает. Не забудьте взять с собой теплые вещи: шапку, перчатки, теплую куртку. Если вы не попадете в трюм, все это пригодится.

Подробную информацию о движении транспорта, стоимости билетов можно найти на информационном портале http://www.solovki.info.

Как и где жить?

На острове есть все: больница, библиотека, почта, магазины. Есть телефонные будки, сотовая связь (кроме компании «Билайн»). Магазины в сезон работают до двух часов ночи. Есть и промтоварный магазин, где в случае чего можно купить резиновые сапоги, дождевик и т. д.

Кроме того, на островах процветает частный сектор. Еще на причале вас начнут атаковать люди с табличками «Сдам жилье». Стоимость койко-места у частников колеблется от 200 до 400 рублей и более в зависимости от удобств. Во время «соловецких праздников» бывает наплыв паломников, поэтому жилье найти довольно сложно, если не позаботиться об этом заранее.

Для паломников за стенами крепости, в поселке, функционирует бесплатная монастырская гостиница. На территории самого монастыря есть корпус для трудников-мужчин. Чтобы устроиться трудником, необходимо отдельно договориться с благочинным обители.

Женщины-трудницы проживают, как и паломники, в паломнической гостинице в поселке. Монастырская гостиница представляет собой двухэтажный деревянный барак (до революции это было ремесленное училище). Все комнаты, тесноватые и душные, сплошь заполнены металлическими кроватями, вплотную придвинутыми друг к другу. Каждая паломническая группа готовит себе пищу отдельно на общей кухне, а едят в коридорах за длинными деревянными столами. После 23.00 двери гостиницы закрываются до утра. Трудники обедают в отдельной трапезной.

Контакты паломнической службы Соловецкого монастыря: 164070 Архангельская обл., пос. Соловецкий, Соловецкий монастырь. Тел./факс: 8 (818-35-90) 2-98, дежурный, спросить паломническую службу) или моб. тел.: +7-911-575-83-10.

Наиболее популярные маршруты:

1. Остров Анзер. Здесь были основаны первые скиты Соловецкого монастыря. В XVIII веке преподобный Иов Анзерский (в схиме - Иисус) организовал Голгофо-Распятский скит на горе Голгофа. 7 февраля 1929 года в больничном изоляторе, который сделали в скиту, окончил свой земной подвиг священномученик Петр Зверев. Там же, на месте братских могил, выросла необычная береза, ветки которой раскинулись правильным крестом. Попасть сюда можно только по морю с экскурсией.

2. Свято-Вознесенский скит на Секирной горе Большого Соловецкого острова. Во времена лагеря в скиту был штрафной изолятор, одно из самых страшных мест лагеря СЛОН. От подножия горы к скиту ведет крутая лестница - 71 м в высоту. С нее сбрасывали больных, чтобы не тратить на них патроны.

3. Остров Большой Заяцкий. Портовый комплекс, предназначавшийся для приема торговых и промысловых судов, был основан в XVI веке при святом игумене Филиппе. Летом 1702 года в гавань на Заяцком острове зашли суда Петра I. Государь приказал построить на острове деревянную церковь в честь святого апостола Андрея Первозванного. Эта церковь сохранилась до наших дней. В лагерное время здесь был женский штрафной изолятор. Попасть на остров можно только по морю с экскурсией.

4. Остров Муксалма. Остров соединяется с Большим Соловецким островом дамбой длиной 1220 метров. Это уникальное техническое сооружение - результат труда монахов в 60-х годах XIX века. На острове находится скит преподобного Сергия Радонежского. Во время гонений XX века скит был тюрьмой. Сейчас в нем восстановлена церковная жизнь. До острова можно дойти пешком (9 км). Дамба - редкое по красоте место.

Подробнее о церковной жизни монастыря можно узнать на сайте www.solovki-monastyr.ru.

По материалам журнала Нескучный сад

(Ирина Сечина «Там, где земля сливается с небом», август 2010 года)

Чем знаменит Соловецкий монастырь? Где находится Соловецкая обитель? Что мы знаем о подвижниках и насельниках монастыря?

Соловецкий монастырь находится на Соловецких островах в Белом море . Точный адрес: Россия, Архангельская область, Приморский район, Соловецкое сельское поселение, посёлок Соловецкий, Соловецкие острова.

Добраться на Соловки можно через Архангельск (из аэропортов Васьково и Талаги или через Северное морское пароходство) или Кемь (из порта в пригороде Кеми – Рабочеостровска).

Основатели Соловецкого монастыря

В XV веке православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали для молитвенного уединения и пустынножительства Соловецкие острова, расположенные в Белом море в 165 километрах от северного полярного круга.

В 1429 году иноки Савватий и Герман после трехдневного морского путешествия на лодке достигают Большого Соловецкого острова. Недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера они воздвигли крест и построили келью. Так было положено начало иноческой жизни на Соловках, где преподобные Савватий и Герман прожили шесть лет “к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом ко Всевышнему”.

Однажды преподобный Герман отправился за припасами на материк к реке Онеге. Некоторое время преподобный Савватий находился на острове один. Предчувствуя свою кончину и желая причаститься Святых Христовых Тайн, он преодолел дальний путь через море и прибыл в селение Сорока на реке Выг. Преподобный Савватий причастился у встреченного им игумена Нафанаила и 27 сентября 1435 года отошел ко Господу.

Устроитель Соловецкого монастыря преподобный Зосима

Устроителем Соловецкой обители стал преподобный Зосима. В Поморье он встретил преподобного Германа, от которого узнал о начале монашеской жизни на Соловках. В 1436 году иноки прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились вблизи моря. Текст жития повествует о чудесном видении. Преподобному Зосиме явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке. На месте дивного видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезой. Построена также церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан монастырь.

Преосвященным Ионой, архиепископом Новгородским и правителями Новгородской республики дана обители грамота на вечное владение Соловецкими островами. Впоследствии права монастыря неоднократно подтверждались московскими государями.

Преподобный Зосима стал игуменом обители, после того, как три игумена, поставленные Новгородским архиепископом, не понесли тягот жизни на пустынном острове.

В 1465 году братия направились к месту погребения преподобного Савватия на реку Выг в селение Сорока и перенесли его святые мощи в Соловецкий монастырь, где они были положены за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы в особо устроенной часовне.

Преподобный Зосима преставился 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем Спасо-Преображенского храма.

Преподобный Герман и Соловецкий монастырь

В 1479 году преподобный Герман отправился в Новгород по делам монастыря. На обратном пути он почувствовал близость кончины, причастился Святых Таин в обители святого Антония Римлянина и мирно предал дух свой Богу. Ученики хотели привезти его тело в монастырь, но из-за распутицы на дорогах вынуждены были совершить погребение на берегу реки Свири в веси Ховроньиной. Спустя пять лет (в 1484 году) при игумене Исайи мощи преподобного Германа были перенесены в Соловецкую обитель.

Преподобный Герман раньше других иноков побывал на Соловках. Он сопровождал на острова преподобных Савватия и Зосиму, был “сподвижником в духовной жизни, сотрудником в устроении обители и участником в их видениях и откровениях”. Устное повествование преподобного Германа о первых соловецких подвижниках записал в конце XV – начале XVI века иеромонах-книжник, а позже игумен Досифей, ученик преподобного Зосимы. Рукопись легла в основу текста жития первоначальников Соловецких, Савватия и Зосимы, составленного в 1503 году бывшим митрополитом Киевским Спиридоном-Саввой, который находился в то время в Ферапонтовом монастыре.

Пять столетий истории Соловецкого монастыря

В XVI веке Соловецкий монастырь, оставаясь в епархиальном управлении Новгородских архипастырей, после подчинения Новгорода Московскому престолу пользовался особым покровительством московских государей. На картах Московии первой половины XVI века, при отсутствии на них некоторых известных городов, посреди моря изображался Соловецкий монастырь – форпост Православия в Северной Руси.

В 1547 году при Московском Митрополите Макарии на Церковном Соборе прославлены в лике святых преподобные Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы. Обитель получала щедрые царские дары от Иоанна Васильевича Грозного: земельные угодья в Сумской волости, колокола, драгоценную церковную утварь.

Игуменство святителя Филиппа

В годы игуменства святителя Филиппа (1548 – 1566), будущего митрополита Московского, в монастыре началось каменное строительство. Новгородские зодчие вместе с братией монастыря возвели храм в честь Успения Божией Матери с Трапезной и Келарской палатами (1552 – 1557). Строились новые келейные корпуса, развивалось монастырское хозяйство. По благословению святителя Филиппа прокладывали дороги, озера соединяли каналами, завели ферму на острове Большая Муксалма. Игумен Филипп усердно заботился о братии. Подвижничество игумена служило для братии лучшим руководством. Он не сокращал своих молитвенных бдений и часто уединялся в избранное им место, известное как Филипповская пустынь.

В 1558 году заложен главный храм обители – Спасо-Преображенский собор с приделом преподобных Зосимы и Савватия. В 1566 году строительство собора было завершено (уже в отсутствие игумена Филиппа). 6 (19) августа храм освящен, а 8 (21) августа святые мощи первооснователей Соловецких перенесены в придел.

Соловецкий монастырь и жертвы опричнины

В 1566 году, повинуясь царской воле, игумен Филипп принял сан митрополита Московского и всея России. Святитель Филипп заступался за невинных людей, жертв опричнины, и обличал царя. Не страшили митрополита ни угрозы, ни попытки опорочить его имя. Неугодного святителя сослали в Тверской Отрочь монастырь. В 1569 году он принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова и был погребен в этом монастыре за алтарем соборной церкви.

Мощи святителя Филиппа были перенесены в Соловецкий монастырь по прошению игумена Иакова, которое было представлено от имени всей братии царю Феодору Иоанновичу в 1591 году.

В конце XVI века монастырь становится “великой государевой крепостью”. При игумене Иакове в 1582 – 1594 годах были построены из природного камня мощные стены и башни. Очертания стен обители напоминают корабль. Вел строительство старец Трифон (Кологривов). В 1601 году он возвел над Святыми вратами церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Этому зодчему возможно принадлежат и другие сооружения: западное крыльцо, примыкающее к трапезной; галерея, соединяющая центральные храмы обители, построенные при святителе Филиппе.

Защита монастыря

Тяжелые заботы по защите монастыря и прибрежных владений легли на плечи преподобного Иринарха, который был игуменом с 1614 по1626 год. Отряд стрельцов, состоящий на монастырском содержании, нес сторожевую службу. Число “воинских людей” было увеличено до 1040 человек. Понимая трудное положение обители и ее важную роль в обороне Поморья, царь Михаил Феодорович на 5 лет освободил монастырь от уплаты пошлины и пожаловал его новыми угодьями.

В 1646 году игумен Илия получил грамоты от царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа с торжественным повелением открыть мощи святителя Филиппа. Мощи торжественно поставили в Спасо – Преображенском соборе. В 1652 году по царскому указу состоялось перенесение мощей великого угодника Божия в Успенский собор Московского Кремля. В монастырь прибыло посольство во главе с соловецким постриженником митрополитом новгородским Никоном, будущим патриархом. Он привез грамоту, в которой царь, излагая свое пожелание видеть мощи святителя в Москве, просит у великого подвижника прощения своему предку. Незадолго до этого события, в 1651 году по указу царя игумен Илия получил сан архимандрита. С этого времени настоятели Соловецкого монастыря возводились в этот сан.

“Соловецкое сидение”

В многовековой истории обители выделяются события, связанные с “Соловецким сидением” (1668 – 1676г.г.), восстанием иноков против церковных реформ. Вооруженное сопротивление царскому войску завершилось поражением мятежников, что привело к разорению монастыря.

Посещение обители Петром I (1694, 1702 г.г.) стало свидетельством прощения опального монастыря.

Монастырское хозяйство

В середине XVIII века серьезные изменения претерпело монастырское хозяйство. В 1764 году по высочайшему указу, так называемым “екатерининским штатам”, в государственное владение перешли многие церковные и монастырские земли. Число монахов в обителях было строго регламентировано светскими чиновниками. Нововведение имело и положительные стороны. Государство, взяв в свое управление Соловецкие вотчины, приняло на себе обязанность защищать обитель и весь северный край от неприятеля. В 1765 году монастырь становится ставропигиальным: из епархиального подчинения переходит в ведение Святейшего Синода.

В 1777 году было предпринято строительство каменной колокольни, а в 1798 году возведена больничная церковь во имя святителя Филиппа.

В XIX веке новый каменный храм, возведенный на месте деревянного, изменил архитектурный облик обители: в 1834 году завершено строительство церкви святителя Николая.

Испытания военного времени

Монастырь не избежал суровых испытаний военного времени. В 1854 году, когда Россия переживала трагические события Крымской войны, древние крепостные стены выдержали нападение с моря англо-французской эскадры. Оборону монастыря возглавил архимандрит Александр (Павлович).

В 1858 году монастырь посетил император Александр II. В свите государя были великие князья, дипломаты, писатели и художники. Они с изумлением осматривали древние реликвии, богатую ризницу, искусную церковную утварь, величественные храмы, образцовое монастырское хозяйство.

В связи с увеличением количества паломников в 1859 году был сооружен Свято-Троицкий собор (убранство интерьеров завершено в 1862 году). Именно здесь покоились в раках святые мощи Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Над святыми мощами преподобного Германа вместо часовни, существовавшей с XVIII века, построена в 1860 году освященная в его честь церковь.

Паломники в начале XX века

В начале XX века монастырю принадлежали 6 скитов и 3 пустыни. На Соловках было 19 церквей с 30 престолами и 30 часовен. В обители существовали: училище для детей поморов – “безбрадых трудников”, Братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, ботанический сад. Некоторое время работала здесь биостанция – первое научное учреждение на Беломорье. Монастырь содержал на архипелаге около тысячи трудников, работавших “ради молитв преподобных” безденежно, и несколько сот наемных рабочих.

Обитель могла принять множество паломников, число которых достигало 15 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись монастырскими пароходами. Богомольцы стремились к древним святыням, обретая на соловецкой земле душевное умиротворение и покой. Паломников приводило в умиление молитвенное усердие иноков и весь уклад повседневной жизни обители. Соловецкий патерик повествует: “С той минуты, как утром, среди ночной тишины, раздается в обители звук колокола, призывающий на утреннее молитвословие, вседневная жизнь соловецкого инока представляет постоянную смену молитвы и труда”.

Подвижники благочестия

Святую обитель прославили подвижники благочестия, в разное время подвизавшиеся в монастыре, его скитах и пустынях. Особенно почитаются на Руси преподобные Зосима, Савватий и Герман (XV в.) – первоначальники обители; преподобный Елисей Сумский (XV – XVI), преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (XVI в.), преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (XVI в.), святитель Филипп, митрополит Московский (XVI в.), преподобный Иринарх, игумен Соловецкий (XVII в.), преподобный Диодор (в схиме Дамиан) Юрьегорский (XVII в.), преподобный Елеазар, основатель СвятоТроицкого скита на острове Анзер (XVII в.), преподобный Иов(в схиме Иисус), основатель Голгофо-Распятского скита на острове Анзер (XVIII в.). Соловецким постриженником и учеником преподобного Елеазара Анзерского был Святейший Патриарх Московский и всея России Никон (XVII в.).

Разрушение Соловецкого монастыря

XX век принес святой обители страшные и жестокие перемены. После октябрьского переворота 1917 года новая богоборческая власть открыто объявила войну Церкви, верующему народу и всему православному укладу русской жизни. Монастырь был закрыт по решению советской власти, а в 1923 году превращен в Соловецкий лагерь особого назначения СЛОН, преобразованный с 1937 года в Соловецкую тюрьму особого назначения СТОН (расформирована в 1939 году). На Соловки ссылали в первую очередь иерархов Русской Православной Церкви, монахов и священников, участников Белого движения – офицеров и солдат. Новая власть отправляла сюда своих политических противников, неугодных ей представителей творческой интеллигенции. С начала 30-х годов на острова начинают доставлять раскулаченных крестьян из России, Белоруссии, Украины.

Добровольное заточение

После закрытия монастыря около 60 человек братии добровольно оставались в лагере в качестве вольнонаемных. Они работали “инструкторами” на монастырских промыслах. Богослужения разрешалось совершать в церкви преподобного Онуфрия Великого на монастырском кладбище. В 1932 году последние соловецкие монахи были высланы с архипелага, а богослужения запрещены. “… Не стало больше окутывавшей остров оберегаемой от века тишины; место смиренных монахов и просветленных богомольцев заступили разношерстные лагерники и свирепая охрана; уже меркли тени прежних молельников за Русь и на развалинах скитов и часовен воздвигали лобное место для всего народа, – душа и сердце продолжали испытывать таинственное влияние вершившейся здесь веками жизни… несмотря ни на что! Влияние, заставлявшее вдумываться в значение подвига и испытаний”, – пишет соловецкий узник Олег Васильевич Волков.

Мученики

Среди высших иерархов Русской Православной Церкви, томившихся на Соловках, были митрополиты, архиепископы, епископы и архимандриты. Большинство из них в 1932 – 1938 годах были умучены, расстреляны, погибли на Соловках или в местах пересылки. Невозможно перечислить имена всех соловецких узников, с упованием на Господа мужественно стоявших за веру и Отечество. Более тридцати новомучеников и исповедников Соловецких были прославлены Церковью и канонизированы юбилейным Архиерейским Собором 2000 года. Среди них имена священномучеников Евгения, митрополита Горьковского (1937); Александра, архиепископа Семипалатинского (1937); Илариона, архиепископа Верейского (1929); Петра, архиепископа Воронежского (1929); преподобномучеников архимандрита Вениамина (1928) и иеромонаха Никифора (1928).

Воспоминания

“Воспоминания очевидцев, которые сами прошли через застенки лагеря особого назначения, свидетельствуют, насколько силен был дух православных людей, которые томились здесь… Верующие люди считали для себя великой честью находиться на месте подвигов преподобных основателей – Зосимы, Савватия и Германа, несмотря на великие невзгоды, которые им приходилось переносить, несмотря на все унижения, которые выпадали на их долю. И ныне вся Русская Православная Церковь воспевает и прославляет подвиги первооснователей нашей обители вкупе с трудами, испытаниями и страданиями новомучеников и исповедников Соловецких”, – говорит архимандрит Иосиф, с 1992 года наместник возрождающегося Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.

Восстановление Соловецкого монастыря

Реставрация храмовых, хозяйственных и иных строений Соловецкого монастыря была начата в 1961 году государственными учреждениями культуры. В 1967 году создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, существующий в настоящее время. Разорение, которое пережила обитель и ее скиты в XX веке, оказалось настолько серьезным, что потребуются колоссальные усилия для воссоздания былого благолепия. Но невозможно восстановить Соловецкие святыни, ограничиваясь лишь реставрацией и хранением исторических и архитектурных памятников.

Возрождение монашеской жизни

В обители начала возрождаться монашеская жизнь. 25 октября 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил открытие Зосимо-Савватиевского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. Исполняющим обязанности наместника был назначен игумен Герман (Чеботарь). Богослужения совершались в домовой церкви, устроенной насельниками обители во втором этаже корпуса у Никольских ворот. В Наместническом корпусе, разделяющем Северный и Центральный дворы монастырского комплекса, большая часть первого этажа была передана монастырю. Там разместились братские кельи, трапезная, подсобные помещения.

Указом от 9 февраля 1992 года Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II наместником Соловецкого монастыря был назначен игумен (ныне архимандрит) Иосиф (Братищев). Поставление во игумена в домовом храме обители совершил преосвященный Евлогий, епископ (ныне архиепископ) Владимирский и Суздальский.

Новая история

Перед праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, 4 апреля 1992 года, наместник монастыря совершил малое освящение Благовещенской церкви. Вечером, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, состоялся первый постриг в монашество двух насельников возобновленной обители. Имена давались по жребию: одному из них досталось имя Савватий, в честь преподобного Савватия, Соловецкого чудотворца, другому – Елеазар, в честь преподобного Елеазара Анзерского, основателя Свято-Троицкого скита на острове Анзере. С тех пор наречение имен по жребию из числа Соловецких святых при монашеских и иноческих постригах стало традицией в монастыре.

Накануне престольного праздника обители, 17 августа 1992 года, наместник монастыря по благословению Святейшего Патриарха совершил малое освящение Спасо-Преображенского собора.

19 – 21 августа 1992 года честные мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, были перенесены из Петербурга в Соловецкую обитель. Торжества возглавлял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время Божественной литургии 21 августа Святейший Патриарх Алексий II возвел наместника монастыря игумена Иосифа в сан архимандрита. 22 августа Святейший Патриарх освятил надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, где были поставлены мощи Соловецких чудотворцев. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II с 1993 года установлено празднование Второго перенесения святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа 8(21) августа, а на следующий день, 9(22) августа, совершается память Собора Соловецких святых.

Продолжение древней традиции

Продолжая древнюю соловецкую традицию, братия монастыря воздвигает Поклонные кресты. Первый из них в наше время был поставлен у Секирной горы 21 августа 1992 года в память всех погибших узников соловецкого лагеря. Поклонный крест в память пострадавших православных иерархов воздвигнут у подножия горы Голгофы на острове Анзер 3 июля 1994 года.

Благословением Святейшего Патриарха от 7 апреля 1995 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, восстановлен исторический титул обители: “Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь”.

Летом 1997 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во второй раз посетил Соловецкую обитель. В дар монастырю была передана икона с частицей мощей святителя Иннокентия, митрополита Московского, просветителя Сибири.

Обретение мощей

В 1999 году на острове Анзер были обретены честные мощи архиепископа Воронежского Петра (Зверева), принявшего мученическую кончину в Соловецких лагерях. Ныне мощи священномученика почивают в монастырской церкви святителя Филиппа, митрополита Московского, а на месте их обретения, за алтарем церкви Воскресения Христова, поставлена часовня. В 2000 году подняты из-под спуда мощи преподобного Иова (в схиме Иисуса), основателя Голгофо-Распятского скита на острове Анзер и перенесены в церковь Воскресения Христова.

Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 25 марта 2000 года установлено празднование Собора новомучеников и исповедников Соловецких 10 (23) августа.

На торжества в Соловецкую обитель в августе 2001 года прибыли Святейший Патриарх Алексий II и Президент России В.В. Путин. Патриарх освятил восстановленную церковь святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, Соловецкого чудотворца, передал монастырю ковчег с частицей его святых мощей и чтимую реликвию – принадлежащее некогда святителю Филиппу каменное возглавие.

Освящение часовни

Памятным событием стало освящение часовни на берегу бухты Благополучия, построенной в XIX веке во имя святых апостолов Петра и Павла в память о посещении монастыря Петром I.

Помощь и поддержку Спасо-Преображенскому Соловецкому монастырю оказывают его попечители, ставшие продолжателями издревле существовавших на Руси традиций благотворительности. Многие из них приняли участие в соловецких торжествах и вместе с паломниками молились за патриаршими богослужениями. В 2001 году был образован Попечительский совет, в состав которого вошли около 20 различных организаций.

В августе 2002 года, к главным праздникам Соловецкой обители, в Спасо-Преображенском соборе сооружен пятиярусный иконостас, изготовленный попечением Вячеслава Кисилева, председателя Международного фонда имени преподобного Андрея Рублева.

29 августа 2002 года воздвигнут и освящен Поклонный крест в пустыни Святителя Филиппа, установленный в память невинно осужденных узников соловецкого лагеря. Крест знаменует также место, где находился храм во имя Божией Матери “Живоносный Источник”. Изготовлен крест при поддержке Московской международной детской киношколы.

Имя Божие не бывает поругаемо

Соловецкие острова – место особое в нашем Отечестве. Возрождается прославленная русская святыня. Безумие человеческое, которое творилось здесь, несло разрушения и смерть. “Как бы человек, последующий гордыне диавольской в своей земной жизни, ни пытался восстать против Бога, будь то язычники-императоры Диоклетиан, Севериан и другие, начиная с Понтийского Пилата, и кончая теми, кто в прошлом веке преследовал всех, кто, исповедуя имя Божие, достойно пронес свой жизненный крест, – все гонители оказались посрамлены, – говорит наместник Соловецкой обители архимандрит Иосиф. Ныне мы видим, в какой славе пребывают святые новомученики и исповедники Российские. Если в 20-е годы минувшего столетия слово “Соловки” звучало зловеще, то теперь сюда тянутся многие сотни паломников из различных районов нашего необъятного Отечества и из зарубежья. Это свидетельствует о том, что имя Божие не бывает поругаемо”.

Примечания Правмира

Основные даты из истории Соловецкого монастыря

  • В XV веке православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали для молитвенного уединения и пустынножительства Соловецкие острова.
  • В 1547 году при Московском Митрополите Макарии на Церковном Соборе прославлены в лике святых преподобные Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы.
  • В 1558 году заложен главный храм обители – Спасо-Преображенский собор с приделом преподобных Зосимы и Савватия.
  • В конце XVI века монастырь становится “великой государевой крепостью”.
  • В середине XVIII века серьезные изменения претерпело монастырское хозяйство. В 1764 году по высочайшему указу, так называемым “екатерининским штатам”, в государственное владение перешли многие церковные и монастырские земли.
  • После октябрьского переворота 1917 года новая богоборческая власть открыто объявила войну Церкви, верующему народу и всему православному укладу русской жизни. Монастырь был закрыт по решению советской власти, а в 1923 году превращен в Соловецкий лагерь особого назначения СЛОН, преобразованный с 1937 года в Соловецкую тюрьму особого назначения СТОН

21 августа 2012 года, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе .

За Литургией была совершена хиротония во епископа Мариинского и Юргинского.

Его Святейшеству сослужили: , управляющий делами Московской Патриархии; , председатель ; ; ; , наместник , председатель ; , руководитель Московской Патриархии; ; ; архимандрит Порфирий (Шутов), наместник Соловецкой обители; , председатель ; , ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; протодиакон Владимир Назаркин, помощник председателя ; , клирик Храма Христа Спасителя г. Москвы; , руководитель ; братия обители в священном сане.

За богослужением молились гости, благотворители и паломники Соловецкой обители.

Пели братский хор Соловецкого монастыря (регент — иеродиакон Савва (Романченко)) и квартет Свято-Троицкой Сергиевой лавры под управлением иеродиакона Михея (Соррэ).

На малом входе в соответствии с Архиерейского Собора 2011 года и определением Священного Синода от 22 марта 2011 года () Святейший Патриарх Кирилл возвел архимандрита Порфирия (Шутова) в сан игумена Соловецкого монастыря и вручил ему игуменский жезл.

Также Предстоятель Русской Церкви за усердное служение Церкви Божией удостоил ряд насельников Соловецкой обители богослужебных наград:

  • в сан архимандрита были возведены благочинный Соловецкого монастыря игумен Ианнуарий (Недачин) и духовник обители игумен Герман (Чеботарь);
  • права ношения палицы были удостоены ризничий монастыря игумен Савватий (Буев) и скитоначальник Голгофо-Распятского Анзерского скита игумен Евлогий (Стручалин);
  • права ношения набедренника были удостоены насельник Вознесенского скита на Секирной горе иеромонах Кассиан (Анисимов), скитоначальник Троицкого Анзерского скита иеромонах Георгий (Курдогло) и насельник Соловецкого монастыря иеромонах Прокопий (Пащенко);
  • иеродиакон Тихон (Зимин), старший диакон Соловецкого монастыря, был возведен в сан архидиакона;
  • иеродиакон Иаков (Макеев), скитоначальник Саввативой пустыни, был удостоен права ношения двойного ораря.

По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл епископа Иннокентия на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный иерарх преподал верующим первое архипастырское благословение.

Затем Святейший Патриарх совершил славление у мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких.

Святейшего Владыку приветствовал игумен Соловецкой обители архимандрит Порфирий, который преподнес Его Святейшеству икону «Явление Божией Матери преподобному Иову», написанную в честь 300-летия Анзерского чуда.

С к верующим обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В дар обители Предстоятель передал икону «Уверение апостола Фомы». Поздравив отца Порфирия с возведением в сан игумена Соловецкой обители, Святейший Владыка вручил ему наперсный крест. Верующим были розданы иконки преподобных Зосимы и Савватия Соловецких с Патриаршим благословением.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси