Справочно-библиографический аппарат библиотек Усть-Абаканской ЦБС представлен следующими каталогами и картотеками: систематический каталог для младшего, среднего и старшего школьного возрастов, алфавитный каталог, алфавитный указатель заглавий произведений художественной литературы, систематическая картотека статей, картотека персоналий. Традиционно ведутся краеведческие, экологические картотеки (каталоги). В целях наиболее полного раскрытия фонда, кроме традиционных картотек, в библиотеках создаются самые различные тематические картотеки.

В Усть-Абаканской городской библиотеке выделены и ведутся тематические картотеки:

- «Экология» - для всех групп читателей;

- «Наркомания - знак беды» - для юношества;

- «Очевидное - невероятное» - для учащихся средних и старших классов; ;

- «Картотека загадок» - для всех групп читателей и др.

Библиотекари стараются, чтобы каталоги стали «видимыми». В этом нам помогают плакаты «Как пользоваться алфавитным каталогом», «Как пользоваться систематическим каталогом». Библиотечный плакат - также неотъемлемая часть информационной среды библиотеки. «Убедительная просьба книги», «Заповеди читателя», «Я - книга, я - товарищ твой…», «В библиотеке тишина совсем иная, чем повсюду», «Правила обращения с библиотечными книгами», «В мире столько разных книжек» и др. У справочного аппарата проводятся беседы, индивидуальные консультации. Формированию информационной культуры способствуют библиотечные уроки:

1. Знакомство с библиотекой

2. Бережное отношение к книге

3. Выбор книг в библиотеке

4. Как появились первые книги

5. Ключ к сокровищам библиотеки

6. Откуда азбука пошла

7. Энциклопедии - твои друзья и помощники

Проводятся занятия по основам информационной культуры «Почемучкины книжки», «Чудо, имя которому книга», «Твоя домашняя библиотека», «Как составить конспект», «Твой читательский дневник».

В Центральной Детской библиотеке оформляются тематические папки, буклеты - памятки «Как найти нужную литературу», которые помогают читателю сориентироваться в фонде библиотеки.

В Московской сельской библиотеке Ф. №5 в библиотеках помимо основного СБА для детей оформлены и пополняются тематические картотеки для определенных групп пользователей. Например:

Картотека заглавий произведений художественной литературы;

- «Библиотека в школе» - для руководителей детского чтения;

- «У сороки на хвосте» - для учащихся 5 - 9 классов;

- «Маленький большой солдат» - для 3 - 7 классов;

- «Все обо всем» - для 3 - 5 классов;

- «Приключения и фантастика» - для 5 - 9 классов;

- «А у нас во дворе - 5 - 9 классов.

Система каталогов каждой из библиотек-филиалов представлена алфавитным и систематическим каталогами. На фонды детской литературы в библиотеках-филиалах отдельных каталогов нет. В библиотеке ст. Ташеба оформлены картотеки:

«Что губит нас» для 7 - 11 классов,

«Мы пешеходы, мы пассажиры» - для 2 - 6 классов.

В Вершино - Биджинской библиотеке ф.№6 создана картотека «Детские писатели», в Райковской сельской библиотеке ф.№12 созданы тематические картотеки: «Мир сказок», «Азбука живой природы», «Мир детей и подростков». В Усть-Бюрской2 библиотеке ф.№25 созданы и пользуются спросом картотеки: «Муравейник», «Свирель», «В мире животных» - пополняются они по мере поступления материала.

Центральная библиотека создает электронный каталог «Книги», электронный каталог полнотекстовых статей «Краеведение», которыми имеют возможность пользоваться все библиотеки района. В Детской библиотеке продолжается работа по обновлению действующих печатных картотек, которые востребованы читателями. На сегодняшний день популярностью пользуются следующие картотеки:

- «Это нам задавали» - для ребят 1-4 классов;

Картотека стихов «Стихи такие разные, а вместе все прекрасные» - для учащихся 1-5 классов;

- «Здесь Родины моей начало» - краеведение для 4-8 классов;

- «Моя страна Сибирь» - краеведение для 5-9 классов;

- «Подросток. Стиль жизни - здоровье» - для ребят 5-8 классов;

В Сапоговской сельской библиотеке ф.№13 оформлены и постоянно пополняются картотеки для детей и родителей:

- «Домашние вечеринки» - для учащихся 1 - 9 кл.;

- «Мой ребенок» - родителям;

- «Обычаи и традиции народов мира» - для учащихся 1 - 11 кл.;

- «Юбилейные страдания»: картотека праздников - для учащихся 1- 9 кл.;

- «Все о космосе» - для учащихся 1 - 9 кл.;

Библиотеки Усть - Абаканской ЦБС - универсальные библиотеки, обслуживающие все категории пользователей, поэтому иметь справочно-библиографический аппарат, предназначенный только для детей, как отмечают библиотекари, нецелесообразно. Во всех библиотеках читатели могут воспользоваться карточными алфавитными и систематическими каталогами.

Библиографическое информирование в библиотеках Усть-Абаканской ЦБС

Из года в год поток информации растет, усиливается информационная роль библиотек. Одной из наиболее актуальных составляющих работы библиотек является библиографическое информирование - доведение до потребителей информации (в соответствии с их запросами или потребностями).

Современный этап библиографии - информационный. Поиск, освоение и систематизация новых ресурсов осуществляются библиографом на базе новых технологий. Благодаря творческому потенциалу библиографа и мастерству библиографической интерпретации инноваций из различных сфер деятельности, массовая работа библиотек получает новое развитие. Ориентируясь на потребности общества, современные библиографы изучают и внедряют новые формы работы и услуг, совершенствуют направления деятельности, реализуют на практике креативные идеи.

В библиотеках Усть - Абаканской ЦБС используются самые разные формы библиографического информирования, одна из них - Дни информации. В программу Дней информации могут входить: выставки-просмотры различных материалов из фондов библиотеки, обзоры, беседы у выставки, консультации приглашенных специалистов, просмотры видеоматериалов, библиографические списки литературы. Информирование об изданиях может дополняться элементами обучения библиотечно-библиографическим знаниям, экскурсией по библиотеке.

В библиотеке поселка Тепличный ф.№24 Дни информации «Интересное об известном» были посвящены поступлению новых книг в фонд абонемента и читального зала. На абонементе была оформлена книжная выставка - просмотр «Новые книги ждут вас», проведены рекомендательные беседы и обзоры литературы.

В Весенненской сельской библиотеке ф. №21 по мере поступления новой литературы проводились Дни информации: «Внимание! Новинки!», «Книжка новая пришла», «Праздник новой книги», «Для вас ребятишки, новые книжки», «Тайны, загадки, сенсации» и др. В Опытненской сельской библиотеке ф. №20 систематически проводятся Дни информации для читателей среднего и старшего школьного возраста. Дети - активные читатели библиотеки принимали участие в рекомендации той или иной литературы своим сверстникам. Они прочитали 2-3 книги, подготовили краткую информацию о содержании каждой из них, свой отзыв и представили аудитории прочитанные книги. Ребята рассказали своим сверстникам о том, кому адресованы эти книги, чем они интересны и почему они советуют их прочитать. Этот метод знакомства с книгой показал, что ребята охотнее берут книги, которые им порекомендовали их ровесники.

Библиографическое информирование осуществляется через картотеки индивидуального и группового информирования, проводятся Дни специалиста, Дни библиографии.

В Центральной Детской библиотеке были проведены Дни информации «Новинки! Новинки! Новинки!», «Горизонты познания».

В Центральной библиотеке проходил День информации для юношества «Знакомьтесь современная литература» На Дне информации читателям были предложены новые книги, говорили о современных авторах и книгах, делились впечатлениями о

При обучении активно используются библиотечные уроки, которые сопровождаются практическими заданиями и игровыми моментами.

В Центральной Детской библиотеке проводился библиотечно-библиографический урок «Сказка о том, как царь Горох самым умным стал»

В Калининской сельской библиотеке ф. №7 прошел библиотечный урок «Истории возникновения письменности»

Ребятам была представлена слайдовая презентация, которая наглядно продемонстрировала разные способы письма. Дети узнали, что такое узелковое письмо, глиняные таблички, восковое

письмо, папирус, пергамент, берестяное письмо, когда и где появилась бумага, как выглядели первые книги. Был проведен обзор книг об истории письменности, которые ребята с удовольствием взяли домой. В конце мероприятия был подведен итог всему вышесказанному, и дети пришли к выводу, что письменность - это настоящее сокровище, которым сумел овладеть человек.

Также в Усть-Абаканской Центральной детской библиотеке интересно прошел библиотечный урок «Я и книга». Предварительно был проведен опрос «Самая запомнившаяся книга из вашего детства» , в котором приняли участие представители сельской администрации, специалисты почты, магазинов и на основании их ответов была оформлена книжная выставка «Привет поколению компьютерному от поколения читающего!». Далее ребят пригласили на душевный разговор, поспорить, обменяться мнениями. А затем библиотекарь обратила их внимание на книги, представленные на выставке. Затем ребята самостоятельно оформляли подобную выставку «Прочитал и вам советую!», с разделами «Эту книгу я возьму на необитаемый остров», «Эту книгу подарю другу», «Эта книга заставила меня плакать», «Эту книгу я возьму с собой в поход», «Я читаю эту книгу и мне весело», «Я читаю эту книгу, когда мне грустно». Примечательно то, что некоторые книги, названные детьми, совпали с книгами «читающего поколения». Например: «Робинзон Крузо» Д. Дефо, рассказы А. Алексина, «Дети подземелья» В. Г. Короленко. Участники мероприятия сделали вывод, что в настоящее время книга остается незаменимой.

У Хакасской республиканской детской библиотеки появился свой сайт - «Страна Читалия». В первую очередь, сайт предназначен для юных читателей, именно поэтому в нём много ярких и красочных картинок, нажав на которые, например, можно посмотреть видеоролик «Библиотечные новости» или познакомиться с «Азбукой библиотеки».

«Страна Читалия» - это книжные новинки, книги-юбиляры, календарь знаменательных дат, юбилеи любимых писателей и многое другое.

Для самых активных читателей, любящих творчество, создана рубрика «Чтение + Творчество», куда можно отправить свои рисунки к прочитанным произведениям, фото самоделок или разместить стихи, сказки или рассказы собственного сочинения.

Кроме этого, в разделе «Игротека» можно разгадать кроссворды или ответить на вопросы викторин, придуманных читателями со всех уголков Республики Хакасия.

Любителям родного края будет интересна рубрика «Краеведение», где можно познакомиться с писателями и поэтами республики, узнать интересные факты о Хакасии.

Познакомиться с новым сайтом можно по следующей ссылке http://страна-читалия.рф.

Рисуя себе образ современной детской библиотеки уже нельзя представить ее выключенной из мирового информационного пространства, оторванной от прогрессивных технологий настоящего. Соглашаясь с огромной ролью книги и необходимостью разнообразных книжных фондов в библиотеке для детей, очень внимательно следует относиться к формированию электронных информационных ресурсов детской библиотеки.

Развитие Интернета и внедрение электронных документов в деятельность библиотеки довольно сильно повлияли и на библиографическую работу. Поэтому сегодня особенно важным становится использование новых информационных технологий для развития культуры чтения, привлечения к чтению юных пользователей.

Для удовлетворения самых разнообразных информационных потребностей читателей мы создаем и используем библиографические, фактографические, полнотекстовые базы данных. Создавая тот или иной ресурс, мы стараемся четко представить себе, для кого и для чего мы его создаем. Мы стараемся убедить детей стать нашими пользователями, заинтересовать их.

Среди электронных ресурсов библиотеки не последнее место занимают собственные электронные продукты, созданные сотрудниками Центральной Детской библиотеки.

Виртуальные книжные выставки - новое направление в библиографической работе библиотек нашей системы. Для них характерно большое разнообразие форм представления материала:

от простых перечислений книг до мультимедийных презентаций и интерактивных книжных выставок. Как и в традиционной книжной выставке, в виртуальной используем разделы, цитаты, присутствует оформление (сюда относятся обложки и раскрытые книги, эстетика размещения, цветовая гамма и т.д.). Возможно применение дополнительных элементов, присущих традиционной книжной выставке (например, фактографическая справка об авторе или предмете, список дополнительной литературы) и отличающих виртуальную книжную выставку (гипертекстовые ссылки на полные тексты или фрагменты документов, мультимедийные эффекты, интерактивное взаимодействие с пользователем и т.д.). Одна из последних виртуальных выставок: «Наш Чехов», подготовленной библиотекарями Усть -Абаканской Юношеской библиотеки В ней несколько разделов:

Антон Павлович. Будем знакомы.

Страницы творчества

Чехов и театр

Экранизация

Интерактивная викторина

Создание электронных библиографических ресурсов обязательно опирается на традиционную методику и включает новые возможности электронной компьютерной среды. Простота работы и широкие возможности компьютерных программ (текстовый процессор Word, система подготовки презентаций PowerPoint, язык разметки интернет-страниц HTML и др.) позволяют любой библиотеке создавать электронные библиографические ресурсы, доступные локально в стенах библиотеки или через Интернет.

Мы убедились, что эти формы библиографического информирования читателей, непосредственно связанные с компьютером, привлекают детей и подростков гораздо больше, чем традиционные. И еще одно преимущество электронных библиографических изданий - более широкий круг пользователей.

Созданные нами электронные библиографические пособия - разнообразны по форме. Это - экскурсии и викторины, библиографические обзоры и книжные выставки, энциклопедии и мультимедийные издания на различные темы, занятия по информационной культуре.

Практика показывает, что дети с необычайной легкостью адаптируются в виртуальном, мультимедийном мире. Мы надеемся, что у наших начинаний есть будущее, потому что мы помогаем найти своим читателям кратчайший путь к информации. А создание электронных библиографических ресурсов рассматривается нами как перспективное направления раскрытия фондов с целью аккумуляции информационных ресурсов и предоставления более широкого доступа к ним пользователей.

В модельной Доможаковской библиотеке ф. №10 библиотекари провели День нескучной библиографии. Ребята могли поучаствовать в игре-путешествии «Тайна страны «КНИГА». Ребята узнали, откуда произошло слово - «библиотека», как оно переводится с греческого языка. Какие книги имеются в библиотеке. Основные правила пользования книгой и библиотекой прозвучали в стихотворной форме. Детям было предложено отгадать загадки о книге, библиотеке. Особое внимание было уделено энциклопедиям, словарям, им рассказали, какие они бывают, как подразделяются, как ими пользоваться, и чем они интересны, как могут помочь в учебе. Также в рамках этого дня был проведен интеллектуальный конкурс «Скажи какая твоя любимая книга и я скажу кто ты». В конце мероприятия все получили яркие закладки о самых интересных книжных новинках с краткими аннотациями.

В городской библиотеке п. Усть-Абакан ф. №2 для учащихся 4-х классов был проведен библиотечный урок «Наш помощник КАТАЛОГ много тайн раскрыть помог» - это первое знакомство ребят со справочно-библиографическим аппаратом библиотеки. Библиотекарь рассказала о том, что у каждой книги в библиотеке есть своё место, другими словами, «свой адрес», по которому она «проживает». Она вместе с ребятами вспомнила, чем домашняя книга отличается от библиотечной, напомнила структуру книги, раскрыла ребятам новые понятия - «каталог» и «картотека», «разделитель» и «аннотация», «ББК», «отдел» и «шифр книги». И, конечно, урок не обошелся без практических заданий. Задания были не слишком сложные. Например, обратившись к макетам карточек, дети должны были найти ошибку в описании книги: каких элементов не хватает в описании документа? Дети без труда нашли неточности.

В Центральной библиотеке п.Усть-Абакан для учащихся 10-11 классов прошел Урок «Как читать газету?» Его целю было проинформировать учащихся старших классов о «серьёзных» периодических изданиях, научить подростков вычленять необходимое и полезное из той информации, которая содержится в газетах. Урок был построен в основном на газетах краеведческой тематики, которые получает библиотека. Если возникала необходимость представить другие издания, то можно было обратиться к фондам других библиотек, но с одним условием - газеты должны были предварительно отбираться библиографом. По заявке одной из школ целью проведения подобного урока было знакомство с такими изданиями, как «Хакасия», «Аргументы и факты», «Усть-Абаканские известия», «Литературная газета».

Сегодня библиотеки особое внимание уделяют составительской деятельности, особенно созданию инновационных форм представления материала. К ним можно отнести библиографические пособия малых форм: закладки, буклеты, флаеры. Новизна - в большей информативности: наряду с печатными источниками указываются виртуальные адреса, включается дополнительная фактографическая информация.

Библиотеки Усть-Абаканской Централизованной библиотечной системы, обслуживающие детей, активно участвуют в подготовке и издании библиографической продукции разного содержания. Об этом свидетельствует богатая палитра издательской продукции детской и сельских библиотек. Меняется ситуация в плане жанрового и тематического разнообразия рекомендательных пособий, появляются календари-альманахи, иллюстрированные календари, хроники, летописи, дайджесты, пресс-дайджесты, путеводители, каталоги и т. д.

Также в ЦДБ п. Усть-Абакан продолжился выпуск буклетов серии «Библиограф рекомендует», адресованный родителям и юным читателям библиотеки. Среди изданных буклетов можно выделить следующие «Родителям о детском чтении», «Чтобы ребенок любил читать», «Сказки на ночь», «Семейное чтение», «Чтение - праздник души». А изданные памятки - «Защити себя сам!», «Островок безопасности», «Антитеррор», «Права маленького гражданина дают советы юным читателям о правилах безопасного пользования Интернетом, мобильными телефонами, безопасного поведения на улице, действиях при пожаре в школе, а также в ситуациях при неожиданных обстоятельствах (при наводнении, взрыве, при пользовании электроприборами и т. д.).

Впервые вУсть-Абаканской ЦДБ был проведен День пособия «Парад библиографических пособий».

Цель проведения Дня пособия - популяризация как самих библиографических пособий (в т. ч. и собственной библиографической продукции), так и литературы, рекомендованной в них.

Библиотекари применили комплексный подход при проведении этого мероприятия. Была проделана большая подготовительная работа: составлена анкета для читателей, разработана выставка книжно-библиографических материалов, составлены специальные таблицы, подготовлены рекомендательные обзоры, беседы по экспонируемым пособиям и литературе, представленной в них, разработан библиотечный урок непосредственно ко Дню пособия.

День пособия проходил в феврале 2015 г. Предварительно были отобраны самые интересные библиографические пособия. Это, в основном, пособия по художественной литературе и искусству, Великой Отечественной войне, Сталинградской битве и др. Затем были отобраны пособия, поступившие из областных библиотек за последние годы, а также созданные в нашей библиотеке. Все отобранные пособия были пособиями рекомендательного характера. Все они были ранее сверены с алфавитным каталогом. Далее: были отобраны из фонда наиболее интересные книги из этих пособий.

День пособия начался с подготовки и оформления большой выставки книжно-библиографических материалов: «Библиография - в помощь читателям», оформленной на абонементе. Это была необычная выставка: на одной её половине находились библиографические пособия (указатели, буклеты, дайджесты, рекомендательные списки литературы, беседы о книгах), а на второй половине выставки были представлены те книги и издания, о которых рассказывалось в библиографических пособиях. Выставка экспонировалась в течение 10 дней. Понравившиеся книги и пособия можно было взять на дом.

В течение этого времени ежедневно проводилась большая индивидуальная работа с читателями: рекомендательные обзоры представленных пособий и литературы из них, консультации по умению пользоваться библиографическими пособиями и СБА библиотеки. Также учащимся предложили принять участие в небольшом опросе-анкетировании, которое составной частью входило в День пособия. Другие читатели библиотеки также по желанию заполняли анкету «Искусство быть читателем», главная цель которой - выяснить отношение к библиографическим пособиям, продукции, уровень информационной культуры читателей.

Основные мероприятия Дня пособия были проведены для старшеклассников. В этот день учащиеся прослушали библиотечный урок-беседу: «Использование различных типов библиографических пособий при выборе и разыскании литературы», библиографический обзор-анонс: «Парад библиографических пособий»: новинки собственной продукции» (здесь были представлены пособия разной формы, подготовленные библиографом), экспресс-обзор выставки книжно-библиографических материалов: «Библиография - в помощь читателям

Многие из них впервые узнали о библиографических пособиях.

В Московской сельской библиотеке ф.№5 библиотекарями была организованна интерактивная выставка-рейтинг библиографических пособий «Прочитал книгу сам - посоветуй друзьям», которая начиналась с

цитаты: «Выбирать книги для своего и чужого чтения не только наука, но и искусство» (Н. Рубакин) Ребята могли познакомиться с книжными путеводителями на различные темы, которые были для них подготовлены.

Они должны были узнать, какой книжный путеводитель из четырёх получился самым интересным.

Для этого надо было выбрать на выставке книгу, прочитать её и, если она

понравится, отметить цветной закладкой. Закладка становилась «сигналом» для других ребят, которые тоже захотят прочитать эту книгу.

Библиотечный урок «Книжки - умнишки», который провели библиотекари библиотеки поселка Рассвет ф.№23 - познакомил учащихся младшего возраста с «почемучкиными книжками» и другой познавательной литературой. А викторина в конце занятия предлагала проверку знаний. Также библиотекарями был проведен урок - практикум «Я познаю мир» не только познакомил детей с одноименной энциклопедией, а также предусматривал практические задания на закрепление навыков поиска необходимого материала. А после знакомства с разнообразными детскими журналами и их рубриками на библиотечном уроке «Из почтовой сумки почтальона Печкина» ребята с удовольствием приняли участие в выполнении различных заданий, подсказанных самими периодическими изданиями.

В Центральной Детской библиотеке для учащихся 7 класса прошла библиографическая игра «Путешествие по библиографическим островам».

Она была рассчитана на 45 минут. Основной целью игры являлось закрепление знаний школьников о справочно - библиографическом аппарате, полученных на библиотечных уроках.

Перед началом игры ребята вспомнили о том, что входит в справочно - библиографический аппарат библиотеки. Затем библиотекари провели небольшую разминку, в которой ребята отвечали на вопросы, где узнать есть книги в библиотеке (о стране, книги какого-либо писателя), о чем книга, где найти значение какого-либо слова.

А потом началось самое интересное. Учащиеся поделились на 3 команды. Каждая команда выбрала себе капитана - самого главного человека на корабле; штурмана - человека, который прокладывает путь в необъятном море; боцмана - человека, который следит за порядком на корабле, кока - кока - корабельного повара, который кормит всю команду, двух спасателей - людей смелых и находчивых. а остальные - матросы.

И библиотекари предложили ребятам отправиться в путешествие по огромному книжному морю к особым островам - островам помощникам путешественников, которые научат никогда не тонуть в этом море.

Во время игры надо было выполнять задания. Ответы нужно было искать в каталогах, картотеках, библиографических указателях, справочниках. На выполнение каждого задания давалось определённое время. Если участники вовремя и правильно ответили, то получали красный жетон, если ответ был не полным - жёлтый жетон. Один красный жетон равен двум желтым. После того, как каждый член команды выполнил своё задание, он искал возможность заработать для своей команды дополнительные жетоны. Для этого надо было выполнить задания, которые получит каждая команда на отдельном листке. Оценивало правильность выполнения задания компетентное жюри (библиотекарь, учитель) в конце игры.

Название каждого острова было зашифровано в ребус и ребятам предстояло их разгадать. Время на разгадывание 2 минуты

Орех! !Сено!Топор!Рыбак! Обезьяна! Воробей!

Краб!Арбуз!Тыква! Апельсин!Луна!Озеро!Глобус!Облако!.Ветка!

2. Олень!Солнце!Тапочки!Рыба!Оладьи!Вишня!

Утка!Кошка!Ананас!Заяц!Арфа!Телефон!Ель!Лиса! Енот!Йод!

3. Орёл!Сапоги!Телега!Редиска!Оса!Вода!

Собака!Петух!Роза!Акула!Ведро! Очки!Чайка!Нож!Игла! Крюк!Окно!Воз!

(название островов складывались из заглавных букв)

Когда названия островов были разгаданы, стал известен маршрут путешествия.

Сначала было задание для капитанов, они отвечали на вопросы. Потом настал черед штурманов, которым также было задано по 3 вопроса.

Задание для боцманов заключалось в том, что боцман должен был найти точное определение слова, которым назван остров. Спасатели также ответили на вопросы по разным произведениям.

Кок каждой команды долженбыл найти значение слов:

«Чахобили»

«Марципан»

«Артишок»

Ребята, выполнившие досрочно своё задание, получали дополнительные вопросы. За них команда получает очки. Дополнительные вопросы можно было написать на спасательных кругах, вырезанных из картона. Спасательный круг с правильным ответом опускался в коробку, стоящую на столе команды. В конце игры число кругов подсчитывается.

Выигрывает та команда, у которой будет наибольшее число очков.

В марте 2015 года в Юношеской библиотеки в рамках Недели детско-юношеской книги прошла литературная игра - квест «Библиокешинг». Ребятам были зачитаны первые строчки из книги - юбиляра, которую им предстояло найти, для этого им надо было выполнить ряд заданий. В конверте у библиотекаря было первое задание, в виде загадки: «Страна, в которую дети попали через платяной шкаф». Выяснив, что речь идет о Нарнии, ребята оправились на поиски этой книги. С помощью каталога участники довольно быстро нашли нужную книгу и открыв ее получили второе задание. В книге находился кроссворд по сказкам, которым им предстояло разгадать и узнать ключевое слово. По ключевому слову «Пушкин» ребята на стеллажах с русской литературой отыскали нужную книгу, в которой был ребус с фамилией автора книги «Собачье сердце».

Дальше их путь лежал через выставку «Самые, самые…» (с самыми необычными книгами библиотеки). Здесь они отгадали также зашифрованную в ребус фамилию автора произведения «Муму». Затем вспомнили известную песенку из кинофильма «Три мушкетера», автора одноименной книги и на стеллажах с зарубежной литературой нашли книгу «Три мушкетера». В этой книге была последняя подсказка, разгадав ее, ребята вышли к выставке «Юбилейный пьедестал». На выставке и была искомая книга - юбиляр,ею оказалась трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта».

Также в библиотеках «Усть-Абаканской ЦБС» привлекают детей к чтению с помощью библиоигрушек.

Так в Усть-Бюрской сельской библиотеке ф. №25 Библиотекари изготовили библиобабочку, на крыльях которой написаны книги о насекомых. А в Ташебинской сельской библиотеке библиотекарь смастерила шкатулку «Сто советов для принцесс», в которой лежат карточки в виде помады, зеркальца, лака для ногтей с написанными на них книгами в которых можно найти советы по этикету, макияжу и т.п.

В Вершино-Биджинской сельской библиотеке в читальном зале стоит «Волшебный башмак», в котором можно найти не только разную обувь героев сказок, но и описание книг в которых фигурирует обувь.

А в Центральной детской библиотеке между двух стеллажей стоит огромное (до потолка) дерево «Места заповедные», на листьях которого описания книг о заповедных местах Хакасии.


К этой категории читателей относятся: учителя школ, воспитатели дошкольных учреждений, педагоги дополнительного образования, родители. Эта группа читателей выделена во всех детских библиотеках.

Визитная карточка

- «Моя любимая книга»

Театр книги

Литературная викторина

Домашнее задание.

Все участники подготовились отлично, показали прекрасные знания литературы, а выступления были яркими, смелыми. Особенно впечатлил театр книги. Каждый участник представил театрализованный отрывок по любимому произведению, вложив в него, не только душу, но и великий талант читателя.

Компетентное жюри, в состав которого входили: представители школы, преподаватель Детской школы искусств, и зав. методическим отделом Д.С.Фролова, судило строго, но справедливо. Победа досталось читателю библиотеки села Нижняя ИретьМахметьзяновой Карине. Ей была вручена грамота и супер приз.

Второе место досталось читателю детской библиотеке п.Михайловка Ц Кудиновой Софьи, а третье место читателю из села ЛоховоПереваловой Любови. Конкурс прошел под эгидой года культуры, и стал еще одним ярким событиям уходящего года для читателей.

«Есть страна Читалия…» - под таким названием прошел праздник с участием литературных героев, в Тальниковской сельской библиотеке. К участию в праздничном мероприятии были приглашены читатели младшего звена. Главные герои праздника Королева Книга и Сказка, подготовили для детей литературную викторину, а сказочные герои - кот Матроскин и Шарик провели веселые игры.

Для ребят 6-7 классов действовала книжная выставка - «Читай с увлечением все эти приключения».

В библиотеке села Козлово в дни весенних каникул действовала книжная выставка «В гостях у любимых книг» на выставку вместе с красочными книгами поместили сказочные предметы, принадлежавшие героям, волшебную шкатулку, открыть которую можно было только после того, как ответишь на вопрос кота ученого . Также, библиотекарь пригласил ребят на литературный час «У детской книги - день рожденья».

В библиотеке с. НижняяИреть неделя детской и юношеской книги прошла под названием «Островок детства, радости и ярких впечатлений».

Цель – пробудить, воспитать и укрепить в душе драгоценную способность читать. Много интересных событий произошло в дни весенних каникул на неделе детской книги:


  • Книжная выставка «Время читать хорошие книжки»;

  • Праздник «Фея в гостях у ребят»;

  • Театрализованное кукольное представление «Книжкины именины»;

  • Выставка «Капели звонкие стихов».
В библиотеке с.Хандагай прошло библиотечное мероприятие «Герои любимых книг».

Его участниками стали учащиеся 4 класса. Для мальчишек и девчонок была приготовлена игра – викторина, в ходе которой они отвечали на вопросы, восстанавливали тексты сказок или стихов из предложенных строчек, узнавали сказку по героям или строчкам из этой сказки, отгадывали кроссворд. Была оформлена красочная книжная выставка «Книги, которые читали ваши родители». Книги, представленные на этой выставке, вызвали большой интерес у ребят, посещающих библиотеку. А для самых маленьких читателей была оформлена книжная выставка «Эти книжки для вас, ребятишки». Выставка оформлена красочными детскими книгами, дополнена мягкой игрушкой, что вызвало интерес не только у детей, но и у взрослых.

В библиотеке с.Голуметь провели литературную игру «В гостях у сказок», где дети старшего возраста выступали литературными персонажами, задавали вопросы участникам.

В библиотеке с.Зерновое в «Неделю детской книги» очень интересно прошли следующие мероприятия:

«Книжки – именинницы» - беседа-обзор книг, которые в 2013 году отмечают юбилей. Обзор для ребят провел сказочный герой Грамотейкин, который зачитывал отрывки, цитировал произведения, читал стихи. Обзор был действительно очень интересным и захватывающим. После обзора, дети разобрали практически все книги по домам, а затем написали отзывы и рекомендации для сверстников.

Очень эмоционально прошла литературная прогулка по стихам И.Молчанова-Сибирского «Лесное угощение». Во время прогулки ребята читали стихи автора о лесе, грибах, ягодах; каждое стихотворение сопровождалось демонстрацией иллюстраций через мультимедийный проектор. Одновременно дети узнали толкование некоторых слов, например «туесок», «лукошко» и др.; провели исследовательскую работу по изучению происхождения названий некоторых грибов и ягод (кислица, рыжик и др.). При обсуждении стихотворений библиотекарь старался обратить внимание слушателей на эмоциональное настроение стихов, показать, что в читаемом произведении важно уметь услышать звуки, почувствовать запахи осеннего леса. Немаловажным моментом прогулки было обращение к личному опыту ребят, поэтому были заданы вопросы о том, бывали ли они в осеннем лесу, приходилось ли им собирать грибы и ягоды, какие грибы они знают, знают ли о том, в каких местах искать грибы и как правильно их собирать.


Работа по программе летнего чтения
Работа по программе летнего чтения традиционно начинается с первого июня, во время празднования день защиты детей.

В этот день библиотекари района подготовили большие театрализованные утренники, с привлечением большого количества детей, родителей, не только как участников, но и активных помощников.

ЦРДБ вновь пригласила ребят на литературный бульвар, который состоялся на большой зеленой площадке. Ребят встречали веселые скоморохи, Василиса Премудрая, весельчак Незнайка, Пеппи длинный чулок. Незнайка и Пеппи провели спортивные состязания, литературную викторину для ребят, веселые скоморохи проводили веселые игры, забавные спортивные состязания, где главный победитель - дружба. Дети приняли активное участие в спортивном конкурсе, викторинах, рисовали на асфальте. По ходу программы всем участникам были вручены сладкие подарки, а также возможность сфотографироваться с героями. Это мероприятие стало открытием программы летнего чтения «Как комета прилетело лето». В рамках программы все лето ребят ждали увлекательные книжные приключения, викторины, экологические походы, яркие книжные выставки.

Во время летних каникул работники библиотеки района подготовили для ребят следующие мероприятия:

викторина «Птичий базар» библиотека с. Тальники;

громкие чтение «Страшные истории по Э. Успенскому» и «Сказочная нечистая сила» библиотека с.Бельск;

игровая программа «Сказка у нас в гостях» библиотека с.Онот;

кукольный спектакль «Кошкин дом» библиотека с.Алехино,;

слайд композицию «Моесело» библиотека с.Парфеново;

беседа «7 чудес России» или «Таинственная Россия» библиотека с.Саянск.

В летние каникулы, в библиотеке действовали яркие книжные выставки:

«Приключения начинаются» (с.Герасимово), «Много профессий хороших и разных» (Тунгусска), «Скоро в школу» (ЦРДБ) а к празднованию дня района оформлены выставки под единым названием «Мой район -душа России».

Организовывались коллективные просмотры мультипликационных и художественных

В библиотеке с. В.Иреть в летние каникулы ребят порадовали следующие мероприятия: краеведческий час «Здесь все мое и я отсюда родом», викторина «Лес – наше богатство».

Литературный час «Святые подвижники на Руси», приуроченный к Всероссийскому дню семьи, любви и верности, подготовила для своих читателей ЦРДБ. Мероприятие о православных покровителях семьи и брака – Петре и Февронии, нашло живые отклики среди детей. А чтобы детям было понятнее, показали мультфильм «Сказание о Петре и Февронье».

Есть люди умные. Есть - талантливые. Но бывают и гении. Их не так много. А нам повезло. В нашей стране есть гениальный человек, вернее есть его гениальные сказки, которые живут уже много-много лет. Сказки Пушкина читают маленькие читатели, читают по школьной программе и перечитывают взрослые. Наверное, поэтому, все библиотеки подготовили и провели разнообразные по форме и тематике мероприятия.

Центральная районная детская библиотека, библиотеки Новостройка, Саянск, Голуметь провели конкурс «Лукоморье Пушкина» на знание сказок. Все присутствующие прослушали рассказ о жизни и творчестве писателя и приняли активное участие в викторине, также зачитали отрывки из любимых произведений А .С.Пушкина. Лучшие участники конкурса, были награждены сладкими призами.


Книжная выставка «Я Вас люблю, мои далекие потомки!» по творчеству поэта была оформлена заранее, литература, представленная на выставке, была призвана удовлетворить разные читательские интересы от сказок до лирических произведений.

На театрализованном представлении «Русская Чудо-печка», в библиотеки с.Алехино, прозвучали пословицы, поговорки, потешки, загадки про печку. Состоялся разговор о том, что печь использовали для обогрева помещения, просушки одежды, приготовления пищи. Ребята инсценировали отрывок из сказки «Гуси-лебеди». Мальчики и девочки в русских народных костюмах исполнили стихотворение Г.Цыпленковой « Про веселых пекарей».

В рамках программы летнего чтения спортивный праздник «Кладоискатели» организовала библиотекарь с.Лохово. Праздник включал не только элементы спортивных игр, но и позволил блеснуть интеллектом, через участие в литературном блиц – турнире.

В библиотеке села Новостройка цикл летних мероприятий открылся театрализованным представлением «Улыбнемся солнышку». Лето, Солнышко, Леший, Баба Яга развлекали ребят. Загадывали загадки, играли в кричалки, учили Лешего танцевать, пели песенки о лете, водили хоровод, рисовали цветными мелками, а в конце праздника ребятам вручили сладкие призы.

Ко дню независимости России в библиотеках были проведены познавательные часы, викторины, исторические экскурсы:


  • «Колесо истории» - познавательная игра библиотека с.Бельск;

  • «Российская геральдика» - исторический экскурс библиотека с. Новогромово;

  • «Свою Родину я вижу такой» - конкурс рисунков библиотека с.Малиновка;

  • Выставка – обзор «И вечно будем славить мы в веках российский триколорный флаг» - ЦРДБ

  1. июня в 11-00 ч.во всех библиотеках стартовала библиотечно-спортивнаяолимпиада«За здоровьем в библиотеку» . К участию все библиотекари подготовились основательно: разные по форме и насыщенности мероприятия радовали жителей поселений: театрализованные представления, спортивные состязания, литературные брифинги, флешмобы.
Так, в библиотеке с.Зерновое в олимпиаде участвовали ребята детской оздоровительной площадки и читатели библиотеки. Всего 49 человек.Для проведения мероприятия был разработан сценарий, оформлен стенд, подготовлен реквизит.Из-за плохой погоды праздник пришлось проводить в здании библиотеки. Из-за этого сократилось число спортивных заданий, остальные задания носили познавательный характер. Поскольку ребят было много, и все желали участвовать в конкурсах, пришлось отказаться от первоначального плана разбить их на команды и проводить состязание в индивидуальном зачете. За каждые правильные ответы и выполненные задания выдавались жетоны.Сначала поговорили с ребятами о здоровом образе жизни: что это такое, из чего складывается это понятие, насколько зависит от самих ребят. Дальше начались состязания. Участникам предлагалось ответить на вопросы блиц-турнира; найти лишние картинки, те, что не относятся к понятию здоровый образ жизни. Весело прошел конкурс «Меткий стрелок». Нужно было не только попасть в мишень, но и правильно ответить на выбитый вопрос. Мальчикам понравилось состязаться в новом виде спорта – книгоатлетике. Большее количество раз поднял связку справочников Фоменко Иван. Следующий конкурс «Кто мы?» способствовал раскрытию артистических талантов участников. После того как участники составили пары «вид спорта – спортивный предмет», они должны были с помощью пантомимы изобразить соответствующего спортсмена. Надо сказать, что не каждый смог избавиться от стеснения и проявить находчивость. Вызвало затруднение и задание в конкурсе «За обеденным столом» - в предложенном тексте надо было найти «спрятанные» названия напитков. Не забыли вспомнить и о вредных привычках. С удивлением дети узнали о том, что во времена Петра 1 за пьянство выдавали ордена весом 6кг 600гр.Ребята настолько увлеклись, что пришлось проводить дополнительные конкурсы, среди которых литературная эстафета и литературный марафон, которые включали загадки и пословицы о спорте и здоровье. Практически каждый из ребят получил по одному жетону, но больше всех жетонов набрала Воронина Катя, девочка, которая любит читать разные книги и поэтому смогла ответить на большее количество вопросов. Каждый присутствующий в конце праздника получил сладости.

Стало уже традиционным участие районных библиотек в проведение Дня района. С некоторых пор этот праздник проводится в форме народных гуляний, когда каждое поселение, организация района представляет свою выставку, программу.

МКУК «МБЧР» по такому случаю подготовила большое красочное не только по форме и содержанию, но и по оформлению театрализованное представление, где со своим блоком приняла участие каждая библиотека района. Специально к празднику были пошиты новые костюмы. Во время праздника гостей на площадке встречали литературные герои 19 века – дамы, в платьях того времени, герой Чацкого, и даже знатный вельможа.

Детская программа включала блок развлекательных мероприятий, ведущими которого были клоуны Тяпа и Ляпа, Незнайка, крокодил Гена и другие. Каждый литературный герой представил свою программу: клоуны предложили веселые игры, Незнайка вместе с ребятами занимался творчеством - лепили из глины фигурки, рисовали, оставляли клякс – автографы на символической реке дружбы под названием «Мы вместе». Каждый посетивший библиотечную площадку, нашел что - то для своей души. Посетителям предлагалось стать участником литературных викторин, игр, спортивных состязаний,ноа тем, кто не пожелал испытать силы в литературных конкурсах, охотно воспользовались предложенными на буккросинге книжным развалом, или с удовольствием рассматривали редкие книжные издания, предметы старины, знакомились с рукописными изданиями местных поэтов на краеведческой выставки «Край мой – капелька России». Выставка привлекла внимание, подходили одиночные прохожие, группами и целыми семьями. Ведущие, в красивых русских костюмах, проводили обзор, не оставив равнодушным никого из посетителей .

На красиво оформленных плакатах, каждый мог оставить свое пожелание жителям района, и библиотечному сообществу, много добрых и приятных слов, пожеланий звучало в этот день.

В целом, организация библиотечной площадки получило высокую оценку населения и руководителей.

Программа летнего чтения финишировала в сентябре, подведением итогов, и награждением активных участников.

Конаковская центральная библиотечная система образована в 1980 году. В апреле 2007 года ЦБС была преобразована в межпоселенческую Центральную библиотеку. С 2002 года руководит библиотекой Екатерина Павловна Меховникова тел. (48242) 4-44-20

Библиотека для взрослых

Библиотека для взрослых является самостоятельным структурным подразделением библиотеки и состо ит из абонемента и читального зала. Абонемент предоставляет читателям возможность взять любую литературу на дом; Выдает издания на дом сроком на 15 дней (ценная книга, периодические издания); Оказывает консультационную помощь в поиске и выборе информации; Предлагает оперативную информацию по актуальным темам на тематических выставках, в обзорах и экспресс–информациях; Осуществляет внестационарное обслуживание предприятий и учреждений города.

Фонд абонемента – универсальный. Широко представлены издания по социально–гуманитарным, естественным и прикладным наукам, кра еведению, искусству и спорту. Большой выбор художественной литературы, как российских, так и зарубежных авторов.
По вашим запросам: Оформляются выставки по самым интересным и актуальным темам. Проводятся: музыкальные часы, часы интересных сообщений, деловые игры, конкурсы, викторины, премьеры книг, журналов, дни информации, встречи с интересными людьми нашего края.
Вы всегда можете пригласить нас с нашей информацией на урок, на классный час, в учреждение и организацию.


предлагает пользователям справочную, познавательную, литературу по всем отраслям знаний, популярные периодические издания для работы непосредственно в библиотеке. Фонд периодики насчитывает 50 наименований периодических изданий.

По Вашим запросам: Читальный зал организует выставки, обзоры, дни информации, презентации.
Благодаря слаженному и творческому коллективу библиотека для взрослых является не только просветительским и досуговым центром, но и местом, способствующим духовному общению людей.


Специалисты библиотеки организуют встречи с местными писателями и поэтами, книжные выставки к знаменательным и памятным датам, проводят литературные вечера, посвященные юбилеям русских писателей, музыкальные вечера, презентации книг, встречи с интересными людьми, читательские конференции, круглые столы для различных категорий пользователей.

Заведующая отделом: Васина Надежда Анатольевна

Библиотека для детей


Центральная детская библиотека является самостоятельным структурным подразделением Межпоселенческой центральной библиотеки. Наши читатели (пользователи) – это дети дошкольного возраста, учащиеся начальной школы, подростки, старшеклассники, а также руководители детского чтения: воспитатели, учителя, родители, работники учреждений дополнительного образования. Фонд библиотеки - 40 тысяч экземпляров книг, брошюр, журналов.

Библиотека проводит:


Библиотека организует:

  • различные выставки – книжно-иллюстративные, фотог рафий, рисунков, поделок, предметов коллекционирования, изделий народных умельцев и т.д.;
  • занятия с воспитанниками подготовительных к школе групп дошкольных образовательных учреждений города по формированию дошкольника как читателя в рамках программы «РОСТОК»;
  • досуг детей и подростков в каникулы;
  • занятия со школьниками – любителями игр и чтения, членами кружка «Кактус»;
  • мастер-классы для детей, родителей и библиотекарей по изготовлению поделок из разных материалов;
  • районные профессиональные конкурсы для библиотек, работающих с детьми;

C сентября по май библиотека проводит работу по программе «РОСТОК» в помощь формированию дошкольника как читателя с детьми подготовительных к школе групп дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) №№1, 2, 9, 10, 11, 14. Библиотекари знакомят малышей с жизнью и творчеством русских, зарубежных классиков детской литературы, художников, иллюстраторов, рассказывают о книгах для детей тверских авторов. Ребята активно участвуют в различных литературных играх, викторинах, конкурсах, с азартом перевоплощаются в тех или иных любимых сказочных героев. Совершают виртуальные экскурсии по родному краю, знакомятся с кругом познавательной литературы о природе, технике, истории Родины и Тверского края, о жизни в других странах. Встречи с дошкольниками проводятся ежедневно со вторника по пятницу (начало в 11 часов).

Библиотека для детей состоит из абонемента и читального зала . Абонемент предоставляет возможность взять любую литературу на дом сроком на 10 дней; продляет срок пользования изданием при условии, если оно не востребовано другими пользователями; оказывает консультативную помощь в поиске и выборе интересующих читателей книг; предлагает оперативную информацию по актуальным темам на тематических выставках, стендах, в обзорах, информационных листках, памятках. Структура абонемента: кафедра с зоной обслуживания детей дошкольного и младшего школьного возраста, руководителей детского чтения; кафедра с зоной обслуживания подростков. Для пользователей организован открытый доступ к фонду, где библиотечное пространство разделено по возрастам и тематическим блокам.

В оформлении зоны для малышей использованы мягкие игрушки, красочные плакаты, заставки. Здесь живут самые разнообразные книги: увлекательные книжки-игрушки, красивые книжки-раскладушки, умные книги развивающего характера, стихи, рассказы, сказки, загадки, книги для семейного чтения, книги для руководителей детского чтения . Распределение по возрастам: для малышей от 0 до 1 года, от 1 до 3 лет, от 3 до 5 лет, от 5 до 6 лет. Для дошкольников 6-7лет и первоклассников книги расположены по темам: Хочу всё знать!; О природе и животных; О таких же, как ты, ребятах; Азбука безопасности; О России; О том, как жили раньше; О войне и героях; Вокруг света; Книги тверских авторов; О писателях и книгах; О картинах и художниках; Готовимся к школе; Много азбук хороших и разных; Читаем сами; Сделаем сами своими руками; Стихотворная карусель; Сказки со всего света. Для учащихся 2-4 классов книжный фонд разделён на блоки: Научно-познавательная литература (Что такое? Кто такой?) и художественная литература по темам: Мир живой природы; Стихи; Историческое прошлое Руси; Великая Отечественная война; Загадки, пословицы, поговорки; О школе, о доме; Сборники песен.

К услугам подростков : научно-популярная литература, справочные издания, книжные серии, исторические романы и повести, книги о Великой Отечественной войне, приключения, детские детективы, фантастика, стихи, краеведческая литература, литература о животных и другие книги русских и зарубежных авторов.
Фонд разделён на возрастные группы : для учащихся среднего школьного возраста и старшеклассников.

Каталоги и картотеки абонемента. Алфавитный каталог ответит на вопросы о том, какие книги интересующего вас автора есть в фонде. Систематический каталог отражает всю литературу для подростков, имеющуюся в детской библиотеке, по отраслям знаний: социально-экономическую, историческую, естественно-научную, техническую, по искусству и спорту, а также художественную. Картотека новинок поможет быстро найти издания, поступившие в фонд детской библиотеки недавно (в течение последнего месяца). Картотека заглавий художественных произведений подскажет фамилию автора той или иной книги, если вы знаете название, но забыли фамилию писателя. Историческая картотека представляет художественные произведения отечественной и зарубежной литературы по истории России и стран мира с древнейших времён. На абонементе имеется много различных тематических папок с материалами – подсказками об интересных книжных сериях, о творчестве писателей, с рисунками наших читателей к любимым произведениям.


Читальный зал предлагает юным пользователям большое собрание справочной литературы, энциклопедий, словарей, серийных изданий, отвечающих на самые разные вопросы наших пользователей. Здесь же – красивые объёмные издания познавательной литературы для школьников младшего и среднего возрастов, сказки. Книги по краеведению, материалы краеведческой картотеки, папки газетных вырезок помогут вам в изучении истории, экономики, природы, культуры и литературы Тверского края. Фонд периодики насчитывает более 40 наименований, адресованных читателям разных возрастных групп и руководителям детского чтения. У нас можно почитать газеты и журналы за текущий и предыдущие годы. В предметной картотеке и тематических : «Делаем сами своими руками», «Кино и музыка», «Стихи, рассказы, сказки», - отражены статьи из газет и журналов на очень – очень многие интересные темы.

Родителей, воспитателей, учителей, библиотекарей заинтересуют материалы картотек «Я и моя семья», «Готовимся к празднику»; методико-библиографической, в которой собраны сведения о статьях по самым актуальным вопросам воспитания и образования детей и подростков.

Читальный зал предлагает оперативную информацию по актуальным темам на тематических выставках, в обзорах и экспресс-информациях, организует выставки документов, дни информации, презентации информационных ресурсов. В нашем читальном зале вы с удовольствием и с пользой проведёте свободное время за игрой в шашки, шахматы, домино, лото; здесь же можно порисовать; к вашим услугам разнообразные познавательные настольные игры-викторины, а также компьютерные игры, кроссворды, ребусы, яркие раскраски. Здесь мы проводим «Литературные пятницы» и занятия кружка любителей игр и чтения «Кактус», во время которых каждый юный книголюб может познакомиться с новинками, принять участие в конкурсах, викторинах, деловых играх, встретиться с интересными людьми.

Будущим мамам - мы познакомим Вас с новинками литературы, расскажем о детских книжках – игрушках, покажем богатый интересный материал по самым различным вопросам развития и воспитания малышей.

Мы всегда готовы откликнуться на приглашение подготовить информацию на интересующую вас тему и провести мероприятие на уроке, на классном часе, в учреждении, организации или на базе нашей библиотеки.

Заведующая детской библиотекой: Бабаева Нина Константиновна

Отдел комплектования, обработки и каталогизации (ОКОиК)

Отдел комплектования, обработки и каталогизации является самостоятельным подразделением библиотеки и решает следующие задачи:

  • комплектование фонда библиотеки различными видами документов: книгами, брошюрами, периодическими изданиями, аудиовизуальными и электронными ресурсами на основе анализа состава фонда и данных о читательском спросе;
  • индивидуальный (дифференцированный) и суммарный (интегрированный) учет поступающих и выбывающих документов, их обработка и распределение по структурным подразделениям библиотеки с соблюдением соответствующих документов по установленным правилам;
  • оказание методической помощи по вопросам комплектования, учета, использования и списания фондов библиотек;
  • консультативная и методическая помощь по вопросам каталогизации;
  • выявление и списание ветхих, устаревших по содержанию и неиспользуемых документов в соответствии с законодательством РФ о библиотеках и библиотечном деле, бюджетного законодательства, государственных стандартов, иных законов и нормативных правовых актов, имеющих отношение к учету документов, составляющих библиотечный фонд;
  • оперативное отражение библиотечного фонда в системе каталогов, создание электронных баз данных.

Комплектование фонда библиотеки осуществляется через различные источники: издательства, книжные базы и магазины, по подписке через агентство «Роспечать», а также пожертвования юридических и физических лиц.

С мая 2011 года сотрудники отдела участвуют в создании единого электронного каталога библиотек Тверской области . С октября 2011 года начата работа по переводу карточных каталогов библиотеки в электронный (ретроконверсия).

Заведующая отделом: Гусева Ольга Васильевна

Методический отдел

Методический отдел осуществляет функции исследовательского, методического, организационного, обучающего и координационного центра для библиотек Конаковского района. Методический отдел:

  • осуществляет мониторинг состояния муниципальных библиотек района;
  • участвует в формировании муниципальной библиотечной политики;
  • занимается разработкой методических материалов в помощь совершенствованию работы структурных подразделений системы;
  • организует обучение библиотечных работников, повышает их квалификацию через проведение семинаров, практикумов, стажировок, деловых игр, мастер-классов, профессиональных конкурсов и других форм учебы;
  • осуществляет издательскую и исследовательскую деятельность.

Заведующая отделом: Степанова Светлана Сергеевна

Сектор краеведения

Ведёт краеведческую деятельность, направлен ную на изучение и популяризацию исторического и культурного наследия города Конаково и Конаковского района; собирает и сохраняет документы по вопросам местной историко-культурной жизни; создает собственные базы данных в традиционной и электронной формах. Сектор принимает участие в создании электронной краеведческой базы данных «Сводный каталог библиотек Тверской области», являющейся составной частью единого информационно-коммуникационного пространства Тверской области.

Библиограф краеведческого сектора: Степанова Светлана Сергеевна


В выставочном зале библиотеки проходят выставки живописи, графики, скульптуры, батика, изделий прикладного творчества, фотовыставки. Это и персональные экспозиции, и выставки художественных объединений. Свои работы представляют признанные мастера и молодые таланты. В выставочном зале выставляются и разнообразные частные коллекции. Конаковцы с большим интересом следят за творчеством земляков и радуются появлению новых имен. Об этом свидетельствует книга отзывов. Посетители наших выставок не скупятся на добрые слова и пожелания. Выставочный зал приглашает к сотрудничеству художников, фотографов, мастеров декоративно - прикладного искусства, дизайнеров, руководителей художественных объединений и студий, коллекционеров. Выставить свои работы могут как маститые художники, так и молодые таланты.

Если вы любите творить и хотите, чтобы о вас и ваших работах узнали многие – приходите к нам! Если вы можете предложить интересный художественный проект, выставочный зал библиотеки может стать партнером и площадкой для его осуществления. Мы не хотим ограничивать себя никакими рамками. Если вы даже живете не в нашем городе, и даже не в Тверской области, мы готовы сотрудничать.

Музей "Конаковский фаянс"


28 апреля 2012 года в Конаковской межпоселенческой Центральной библиотеке открыт музей «Конаковский фаянс». Экспозиция показывает историю конаковского фаянса по этапам развития. Сейчас в ней более 300 изделий. Это антикварный кузнецовский фаянс, изделия советского периода, авторские работы последних лет. Среди них немало уникальных шедевров: получавшая Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1937 году скульптура И.Фрих-Хара «Пушкин на диване», «Эпроновец» И.Чайкова, редчайшие авторские экземпляры «Оксаны с зеркалом» М.Холодной и «Цыганки» В.Филянской, «Охота на мамонта» Г. Садикова, получившая Серебряную медаль в 1962 году на международной выставке в Праге др. Многие произведения, присутствующие в музее «Конаковский Фаянс», находятся также и в фондах Русского музея, Государственного исторического музея, Государственного музея керамики в Кусково и других музеях страны: «Дон Кихот» Е.Гуревич, «Кошка на шаре» И.Ефимова, «Жирафёнок» В.Сергеева, скульптуры П.Кожина, Ш. Шуквани, работы А.Хихеевой, В. Шинкаренко, Беляковых, Г.Куприянова, А.Казанкова.

Благодаря предпринимателю Ольге Юрьевне Ярцевой и её уникальной коллекции, мы имеем возможность вспомнить историю нашего края, сохранить для будущих поколений память о людях, составивших его славу и гордость.

Музей "Конаковский фаянс"

10.00 - 18.00

Выходные дни: воскресенье, понедельник

Санитарный день: последний день месяца

Билет - 50 руб.


Основные задачи отдела - оказание информационных и сервисных услуг жителям города Конаково и Конаковского района.

Сервисные услуги:

  • предоставление компьютера для самостоятельной работы;
  • компьютерный набор деловых материалов, запись на электронные носители, печать;
  • сканирование и ксерокопирование документов;
  • ламинирование документов;
  • брошюровка;
  • предоставление помещения для проведения деловых конференций

Информационные услуги:

  • Федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты (СПС Консультант Плюс).
  • Поиск информации в ресурсах интернет.
  • Электронные СМИ. Газеты. Журналы.
  • Информация о юбилейных датах, знатных земляках, истории тверских предприятий.
  • Справочная служба «Горячая линия» для предпринимателей.
  • Отправка электронной отчетности в Пенсионный фонд
  • Консультирование по работе на компьютере, в сети интернет


Заведующая отделом: Рыжова Нина Анатольевна


6. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание

6.1. Справочно-библиографический аппарат библиотеки определяет оперативность и полноту поиска, раскрывает состав и содержание фонда.

Справочно-библиографический аппарат представлен:

1) Фондом справочных изданий: энциклопедии, справочники, словари;

2) Каталогами:

Алфавитный;

Систематический для среднего возраста;

Систематический для старшего возраста;

3) Картотеками:

Систематическая картотека статей;

Краеведческая картотека;

Тематические картотеки: стихов, заглавий и цитат;

Картотеки для руководителей детским чтением: картотека сценариев массовых мероприятий, картотека персоналий.


6.2. Справочно-библиографическое обслуживание

Виртуальной справочной службы в нашей библиотеке нет .


6.3. Библиографическое информирование (индивидуальное, групповое, массовое)
Заполните таблицу

Наименование

библиотеки



Индивидуальное инф-ние

Групповое инф-ние

Всего

абонентов

тем

абонентов

тем

абонентов

тем

7

7

7

7

Итого

7

7

7

7

Круг пользователей библиографического информирования разнообразен – это воспитатели дошкольных учреждений, педагоги дополнительного образования и др.

Основные темы информирования: массовая работа с детьми, нравственное воспитание, этикет, правила дорожного движения, народная игрушка, вязание, рукоделие.

Платных договорных отношений с абонентами информирования нет.

Учет абонентов ведется в картотеке информирования.

6.3.1. Фронтальное (массовое) информирование:

Массовое библиографическое информирование служит одним из средств пропаганды литературы, поступающей в библиотеку, а также раскрытия фонда библиотеки.

Выставки новых поступлений, выставки-просмотры -6:


  • «Здравствуй, а мы новенькие!»

  • «Увлекательные науки»

  • «Любимых книг цветущая поляна»

Выставки одного журнала:

- «Свирелька»

- «Знакомьтесь, журнал «Мурзилка»

- «Шишкин лес» - журнал про лес»
- Библиографические обзоры - 10:


  • С новой книгой в Новый год

  • Информина (новинки подростковой периодики)

  • Что читать о Сталинградской битве: обзор-рекомендация

  • Дети в военных шинелях: библиотечно-патриотический обзор

- Библиографическая продукция (информационные бюллетени, дайджесты, библиографические списки и др.):
- Бюллетень новых поступлений 2013 года [Текст] / МБУК «ЦБС Мариинского муниципального района», библиотека для детей и юношества; сост.: Иванова Ю.Н. – Мариинск, 2013. – 15 с. – 5 экз.
- Валентин Дмитриевич Берестов [Текст] : [к 85-летию со дня рождения] : закладка / МБУК «ЦБС Мариинского муниципального района», Библиотека для детей юношества; сост. Ю. Н. Иванова. – Мариинск, 2013. – 15 экз.
- Вера Васильевна Чаплина [Текст] : [к 105-летию со дня рождения] : закладка / МБУК «ЦБС Мариинского муниципального района», Библиотека для детей юношества; сост. Ю. Н. Иванова. – Мариинск, 2013. – 15 экз.
- Елена Александровна Благинина [Текст] : [к 110-летию со дня рождения] : закладка / МБУК «ЦБС Мариинского муниципального района», Библиотека для детей юношества; сост. Ю. Н. Иванова. – Мариинск, 2013. – 15 экз.
- Михаилу Пришвину 140 лет со дня рождения [Текст] : закладка / МБУК «ЦБС Мариинского муниципального района», Библиотека для детей юношества; сост. О. В. Зайцева. – Мариинск, 2013. – 15 экз.
- Памятные даты 2014 года[Текст] / МБУК «ЦБС Мариинского муниципального района», библиотека для детей и юношества; сост.: Иванова Ю.Н. – Мариинск, 2013. – 24 с. – 35 экз.
- Рыжие, гнедые, серые, вороные, или Такие разные лошади [Текст] : список литературы / МБУК «ЦБС Мариинского муниципального района, Библиотека для детей и юношества; сост. Ю. Н. Иванова. – Мариинск, 2013. – 5 экз.
- Сергей Михалков [Текст] : [к 100-летию со дня рождения] : закладка / МБУК «ЦБС Мариинского муниципального района», Библиотека для детей юношества; сост. Ю. Н. Иванова. – Мариинск, 2013. – 15 экз.
- 110 лет со дня рождения Сутеева Владимира Григорьевича [Текст] : закладка / МБУК «ЦБС Мариинского муниципального района», Библиотека для детей юношества; сост. Ю. Н. Иванова. – Мариинск, 2013. – 15 экз.
- Усачёв Андрей Алексеевич [Текст] : [к 55-летию] : закладка / МБУК «ЦБС

Мариинского муниципального района», Библиотека для детей юношества;

сост. Ю. Н. Иванова. – Мариинск, 2013. – 15 экз.
- Шарль Перро [Текст] : [к 385-летию со дня рождения] : закладка / МБУК «ЦБС Мариинского муниципального района», Библиотека для детей юношества; сост. О. В. Зайцева. – Мариинск, 2013. – 15 экз.
- Юбилей писателя – праздник для читателя! [Текст] : аннотированный список лит. для детей мл. и ср. шк. возр., руков. дет. чтения / МБУК «ЦБС Мариинского муниципального района», Библиотека для детей юношества; сост. Ю. Н. Иванова. – Мариинск, 2013. – 21 с. – 20 экз.
- Юбилей писателя – праздник для читателя! [Текст] : закладка / МБУК «ЦБС Мариинского муниципального района», Библиотека для детей юношества; сост. Ю. Н. Иванова. – Мариинск, 2013. – 40 экз.
- Дни информации – 3:

Книжный фуршет

На местном телевидении выходит рубрика «Библионовости», в рамках которой мы знакомим детей и подростков с новой литературой, поступившей в библиотеку . Таких сюжетов в 2013 году было 6.
6.5. Формирование основ информационной культуры

Библиотека для детей и юношества является центром культуры и чтения, которая, кроме всего прочего, предоставляет библиотечно-информационные ресурсы руководителям детского чтения, обучающимся и родителям в целях обеспечения учебного процесса и воспитательной работы, развития способностей, умений и навыков эффективного поиска, переработки и использования информации различного характера.

Главная задача библиотечных уроков - сделать так, чтобы у детей были знания и опыт работы в сфере информационной деятельности, то есть нужно:

Знакомить обучающихся со справочной и информационно-энциклопедической литературой и развивать способности и навыки самостоятельной работы с ними;

Учить детей пользоваться поисковыми системами для самостоятельного поиска информации в самых разных видах: книгах, журналах, Интернете, энциклопедиях, справочниках, словарях;

Закреплять интерес к разного рода информации в целях общего развития

При проведении библиотечных уроков использовались различные формы и методы работы: практические и самостоятельные занятия, путешествия, экскурсии, различного вида обзоры. Некоторые темы библиотечных уроков из года в год повторяются, но аудитория всегда разная, поэтому они просто дополняются и видоизменяются.
Показатели работы по формированию

информационной культуры личности

Наименование библиотеки



Уроки по формированию основ ИКЛ

Экскурсии

(познавательные)



Массовые мероприятия по формированию основ ИКЛ

кол-во уроков

кол-во человек

кол-во экск.

кол-во человек

Дни библиог-рафии

(кол-во)


Информины, конкурсы, игры и др.

(кол-во)


кол-во

посети


телей

Библиотека для детей и юношества

7

93

8

145

-

Всего

7

93

8

145

-

Темы библиотечных уроков:


- О чем не расскажет учебник: информационно-познавательный час;

Книга начинается…: урок-практикум;

Секреты алфавитного каталога: беседа;

Такая разная информация: информационный час;

Маленькое путешествие в историю книги: слайд-беседа;


6.5.1 . Совместно со школьными библиотекарями разрабатывается план по формированию основ информационной культуры.

6.5.2. Для ребят школьного возраста библиотечные уроки обязательно сопровождаются практическими занятиями. Такая форма проведения уроков заставляет наиболее серьезно воспринимать предложенный материал, ответственно выполнять все задания.

Книжкин дом и книжкина квартира; обзорная экскурсия

Учащихся 2 –х классов Гимназии №2 на библиотечном уроке «Книжкин дом и книжкина квартира» знакомились с расстановкой книжного фонда, с внутриполочными выставками, еще раз повторили правилами поведения в библиотеке, учились самостоятельно выбирать книги.
- От А до Я: библиотечно-библиографический час

На этот урок были приглашены ребята 3-го класса школы №4. Библиограф подготовила материал в виде устного путеводителя по библиотеке . Читатели знакомились с библиотечными терминами на каждую букву алфавита. Например. А - абонемент, Б - библиография, В - выставка , Г- грамоты (ребятам показали тематическую папку с копиями грамот и благодарственных писем, которые в течение года вручаются победителям различных библиотечных конкурсов и викторин), Д – день возвращенной книги (библиотекари рассказали о том, что нужно вовремя сдавать книги, чтобы не стать задолжником и какие меры принимаются для того, чтобы вернуть книги в библиотеку), К – картотека (ребята знакомились с картотекой экологических цитат в Уголке природы), П- периодика (библиограф провела мини-обзор детских журналов), С - справочные издания(ребят знакомили со справочным фондом библиотеки), У- Уголок природы (приглашение участвовать в литературно-экологических конкурсах), Ч – читальный зал (рассказали, что находится в читальном зале , как он работает).
6.5.3. Библиотека для детей и юношества работает с образовательными учреждениями города - Гимназией № 2, школами № 4, № 1, детскими садами «Счастливый островок», № 2 «Сказка», № 205 ОАО РЖД по следующим направлениям:

В помощь школьной программе;

Организация досуга детей.

Составляются тематические списки литературы, списки новых поступлений для школьных библиотек и учителей-предметников.

6.6. Сервисные библиографические услуги:

Создание библиографических описаний, индексирование,

аннотирование

Составление библиографических списков литературы


6.7. Формы и методы работы в области рекомендательной библиографии

Рекомендательная библиография литературы для детей призвана прежде всего удовлетворять информационно-библиографические запросы юных читателей, связанные с их познавательными потребностями. Библиографические издания должны привлекать внимание детей своим разнообразием оформления и подачи материала в них. Составление интересных библиографических пособий для детей – одна из составляющих работы библиографа .

В последнее время в практике работы нашей библиотеки хорошо зарекомендовали себя необычные формы библиографических пособий.

Например, на выставке в Уголке природы были помещены в импровизированном птичьем гнезде рекомендательные списки литературы о птицах в виде обложек книг В.Бианки. Г.Снегирева и др. Здесь же в августе к Медовому спасу была оформлена экспозиция «Портрет пчелы на книжной полке» с мини-обложками книг о пчелах. К году Лошади был напечатан список литературы на тему «Рыжие, гнедые, серые, вороные, или Такие разные лошади», который был помещен в импровизированные сани с бегущей лошадкой (на выставке поделок, изображающих лошадей).