3 января 2003 года православные Вятской страны отметили 375-летие со дня кончины блаженного Прокопия. Отметили торжественной службой, краеведческой конференцией. Но хочется понять главное: кем был блаженный Прокопий прошедшие столетия для Вятской земли, для вятчан?

После февральского переворота смута все сильнее захлестывала Россию, с корнем выворачивая устои национального бытия. 1917 год стал последним, когда память блаженного праздновалась по старому стилю. Почил-то святой Прокопий в конце декабря, а новый стиль "перетащил" ее в 1918 году уже на январь следующего, 1919 года. Даже в этих метаморфозах дат проявилось своеобразное юродство! Житие блаж. Прокопия, его небесное покровительство земле Вятской - подлинное чудо, тихое чудо русского православия. Даже имя "Прокопий" переводится с греческого как "опережающий", "успевающий". Действительно, святой Прокопий опередил свое время.

"Одр - земля, покров - небо..."

Блаженный явил себя миру в конце XVI века, когда подвиг юродства проявился на Руси с необычной силой. Как писал в начале XX века ключарь собора Василия Блаженного свящ.Иоанн Ковалевский, "...ни в какой другой стране подвиг юродства так не процветал, как в Древней Руси: в XIV, XV и XVI вв.". За это время в русских святцах можно найти не менее 10 юродивых (только прославленных!). А ведь во всех странах времен высшего расцвета христианства в V-X веках канонизированных юродивых можно насчитать вдвое меньше.

Прокопий родился в 1578 году в дер.Корякинской недалеко от главного вятского города Хлынова в крестьянской семье (или, как уважительно уточняется в одном из старинных житий, "художеством бяху земледельцы"). Господь сохранил имена родителей святого - Максим и Ирина. Детишек у них долго не было. Поэтому Прокопий стал желанным, вымоленным сыночком.

Рос младенец папе с мамой на утешение. Но в 12 лет с мальчиком случилось несчастье. Во время работы в поле его застала страшная гроза. Испуганный ураганом Прокопий упал с лошади и потерял сознание. С плачем молились Максим и Ирина свят.Николаю Чудотворцу о сыне, и тот очнулся. Но болезнь совсем не прошла. Мальчик, точно полоумный, рвал на себе рубашку и ходил нагим. Как тонко отметил вятский священник Сергий Гомаюнов, "безумство это не было притворным. Прокопий, по попущению Божию, ради славы будущих его подвигов подвергся демонскому нападению. Он увидел врага лицом к лицу. Можно предполагать, что это событие во многом определило его дальнейший жизненный путь".

Несчастные родители повезли больного отрока в г.Хлынов в Успенский монастырь, настоятель которого преп.Трифон отслужил молебен, окропив тяжко болящего святой водой. По молитвам преподобного мальчик получил исцеление.

Эта встреча стала воистину судьбоносной не только для двоих святых, но и для всей Вятской земли. Правда, поначалу после нее внешняя жизнь вновь вошла в привычное русло. В 17 лет, то есть примерно в 1595 году, Прокопий ушел в г.Слободской, где три года прислуживал священнику Екатерининской церкви о.Иллариону. А когда юноше исполнилось 20 лет, родители решили его женить (такая же история была в свое время и с преп.Трифоном!).

Но Прокопий видел свое предназначение совершенно в другом. Он ушел в Хлынов, где и начал юродствовать. По церковному преданию, и на отказ от женитьбы, и на крест юродства Прокопия благословил Трифон Вятский. Предание отразилось в акафистах, посвященных обоим святым. Так, в 1-м икосе акафиста блаж. Прокопию говорится: "Радуйся, от преподобного Трифона на путь спасения наставленный и благословенный".

Три десятилетия подвизался в Хлынове блаженный Прокопий, став живой легендой города. Шло время, Прокопий состарился, но по-прежнему не имел крыши над головой, спал где придется, ходил по улицам почти нагим, дареную одежду отдавал другим или рвал. Блаженный почти не разговаривал, поэтому многие его считали немым (только духовник юродивого священник Иоанн Калашников знал, что Прокопий мог изъясняться нормально, но юродивый просил скрывать это до своей смерти). Поначалу многие его считали полоумным, глумились над юродивым, били и издевались.

Однако постепенно стали замечать, что многие действия "безумного" прозорливы. Блаженный предсказывал недуг или смерть, исцелял от болезни (например, жену своего духовника). Если предузнавал о грядущем пожаре, то забирался на колокольню и звонил во все колокола.

Придя к сосланному в Хлынов боярину Михаилу Татищеву, Прокопий подавал узнику хлеб и воду, показывая через окошко, что вытащит его на свободу. И, действительно, вскоре опальный чиновник был освобожден. Однажды блаженный зашел в приказную избу и снял с воеводы Жемчужникова шапку. Воевода уступил ему свое место. Тогда Прокопий взял Жемчужникова за руку и увел его в арестантскую. И что же? Вскоре пришло царское повеление заточить воеводу за провинность.

В слободской Предтеченской церкви во время службы юродивый втолкнул в алтарь Корнилия Корсакова, который впоследствии стал священником, а позже игуменом Киприаном.

Жена вятского воеводы Александра Даниловича Приемникова-Ростовского Наталья очень почитала блаженного. Она приглашала его в свой дом, ухаживала за святым, угощала, одевала в чистые одежды. Но блаженный, уходя из гостей, разрывал подаренную одежду, валялся до того, пока снова не запачкается.

Для внешнего взора он умер неожиданно, но сам провидел свой последний час. 21 декабря 1627 года блаженный последний раз стоял у заутрени в Сретенской церкви, затем зашел на службу в храм женского Преображенского монастыря, где пробыл до отпуста. Затем святой отправился к Раздерихинскому оврагу, где после молитвы о вятских людях, о благостоянии святых церквей, о государе отошел ко Господу. Блаженного похоронили у северной стороны Успенского собора. За 15 лет до этого здесь же упокоился и преп.Трифон.

Два брата...

Начиная с XVII века, жития преп.Трифона и блаж.Прокопия неизменно на Вятке соседствовали в рукописных сборниках. Святые словно показывали: "Мы - два собрата. Как нас можно разделять?"

Об этом же единственное широко известное посмертное чудо блаж.Прокопия. 3 марта 1666 года одержимой нечистым духом девице Марфе Тимофеевой после усердной молитвы в Вятском Успенском монастыре (напомню: именно здесь покоятся преп.Трифон и блаж. Прокопий) явились два светоносных мужа. Они называли друг друга Трифоном и Прокопием и обещали болящей скорое исцеление. И она действительно вскоре выздоровела.

А вот после этого чуда - тишина. Было вообще непонятно, кем был Прокопий для вятчан, почитали ли они его. Но как-то я случайно нашел рукопись - не маститого ученого, не церковного историка - дипломную работу студентки вятского вуза С.Юферевой. И Божиим промыслом это тоскливое неведение для меня начало исчезать. Светлана пишет: у известного историка В.О.Ключевского еще в XIX веке хранилось рукописное Житие блаж.Прокопия, которое Ключевский датировал концом XVII века. И вот неожиданная версия С.Юферевой - блаженный был прославлен благочестивым вятским архиепископом Ионой (Барановым). Владыка Иона возглавлял Вятскую кафедру в 1675-1699 гг., он вошел в историю Вятки тем, что начал строить каменные храмы, был основателем ряда обителей, усердным молитвенником и почитателем святынь, собирателем вятского церковного предания. Одним из главных деяний архиеп. Ионы стало прославление преп.Трифона Вятского. Владыка Иона даже почил в день памяти преподобного - 8/21 октября, и у его гробницы вятчане постоянно служили панихиды (обо всем этом можно прочитать в очерке "Архиерейская дорожка", опубликованном в N 344 "Веры", 1999 год).

Подтвердится ли гипотеза о том, что владыка Иона прославил и блаж.Прокопия, покажут время, новые сведения. Но все-таки мнение Юферевой возникло отнюдь не на пустом месте и должно заставить нас лишний раз воспрянуть и посмотреть на свою историю с радостью...

Ведь того же преп.Трифона Вятского до середины XIX века почитали на Вятке очень скромно (даже день памяти преподобного 8/21 октября проходил практически незамеченным). Только в 1860-1870-е гг. в честь преподобного начали освящать храмовые престолы, повсеместно устраивать крестные ходы. Эта многолетняя напряженная миссионерская работа принесла в конце концов свои плоды: почитание святого Трифона возрастало, он стал воистину Вятским! Довершил дело 1912 год, когда без преувеличения вся Вятская страна отмечала 300-летие преставления преп.Трифона.

Преп.Трифон словно за руку повел своего младшего собрата, блаж. Прокопия, к нашим душам, словно спрашивая: "Для вас я Вятский? Так вот, Прокопий тоже Вятский!" На иконах святых стали изображать вместе. Такое соседство было ярче многих слов, оно стало свидетельством евангельской истины: "Ваши же блаженны очи, что видят" (Мф. 13, 16). Эти иконы распространялись во время крестных ходов, посвященных Трифону Вятскому.

В 1880-х годах в Успенском Трифоновом монастыре на отпустах стали постоянно произносить имена преп. Трифона и блаж.Прокопия. Такое новшество было столь необычно для пожилых священников, что они с большим трудом привыкали к нему (хотя справедливости ради надо сказать, что еще в Синодике слободского Богоявленского собора, ведущемся с XVII века, поминали "Прокопия юродивого").

Первым вятским архиереем, начавшим постоянно произносить на отпустах имена свв.Трифона и Прокопия, стал еп.Никон (Софийский). Вятскую кафедру возглавлял в 1901-1904 годах. Известен тем, что 28 мая 1908 года, будучи экзархом Грузии, принял мученическую кончину от рук террористов, которые нанесли ему восемь ран.

Но все-таки почитание блаженного Прокопия отставало от почитания Трифона лет на двадцать-тридцать и было более скромным, более тихим...

Мне кажется, распространялось оно во многом благодаря преп. Стефану (Куртееву). В конце 1880-х годов батюшку сослали в Успенский Трифонов монастырь из-за того, что он основал Александро-Невский Филейский монастырь, не имея письменного на то разрешения (владыка Аполлос (Беляев), устно благословивший создание обители, к тому времени скончался).

Но, как говорится, нет худа без добра. Находясь в ссылке в Успенском монастыре, отец Стефан мог вдохновлять там людей своим примером на молитвенные обращения к преп.Трифону и блаж.Прокопию. Батюшка черпал силы у своих предшественников, которые также претерпели злобу со стороны окружающих. Во время своего вынужденного затворничества (жил батюшка в специально построенной келье) преп.Стефан писал много духовных сочинений. Возможно, именно тогда составил и выпустил жития обоих святых.

Сочинения о.Стефана (Куртеева) были очень популярны и, конечно, посеяли немало благих зерен в сердцах вятчан. Причем о. Стефан не просто переложил Житие Прокопия, но и рассказал о блаженном Уаре, который жил в Вятке в первой половине XIX века и был похоронен в Успенском Трифоновом монастыре. Его могила у Трехсвятительской церкви находилась рядом с могилой другого юродивого - Антипы. Обе могилы верующие вятчане очень почитали, постоянно служили здесь панихиды (к сожалению, могилы не сохранились).

Так вот, блаженный Уар тоже ходил летом и зимой в одной рубахе и терпел 30-градусные морозы. Этот рассказ, пишет о.Стефан, нужен "для того, чтобы мы не сомневались в таком сверхъестественном подвиге блаженного Прокопия". В сильный морозный вечер, продолжает батюшка, Уар стучался в двери одного из домов, но его не пустили. Утром видели, как блаженный вылез из сугроба, где пролежал всю ночь...

Новые почитатели

Вторым миссионером во славу имени блаж.Прокопия стал священник с.Бобино Александр Флоров. Он не только продолжил дело преп. Стефана (Куртеева) и писал о блаженном, но решил сделать другое благое дело - построить храм на родине блаженного Прокопия, в дер.Митино.

Но самое главное - идею строительства горячо поддержал архиепископ Вятский и Слободской Алексий (Опоцкий). Надо сказать, о владыке Алексии, возглавлявшем кафедру в 1896-1901 годах, у вятчан осталась самая добрая память. Приезжавший через несколько лет в Вятку св. праведный Иоанн Кронштадтский, увидев портрет владыки, очень тепло отозвался о нем: "Мой знакомый, добрый симпатичный епископ".

Позже, уже служа на Тамбовской кафедре, владыка стал одним из восстановителей почитания св. праведной княгини Анны Кашинской, которое торжественно свершилось в 1909 году. Здесь стоит напомнить, что, хотя на Соборе Русской Церкви 1649 года было установлено почитание св.Анны, в Кашине освятили ее храм, а от мощей святой происходили многочисленные исцеления, в 1677 году ее имя вычеркнули из святцев. Официальное объяснение - пальцы княгини сложены в двоеперстие. Только при Государе-мученике Николае II почитание Анны Кашинской было восстановлено. На прославление приехала Великая княгиня Елизавета Феодоровна. А непосредственным организатором этих масштабных торжеств стал владыка Тамбовский Алексий (Опоцкий).

Это был огромный труд во славу Божию.

Своеобразным прологом к нему стали и вятские труды еп.Алексия, связанные с прославлением блаж.Прокопия. 21 мая (3 июня н. ст.) 1897 года после литургии в с.Бобино был совершен крестный ход в деревню Митино, на родину блаженного Прокопия. Это день особенный - начало Великорецкого крестного хода! И замечательно, что именно тогда в Митино при большом стечении народа и освятили часовню. А 17/30 сентября уже следующего, 1898 года еп. Алексий (Опоцкий) лично освятил первый на Вятской земле храм, посвященный блаженному (при храме, построенном усердием о.А.Флорова, также открыли второклассную школу).

Поистине промыслительно, что почил архиеп. Алексий в 1914 году 20 декабря, то есть накануне дня памяти блаженного Прокопия. Верим, что молитвами святого владыка сподобился стяжать Царствия Небесного...

И еще одна праведная кончина связана с именем блаженного. Впрочем, "верно слово: если мы с Ним умерли, то мы с Ним и оживем" (2 Тим. 2, 11). Спустя три недели после освящения храма Прокопия Вятского, 6/19 октября 1898 года, неожиданно, заболела острым воспалением легких настоятельница Слободского Христорождественского женского монастыря игумения Мария (Попова). Сестры обители молились об исцелении матушки, но она уже предвидела исход болезни, часто повторяя: "Не держите меня! домой пойду!.."

Через три дня, утром 9/22 октября, на следующий день после празднования памяти преп.Трифону Вятскому, игумения Мария тихо отошла в вечность. "Редким в мире и обителях приходится умирать такою тихою и мирною смертию", - писали современники о ее кончине.

Перед смертью игумения Мария благословила свою преемницу, матушку Олимпиаду, образом преп.Трифона и блаж.Прокопия (и случилось это, скорее всего, именно 8/21 октября, в день памяти преподобного). Сейчас эта икона с собственной надписью иг.Марии находится в Троицкой церкви г.Слободского.

Спустя несколько лет, в 1903 году, игуменья Олимпиада побывала в Сарове на прославлении батюшки Серафима. Там матушка была представлена Царской Семье, а Великим постом следующего, 1904 года игумению Олимпиаду вызвали в Петербург, где она была принята Императрицей Александрой Феодоровной. Матушка привезла Государыне в подарок образ преп. Трифона и блаженного Прокопия, написанный сестрами обители.

А 18/31 августа 1913 года в том же г.Слободском, но уже в мужском Крестовоздвиженском монастыре был освящен придел во имя преп. Трифона и блаж.Прокопия.

Жажда праздника

И все же упоминаемый выше еп.Никон (Софийский) упустил поистине исторический шанс сделать имена св.Трифона и Прокопия общим достоянием вятской православной жизни. В 1901 году Св. Синод начал, не побоюсь слова, великое дело. Всем епархиям было велено представить имена местночтимых святых, не занесенных в синодальные святцы. Занялись этим и на Вятке. Сведения собирались во всех благочиниях. Вот тогда и выяснилось, что блаж.Прокопия вместе с преп.Трифоном чтут в ряде сел Вятского, Глазовского и Уржумского уездов.

В 1903 году Синод выпустил "Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами общецерковно и местно". Были в нем и имена преп.Трифона и блаж. Прокопия. Но владыка Никон не довел начатое до конца, не разослал по приходам указание обязательно служить в дни памяти вятских святых.

Так что, к сожалению, почитание блаженного прочно не укоренилось. Наверное, было мало и таких деятельных искренних батюшек, как о.Александр Флоров. Да и сами верующие не взогревали в своих сердцах почитание Прокопия. В 1915 году прот.Иоанн Осокин писал: "Торжественное служение в день памяти блаж. Прокопию совершается, как нам известно, только в Вятском Трифоновом монастыре, во всех же других церквах совершается простодневное богослужение".

Вот так... Зато было отмечено 300-летие кончины св.Прокопия, которое пришлось на 1928 год. Отмечено, как положено, крестным ходом вокруг Успенского собора с участием духовенства Троицкого кафедрального и Спасского соборов. Все хорошо, благолепно, только вот все эти храмы были к тому времени захвачены... обновленцами. Сам лжемитрополит Александр Введенский собирался приехать на торжества.

А если взглянуть с другой стороны, блаженный и здесь поюродствовал, словно обращаясь к православным: "Может, хоть сейчас меня вспомните".

А вот потом уже было не до праздников. В 1940 году закрыли одну из главных святынь, связанных с блаж. Прокопием, - церковь в Митино. Для этого использовали стандартный сценарий: надавили на членов приходской двадцатки, заставив их написать отказные заявления. Итоги этой работы подытожены в бойком отчете: "Всего в двадцатке при митинской церкви состояло... 18 человек, из них 15 человек подали заявления об отказе,... один психически больной, двое по возрасту, более 70 лет, находятся в больнице".

Правда, в ноябре 1943 года верующие с.Бобино обратились к властям с просьбой открыть митинский храм. Православные настаивали: бобинскую церковь сломали в 1930-е годы, а митинская, находящаяся от села всего в 3,5 километрах, была в свое время построена именно на деньги бобинских прихожан. Прокопьевская церковь в военные годы не была снесена, в ней находилась школа. В феврале 1944 года кировский облисполком без лишних объяснений отказал в открытии храма.

Но как росточек пробивается сквозь мертвую толщу асфальта, так и имя блаженного Прокопия не ушло в небытие. Вновь, как и в начале XX века, протянулась ниточка между преп. Серафимом Саровским и вятским святым. Тогда, в 1903-м, вятские купцы-единоверцы, приехав с саровских торжеств в честь прославления преп.Серафима, решили построить храм святому. И построили, да такой, что любо-дорого глядеть. Но и он не избежал участи закрытия в годы гонений. К началу Великой Отечественной в Вятке не осталось ни одного действующего храма. Ни одного!

Но именно Серафимовскому собору с 1942 года суждено было на несколько десятилетий стать центром местной духовной жизни. Тогда, в день Тихвинской иконы Божией Матери, в храме после нескольких лет отслужили первую службу - и этот день чтится наравне с престольными праздниками.

Спустя годы в Серафимовском соборе обустроили нижний пещерный храм. И один из приделов посвятили преп.Трифону и блаж. Прокопию. Еще не было масштабного открытия и строительства храмов 1990-х годов, и такое освящение было важно - вятские святые благословляли вятских людей.

К сожалению, бесполезно искать в православной периодике свидетельства о помощи святого. Безмолвствует и церковное предание. Хотя, конечно, возможно, что какие-то рассказы до сих пор под спудом. Впрочем, может, главная причина в нас самих?

Если бы вы приехали 2 января 2002 года на всенощное бдение в вятский Успенский собор, где покоятся мощи блаженного, вас встретила бы полутемень. Двое служащих священников, с два десятка прихожан. Не праздник, а тоска. Но если бы через год вы попали в тот же Успенский собор, вы бы удивились перемене. 3 января 2003 года, в день памяти блаженного, литургию возглавлял архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф с сонмом духовенства. Собралось много верующих. Многая лета Вятскому владыке за то, что он понял жажду праздника и своим архипастырским решением превратил службу блаженному в подлинное торжество.

И еще. В конце XIX века при храме Прокопия Вятского была открыта школа. Вот и первый в нынешней Вятке православный детский сад и воскресная епархиальная школа наречены во имя блаженного Прокопия. Наверное, это промыслительно. "Не плотские дети, суть дети Божии" (Рим. 9, 8).

Только ребенок может встречать каждого с улыбкой. Никогда не забуду, как в Почаевской лавре мы, вятские паломники, поднимались после литургии из пещерного храма во имя св. Иова Почаевского. Наверх из этого храма ведет галерея, на стенах которой изображены все святые земли Русской в хронологическом порядке, начиная с девятого столетия. И так радостно было найти лики преп.Трифона Вятского и Леонида Устьнедумского. И блаженного Прокопия с веселой-веселой улыбкой... Вот так он встретит и нас, если будем достойны, в Царствии Небесном.

А.Маркелов

Автор будет благодарен за любые свидетельства о современном почитании блаженного Прокопия Вятского - за рассказы о случаях его молитвенной помощи; за сведения о храмах и иконах, ему посвященных, или о людях, нареченных в честь святого.

Писать можно по адресу: 610000, г.Киров (Вятка), главпочтамт, до востребования. А.В.Маркелову. E-mail:

В шести верстах от Хлынова, в деревне Корякинской, жил крестьянин Мак-сим Плушков. Он и жена его Ирина были люди благочестивые и богобояз-ненные, почтительные к духовному сану, милостивые к бедным. Не имея детей, Максим и Ирина усердно просили их у Господа, и Он услышал их молитвы: в 1578 году у них родился сын, которому во святом крещении нарекли имя Прокопий. С раннего возраста Прокопий отличался благочестием и усердно помогал своим родителям в их сельских работах. Когда отроку было 12 лет от роду, отец послал его один раз в поле на работу. Вдруг поднялась страшная буря. От грома и страшной молнии Прокопий упал с лошади на землю и лежал как мертвый. Увидели его бесчувственного соседи и известили родителей. Мак-сим и Ирина сильно скорбели о своем единственном сыне. Когда с плачем при-несли они его к себе в дом, сюда собрались родные и соседи. Родители Прокопия стали молиться Господу, призывая на помощь Пресвятую Богородицу и святого Николая угодника. В то время Прокопий как бы пробудился от сна, опомнился. Он вернулся к жизни, но с того времени находился в исступлении, раздирал на себе одежду и бросал ее на землю, ходил нагим. Тогда родители при-везли больного отрока в Вятскую обитель Успения Пресвятой Богоматери. В то время архимандритом монастыря был его основатель прп. Трифон (память 8/21 октября). Родители усердно молились Господу и Пречистой Его Матери за своего сына, призывали на помощь святителя Николая и прп. Сергия Радо-нежского. Припав к ногам преподобного Трифона, они просили его помолиться об исце-лении и вразумлении Прокопия. Отслужив молебен, прп. Трифон окропил больного святой водой, и он стал здоровым. С радостью возвратились его ро-дители в свой дом, прославляя Господа и Его угодника преподобного Трифона.

После исцеления Прокопий жил, как и до болезни, со своими родителями и во всем повиновался им.

Через некоторое время, получив от своих родителей благословение, Прокопий отправился в город Слободский. Здесь он поселился у священника Илариона, который служил при церкви святой великомученицы Екатерины, и жил у него три года, служа ему и послушно исполняя все его повеления. Когда блаженному Прокопию исполнилось 20 лет, родители стали думать о браке своего сына, но он не чувствовал никакой склонности к семейной жизни. Тайно от родителей святой удалился в Хлынов и воспринял на себя подвиг юродства Христа ради: он раздирал на себе одежды и бросал их на землю, ходил наг и бос. В своих подвигах он подражал святым Божиим: Андрею юродивому (+ ок. 936; память 2/15 октября), Прокопию Устюжскому (+ конец XIV или начало XV в.; память 8/21 июля) и Василию Блаженному Московскому (+ 1552; память 2/15 августа). От всего сердца возлюбив Господа, он отверг все земное стяжание и всякую славу земную. Каждый день обходил он городские церкви, тайно молился пред ними, ходил по улицам и городскому торгу. Блаженный наложил на себя под-виг молчания, и почти никто не слышал от него слова. Многие, считая его безумным, смеялись над ним, другие неразумные люди и уличные дети часто наносили ему побои. Ни слова не отвечал святой на издевательства и насмешки неразумных, с благодарением терпел побои, как будто они давались не его, а чужому телу. Никому из обидчиков своих он не мстил и молился Господу Богу о прощении им этого греха. Терпеливо переносил святой Порокопий и зимний холод, и летний зной, отдавал плоть свою на съедение комарам
и мошкам. Так подвизался он днем, а ночью со слезами покаяния непрестанно молился. Терпел голод и жажду. Никто не знал о молитвенных подвигах, великом смирении и незлобии блаженного Прокопия. Святой не имел постоянного пристанища и ночевал там, где заставала его ночь: на церковной паперти, на улице, в грязи или на куче навоза. У него не было ни рогожи, ни изголовья, ни одежды для покрова. Одром его была земля, а покровом — небо, как выра-жается жизнеописатель блаженного.

За такие подвиги Господь сподобил Своего угодника дара прозорливости. Святой Прокопий начал ходить по болящим города Хлынова. Если он видел, что больной должен выздороветь, то своими руками приподнимал с одра, ра-до-вался и веселился о нем. Если же провидел он, что больной выздороветь не может, то начинал плакать над ним, целовать его, складывал свои руки
на груди и знаками указывал готовиться к погребению. Не один раз блаженный Прокопий предсказывал об угрожавшем городу пожаре. Задолго до этого он под-нимался на колокольни, звонил в колокола, как бы в набат. Когда он хо-тел оповестить, что в город придут указы с требованием денежных сборов, то за много времени ходил по торгу, расстанавливал в ряд молодые деревца и, проходя, ударял их деревом же, изображая этим людей на правеже (взыскание долга с неисправных плательщиков посредством ударов палками по голеням, которое производилось на площади).

Вятский воевода князь Александр Ростовский и жена его Наталия были по-читателями блаженного. Видя, что предсказания его исполняются, князь часто призывал подвижника к себе в дом; княгиня своими руками обмывала тело святого и одевала его в новые сорочки, брала его с собою в церковь. Бла-женный, повинуясь им, некоторое время носил сорочки княгини, но вскоре опять их раздирал, бросал на землю и попирал ногами. И снова ходил нагой, как и раньше. Видя, что тело его обмыто от грязи, блаженный Прокопий ло-жился на землю, ходил по черным баням, по поварням и корчемницам го-рода до тех пор, пока тело его становилось черным, как было прежде. Бого-боязненные люди также нередко снабжали его одеждой, надевали обувь, но он то раздавал их нищим, то раздирал и бросал.

Чаще всего он приходил к церкви Вознесения Христова и молился здесь. Священник той церкви Иоанн Колачников был духовником Прокопия. Святой часто приходил к своему духовному отцу на исповедь. Тогда блаженный раз-решал себя от молчания и беседовал с духовником, как все люди, а не как юродивый. Каждый воскресный день он приобщался Святых Христовых Таин. И с клятвой заповедал блаженный своему духовному отцу никому не сказывать о том, что он говорит с ним, как и все другие люди, чтобы никто не знал о его добровольном подвиге Христа ради до тех пор, пока Господь не переселит его из сей жизни.

Провидя будущее, святой Порокопий предсказывал его без слов, но наглядным образом. В то время в вятской темнице заключен был опальный московский боярин Михаил Татищев. Блаженный Прокопий приходил к нему и приносил то хлеба, то воды. Боярин с радостью принимал приносимое и благодарил Господа за посещения святого. При этих посещениях блаженный тащил узника через окно или бил по замку тюрьмы, стучал в ее двери. Всем этим он давал знать о скором освобождении опального боярина. И пророчество вскоре сбылось. Пришел из Москвы царский указ: Татитщев был прощен и снова возвращен в Москву.

Раз пришел блаженный в приказную избу. Воевода князь Григорий Жемчуж-ников сидел тогда на своем месте. Святой Прокопий снял с его головы шапку и одел на себя. Тогда воевода уступил ему и свое место. Блаженный сел на мес-те его как судья. Потом взял князя за руку, вывел из приказной избы и привел к тюрьме, затворил его в ней и ушел. Через несколько дней по повелению царя воевода был посажен в тюрьму на неделю за какой-то проступок.

Пришел однажды святой Прокопий к своему духовному отцу священнику Иоанну. В это время у священника обедали, и кроме домашних был здесь сын его Иоанн, тоже священник. Посадили за стол и святого Прокопия. По окончании обеда блаженный взял нож и начал им махать над головой сына и подносить к его груди. Все были в ужасе, боялись, что он заколет священника, но, бросив нож на землю, святой обнял молодого священника и начал горько плакать над ним, как над умершим. Затем ушел. Через год сбылось пророчество подвижника: родственники закололи ножом до смерти того священника.

Однажды блаженный Прокопий пришел в город Слободской. Священник церкви во имя Иоанна Предтечи Иоанн Юмин вместе со своим маленьким сыном звонил к вечерне. Блаженный подошел к мальчику и взял его на руки, но тот с испуга заплакал. Отпустив его, Прокопий лег на землю, вытянул ноги, а руки сложил на груди. И вскоре после того мальчик помер. Жена этого свя-щенника Анисия сильно страдала от зубной боли. Священник, встретив блаженного в своей церкви, просил его: «Помолись, раб Божий, Господу, чтобы Он подал исцеление моей жене, страждущей от зубной боли». Блаженный вырвал свой зуб, подал ему и ясно сказал: «Возьми». И болезнь у жены священника прекратилась, когда она взяла тот зуб в свой рот.

В той же Предтеченской церкви было такое происшествие. Один юноша, по имени Корнилий Корсаков, пел за литургией. Святой Прокопий, подойдя к клиросу, встал рядом с ним, потом взял Корнилия за руку, повел его к цар-ским дверям и толкнул в алтарь. Через шесть лет Корнилий принял на себя сан священника, а после, когда овдовел, был игуменом Киприаном.

Так подвизался блаженный 30 лет. Господу было благоугодно открыть бла-женному о предстоящей кончине. Подвижник находился тогда в Хлынове; он стоял в одной церкви за утреней, потом перешел в женский монастырь и был здесь до конца богослужения. Из монастыря он вышел на Пятницкий мост и мо-лился. Перейдя его, он сел и отер свое тело снегом. Потом пришел под го-родскую башню, называемую Вышкой, обратился лицом на восток, снова усердно молился Богу и с миром предал Господу свою душу. Руки блаженного были молитвенно простерты. Узнав о кончине святого Прокопия, отец его ду-ховный Иоанн известил городского воеводу Никиту Борятинского и духо-венство города.

Один благочестивый человек, подьячий Симеон Павлов, попросил у воеводы и духовных властей позволения приготовить тело праведника к погребению, и тело почившего с честью было перенесено в его дом. Здесь со всем усердием облекли его в погребальные ризы. Собралось все духовенство города, жители с женами и с детьми, и все молились почившему праведнику: «О, преблаженне Прокопие! Помолись за нас прилежно Богу».

Святое и трудолюбное тело блаженного погребли в монастыре преподобного Трифона с северной стороны Успенского храма. Блаженная кончина свя-того Прокопия последовала 21 декабря 1627 года. Всего жития его было 50 лет, из ко-торых 30 лет он провел в подвиге юродства Христа ради.

В 1666 году одна девица из Слободского уезда Марфа Тимофеева была одержима нечистым духом. После усердной молитвы в Вятском Успенском мо-нас-тыре ей было видение: два светоносных мужа предстали перед ней, называя друг друга Трифоном и Прокопием, они обещали ей скорое исцеление, и она скоро избавилась от своего недуга. Так прославил Господь угодников Своих.


ЖИТИЕ ПРОКОПИЯ ВЯТСКОГО,

ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВОГО

В шести верстах от Хлынова, в деревне Корякинской, жил крестьянин Мак-сим Плушков. Он и жена его Ирина были люди благочестивые и богобояз-ненные, почтительные к духовному сану, милостивые к бедным. Не имея детей, Максим и Ирина усердно просили их у Господа, и Он услышал их молитвы: в 1578 году у них родился сын, которому во святом крещении нарекли имя Прокопий. С раннего возраста Прокопий отличался благочестием и усердно помогал своим родителям в их сельских работах. Когда отроку было 12 лет от роду, отец послал его один раз в поле на работу. Вдруг поднялась страшная буря. От грома и страшной молнии Прокопий упал с лошади на землю и лежал как мертвый. Увидели его бесчувственного соседи и известили родителей. Мак-сим и Ирина сильно скорбели о своем единственном сыне. Когда с плачем при-несли они его к себе в дом, сюда собрались родные и соседи. Родители Прокопия стали молиться Господу, призывая на помощь Пресвятую Богородицу и святого Николая угодника. В то время Прокопий как бы пробудился от сна, опомнился. Он вернулся к жизни, но с того времени находился в исступлении, раздирал на себе одежду и бросал ее на землю, ходил нагим. Тогда родители при-везли больного отрока в Вятскую обитель Успения Пресвятой Богоматери. В то время архимандритом монастыря был его основатель прп. Трифон (память 8/21 октября). Родители усердно молились Господу и Пречистой Его Матери за своего сына, призывали на помощь святителя Николая и прп. Сергия Радо-нежского. Припав к ногам преподобного Трифона, они просили его помолиться об исце-лении и вразумлении Прокопия. Отслужив молебен, прп. Трифон окропил больного святой водой, и он стал здоровым. С радостью возвратились его ро-дители в свой дом, прославляя Господа и Его угодника преподобного Трифона.

После исцеления Прокопий жил, как и до болезни, со своими родителями и во всем повиновался им.

Через некоторое время, получив от своих родителей благословение, Прокопий отправился в город Слободский. Здесь он поселился у священника Илариона, который служил при церкви святой великомученицы Екатерины, и жил у него три года, служа ему и послушно исполняя все его повеления. Когда блаженному Прокопию исполнилось 20 лет, родители стали думать о браке своего сына, но он не чувствовал никакой склонности к семейной жизни. Тайно от родителей святой удалился в Хлынов и воспринял на себя подвиг юродства Христа ради: он раздирал на себе одежды и бросал их на землю, ходил наг и бос. В своих подвигах он подражал святым Божиим: Андрею юродивому (+ ок. 936; память 2/15 октября), Прокопию Устюжскому (+ конец XIV или начало XV в.; память 8/21 июля) и Василию Блаженному Московскому (+ 1552; память 2/15 августа). От всего сердца возлюбив Господа, он отверг все земное стяжание и всякую славу земную. Каждый день обходил он городские церкви, тайно молился пред ними, ходил по улицам и городскому торгу. Блаженный наложил на себя под-виг молчания, и почти никто не слышал от него слова. Многие, считая его безумным, смеялись над ним, другие неразумные люди и уличные дети часто наносили ему побои. Ни слова не отвечал святой на издевательства и насмешки неразумных, с благодарением терпел побои, как будто они давались не его, а чужому телу. Никому из обидчиков своих он не мстил и молился Господу Богу о прощении им этого греха. Терпеливо переносил святой Порокопий и зимний холод, и летний зной, отдавал плоть свою на съедение комарам
и мошкам. Так подвизался он днем, а ночью со слезами покаяния непрестанно молился. Терпел голод и жажду. Никто не знал о молитвенных подвигах, великом смирении и незлобии блаженного Прокопия. Святой не имел постоянного пристанища и ночевал там, где заставала его ночь: на церковной паперти, на улице, в грязи или на куче навоза. У него не было ни рогожи, ни изголовья, ни одежды для покрова. Одром его была земля, а покровом — небо, как выра-жается жизнеописатель блаженного.

За такие подвиги Господь сподобил Своего угодника дара прозорливости. Святой Прокопий начал ходить по болящим города Хлынова. Если он видел, что больной должен выздороветь, то своими руками приподнимал с одра, ра-до-вался и веселился о нем. Если же провидел он, что больной выздороветь не может, то начинал плакать над ним, целовать его, складывал свои руки
на груди и знаками указывал готовиться к погребению. Не один раз блаженный Прокопий предсказывал об угрожавшем городу пожаре. Задолго до этого он под-нимался на колокольни, звонил в колокола, как бы в набат. Когда он хо-тел оповестить, что в город придут указы с требованием денежных сборов, то за много времени ходил по торгу, расстанавливал в ряд молодые деревца и, проходя, ударял их деревом же, изображая этим людей на правеже (взыскание долга с неисправных плательщиков посредством ударов палками по голеням, которое производилось на площади).

Вятский воевода князь Александр Ростовский и жена его Наталия были по-читателями блаженного. Видя, что предсказания его исполняются, князь часто призывал подвижника к себе в дом; княгиня своими руками обмывала тело святого и одевала его в новые сорочки, брала его с собою в церковь. Бла-женный, повинуясь им, некоторое время носил сорочки княгини, но вскоре опять их раздирал, бросал на землю и попирал ногами. И снова ходил нагой, как и раньше. Видя, что тело его обмыто от грязи, блаженный Прокопий ло-жился на землю, ходил по черным баням, по поварням и корчемницам го-рода до тех пор, пока тело его становилось черным, как было прежде. Бого-боязненные люди также нередко снабжали его одеждой, надевали обувь, но он то раздавал их нищим, то раздирал и бросал.

Чаще всего он приходил к церкви Вознесения Христова и молился здесь. Священник той церкви Иоанн Колачников был духовником Прокопия. Святой часто приходил к своему духовному отцу на исповедь. Тогда блаженный раз-решал себя от молчания и беседовал с духовником, как все люди, а не как юродивый. Каждый воскресный день он приобщался Святых Христовых Таин. И с клятвой заповедал блаженный своему духовному отцу никому не сказывать о том, что он говорит с ним, как и все другие люди, чтобы никто не знал о его добровольном подвиге Христа ради до тех пор, пока Господь не переселит его из сей жизни.

Провидя будущее, святой Порокопий предсказывал его без слов, но наглядным образом. В то время в вятской темнице заключен был опальный московский боярин Михаил Татищев. Блаженный Прокопий приходил к нему и приносил то хлеба, то воды. Боярин с радостью принимал приносимое и благодарил Господа за посещения святого. При этих посещениях блаженный тащил узника через окно или бил по замку тюрьмы, стучал в ее двери. Всем этим он давал знать о скором освобождении опального боярина. И пророчество вскоре сбылось. Пришел из Москвы царский указ: Татитщев был прощен и снова возвращен в Москву.

Раз пришел блаженный в приказную избу. Воевода князь Григорий Жемчуж-ников сидел тогда на своем месте. Святой Прокопий снял с его головы шапку и одел на себя. Тогда воевода уступил ему и свое место. Блаженный сел на мес-те его как судья. Потом взял князя за руку, вывел из приказной избы и привел к тюрьме, затворил его в ней и ушел. Через несколько дней по повелению царя воевода был посажен в тюрьму на неделю за какой-то проступок.

Пришел однажды святой Прокопий к своему духовному отцу священнику Иоанну. В это время у священника обедали, и кроме домашних был здесь сын его Иоанн, тоже священник. Посадили за стол и святого Прокопия. По окончании обеда блаженный взял нож и начал им махать над головой сына и подносить к его груди. Все были в ужасе, боялись, что он заколет священника, но, бросив нож на землю, святой обнял молодого священника и начал горько плакать над ним, как над умершим. Затем ушел. Через год сбылось пророчество подвижника: родственники закололи ножом до смерти того священника.

Однажды блаженный Прокопий пришел в город Слободской. Священник церкви во имя Иоанна Предтечи Иоанн Юмин вместе со своим маленьким сыном звонил к вечерне. Блаженный подошел к мальчику и взял его на руки, но тот с испуга заплакал. Отпустив его, Прокопий лег на землю, вытянул ноги, а руки сложил на груди. И вскоре после того мальчик помер. Жена этого свя-щенника Анисия сильно страдала от зубной боли. Священник, встретив блаженного в своей церкви, просил его: «Помолись, раб Божий, Господу, чтобы Он подал исцеление моей жене, страждущей от зубной боли». Блаженный вырвал свой зуб, подал ему и ясно сказал: «Возьми». И болезнь у жены священника прекратилась, когда она взяла тот зуб в свой рот.

В той же Предтеченской церкви было такое происшествие. Один юноша, по имени Корнилий Корсаков, пел за литургией. Святой Прокопий, подойдя к клиросу, встал рядом с ним, потом взял Корнилия за руку, повел его к цар-ским дверям и толкнул в алтарь. Через шесть лет Корнилий принял на себя сан священника, а после, когда овдовел, был игуменом Киприаном.

Так подвизался блаженный 30 лет. Господу было благоугодно открыть бла-женному о предстоящей кончине. Подвижник находился тогда в Хлынове; он стоял в одной церкви за утреней, потом перешел в женский монастырь и был здесь до конца богослужения. Из монастыря он вышел на Пятницкий мост и мо-лился. Перейдя его, он сел и отер свое тело снегом. Потом пришел под го-родскую башню, называемую Вышкой, обратился лицом на восток, снова усердно молился Богу и с миром предал Господу свою душу. Руки блаженного были молитвенно простерты. Узнав о кончине святого Прокопия, отец его ду-ховный Иоанн известил городского воеводу Никиту Борятинского и духо-венство города.

Один благочестивый человек, подьячий Симеон Павлов, попросил у воеводы и духовных властей позволения приготовить тело праведника к погребению, и тело почившего с честью было перенесено в его дом. Здесь со всем усердием облекли его в погребальные ризы. Собралось все духовенство города, жители с женами и с детьми, и все молились почившему праведнику: «О, преблаженне Прокопие! Помолись за нас прилежно Богу».

Святое и трудолюбное тело блаженного погребли в монастыре преподобного Трифона с северной стороны Успенского храма. Блаженная кончина свя-того Прокопия последовала 21 декабря 1627 года. Всего жития его было 50 лет, из ко-торых 30 лет он провел в подвиге юродства Христа ради.

В 1666 году одна девица из Слободского уезда Марфа Тимофеева была одержима нечистым духом. После усердной молитвы в Вятском Успенском мо-нас-тыре ей было видение: два светоносных мужа предстали перед ней, называя друг друга Трифоном и Прокопием, они обещали ей скорое исцеление, и она скоро избавилась от своего недуга. Так прославил Господь угодников Своих.

Прокопий Вятский, Христа ради Юродивый

В шести верстах от Хлынова, в деревне Корякинской, жил крестьянин Максим Плушков. Он и жена его Ирина были люди благочестивые и богобоязненные, почтительные к духовному сану, милостивые к бедным. Не имея детей, Максим и Ирина усердно просили их у Господа, и Он услышал их молитвы: в 1578 году у них родился сын, которому во святом крещении нарекли имя Прокопий. С раннего возраста Прокопий отличался благочестием и усердно помогал своим родителям в их сельских работах. Когда отроку было 12 лет от роду, отец послал его один раз в поле на работу. Вдруг поднялась страшная буря. От грома и страшной молнии Прокопий упал с лошади на землю и лежал как мертвый. Увидели его бесчувственного соседи и известили родителей. Максим и Ирина сильно скорбели о своем единственном сыне. Когда с плачем принесли они его к себе в дом, сюда собрались родные и соседи. Родители Прокопия стали молиться Господу, призывая на помощь Пресвятую Богородицу и святого Николая угодника. В то время Прокопий как бы пробудился от сна, опомнился. Он вернулся к жизни, но с того времени находился в исступлении, раздирал на себе одежду и бросал ее на землю, ходил нагим. Тогда родители привезли больного отрока в Вятскую обитель Успения Пресвятой Богоматери. В то время архимандритом монастыря был его основатель прп. Трифон (память 8/21 октября). Родители усердно молились Господу и Пречистой Его Матери за своего сына, призывали на помощь святителя Николая и прп. Сергия Радонежского. Припав к ногам преподобного Трифона, они просили его помолиться об исцелении и вразумлении Прокопия. Отслужив молебен, прп. Трифон окропил больного святой водой, и он стал здоровым. С радостью возвратились его родители в свой дом, прославляя Господа и Его угодника преподобного Трифона.

После исцеления Прокопий жил, как и до болезни, со своими родителями и во всем повиновался им.

Через некоторое время, получив от своих родителей благословение, Прокопий отправился в город Слободский. Здесь он поселился у священника Илариона, который служил при церкви святой великомученицы Екатерины, и жил у него три года, служа ему и послушно исполняя все его повеления. Когда блаженному Прокопию исполнилось 20 лет, родители стали думать о браке своего сына, но он не чувствовал никакой склонности к семейной жизни. Тайно от родителей святой удалился в Хлынов и воспринял на себя подвиг юродства Христа ради: он раздирал на себе одежды и бросал их на землю, ходил наг и бос. В своих подвигах он подражал святым Божиим: Андрею юродивому († ок. 936; память 2/15 октября), Прокопию Устюжскому († конец XIV или начало XV в.; память 8/21 июля) и Василию Блаженному Московскому († 1552; память 2/15 августа). От всего сердца возлюбив Господа, он отверг все земное стяжание и всякую славу земную. Каждый день обходил он городские церкви, тайно молился пред ними, ходил по улицам и городскому торгу. Блаженный наложил на себя подвиг молчания, и почти никто не слышал от него слова. Многие, считая его безумным, смеялись над ним, другие неразумные люди и уличные дети часто наносили ему побои. Ни слова не отвечал святой на издевательства и насмешки неразумных, с благодарением терпел побои, как будто они давались не его, а чужому телу. Никому из обидчиков своих он не мстил и молился Господу Богу о прощении им этого греха. Терпеливо переносил святой Порокопий и зимний холод, и летний зной, отдавал плоть свою на съедение комарам и мошкам. Так подвизался он днем, а ночью со слезами покаяния непрестанно молился. Терпел голод и жажду. Никто не знал о молитвенных подвигах, великом смирении и незлобии блаженного Прокопия. Святой не имел постоянного пристанища и ночевал там, где заставала его ночь: на церковной паперти, на улице, в грязи или на куче навоза. У него не было ни рогожи, ни изголовья, ни одежды для покрова. Одром его была земля, а покровом - небо, как выражается жизнеописатель блаженного.

За такие подвиги Господь сподобил Своего угодника дара прозорливости. Святой Прокопий начал ходить по болящим города Хлынова. Если он видел, что больной должен выздороветь, то своими руками приподнимал с одра, радовался и веселился о нем. Если же провидел он, что больной выздороветь не может, то начинал плакать над ним, целовать его, складывал свои руки на груди и знаками указывал готовиться к погребению. Не один раз блаженный Прокопий предсказывал об угрожавшем городу пожаре. Задолго до этого он поднимался на колокольни, звонил в колокола, как бы в набат. Когда он хотел оповестить, что в город придут указы с требованием денежных сборов, то за много времени ходил по торгу, расстанавливал в ряд молодые деревца и, проходя, ударял их деревом же, изображая этим людей на правеже (взыскание долга с неисправных плательщиков посредством ударов палками по голеням, которое производилось на площади).

Вятский воевода князь Александр Ростовский и жена его Наталия были почитателями блаженного. Видя, что предсказания его исполняются, князь часто призывал подвижника к себе в дом; княгиня своими руками обмывала тело святого и одевала его в новые сорочки, брала его с собою в церковь. Блаженный, повинуясь им, некоторое время носил сорочки княгини, но вскоре опять их раздирал, бросал на землю и попирал ногами. И снова ходил нагой, как и раньше. Видя, что тело его обмыто от грязи, блаженный Прокопий ложился на землю, ходил по черным баням, по поварням и корчемницам города до тех пор, пока тело его становилось черным, как было прежде. Богобоязненные люди также нередко снабжали его одеждой, надевали обувь, но он то раздавал их нищим, то раздирал и бросал.

Чаще всего он приходил к церкви Вознесения Христова и молился здесь. Священник той церкви Иоанн Колачников был духовником Прокопия. Святой часто приходил к своему духовному отцу на исповедь. Тогда блаженный разрешал себя от молчания и беседовал с духовником, как все люди, а не как юродивый. Каждый воскресный день он приобщался Святых Христовых Таин. И с клятвой заповедал блаженный своему духовному отцу никому не сказывать о том, что он говорит с ним, как и все другие люди, чтобы никто не знал о его добровольном подвиге Христа ради до тех пор, пока Господь не переселит его из сей жизни.

Провидя будущее, святой Прокопий предсказывал его без слов, но наглядным образом. В то время в вятской темнице заключен был опальный московский боярин Михаил Татищев. Блаженный Прокопий приходил к нему и приносил то хлеба, то воды. Боярин с радостью принимал приносимое и благодарил Господа за посещения святого. При этих посещениях блаженный тащил узника через окно или бил по замку тюрьмы, стучал в ее двери. Всем этим он давал знать о скором освобождении опального боярина. И пророчество вскоре сбылось. Пришел из Москвы царский указ: Татищев был прощен и снова возвращен в Москву.

Раз пришел блаженный в приказную избу. Воевода князь Григорий Жемчужников сидел тогда на своем месте. Святой Прокопий снял с его головы шапку и одел на себя. Тогда воевода уступил ему и свое место. Блаженный сел на месте его как судья. Потом взял князя за руку, вывел из приказной избы и привел к тюрьме, затворил его в ней и ушел. Через несколько дней по повелению царя воевода был посажен в тюрьму на неделю за какой-то проступок.

Пришел однажды святой Прокопий к своему духовному отцу священнику Иоанну. В это время у священника обедали, и кроме домашних был здесь сын его Иоанн, тоже священник. Посадили за стол и святого Прокопия. По окончании обеда блаженный взял нож и начал им махать над головой сына и подносить к его груди. Все были в ужасе, боялись, что он заколет священника, но, бросив нож на землю, святой обнял молодого священника и начал горько плакать над ним, как над умершим. Затем ушел. Через год сбылось пророчество подвижника: родственники закололи ножом до смерти того священника.

Однажды блаженный Прокопий пришел в город Слободской. Священник церкви во имя Иоанна Предтечи Иоанн Юмин вместе со своим маленьким сыном звонил к вечерне. Блаженный подошел к мальчику и взял его на руки, но тот с испуга заплакал. Отпустив его, Прокопий лег на землю, вытянул ноги, а руки сложил на груди. И вскоре после того мальчик помер. Жена этого священника Анисия сильно страдала от зубной боли. Священник, встретив блаженного в своей церкви, просил его: «Помолись, раб Божий, Господу, чтобы Он подал исцеление моей жене, страждущей от зубной боли». Блаженный вырвал свой зуб, подал ему и ясно сказал: «Возьми». И болезнь у жены священника прекратилась, когда она взяла тот зуб в свой рот.

В той же Предтеченской церкви было такое происшествие. Один юноша, по имени Корнилий Корсаков, пел за литургией. Святой Прокопий, подойдя к клиросу, встал рядом с ним, потом взял Корнилия за руку, повел его к царским дверям и толкнул в алтарь. Через шесть лет Корнилий принял на себя сан священника, а после, когда овдовел, был игуменом Киприаном.

Так подвизался блаженный 30 лет. Господу было благоугодно открыть блаженному о предстоящей кончине. Подвижник находился тогда в Хлынове; он стоял в одной церкви за утреней, потом перешел в женский монастырь и был здесь до конца богослужения. Из монастыря он вышел на Пятницкий мост и молился. Перейдя его, он сел и отер свое тело снегом. Потом пришел под городскую башню, называемую Вышкой, обратился лицом на восток, снова усердно молился Богу и с миром предал Господу свою душу. Руки блаженного были молитвенно простерты. Узнав о кончине святого Прокопия, отец его духовный Иоанн известил городского воеводу Никиту Борятинского и духовенство города.

Один благочестивый человек, подьячий Симеон Павлов, попросил у воеводы и духовных властей позволения приготовить тело праведника к погребению, и тело почившего с честью было перенесено в его дом. Здесь со всем усердием облекли его в погребальные ризы. Собралось все духовенство города, жители с женами и с детьми, и все молились почившему праведнику: «О, преблаженне Прокопие! Помолись за нас прилежно Богу».

Святое и трудолюбное тело блаженного погребли в монастыре преподобного Трифона с северной стороны Успенского храма. Блаженная кончина святого Прокопия последовала 21 декабря 1627 года. Всего жития его было 50 лет, из которых 30 лет он провел в подвиге юродства Христа ради.

В 1666 году одна девица из Слободского уезда Марфа Тимофеева была одержима нечистым духом. После усердной молитвы в Вятском Успенском монастыре ей было видение: два светоносных мужа предстали перед ней, называя друг друга Трифоном и Прокопием, они обещали ей скорое исцеление, и она скоро избавилась от своего недуга. Так прославил Господь угодников Своих.

Из книги В начале было Слово. Проповеди автора Павлов Иоанн

17. Святой блаженный Симеон, Христа ради юродивый Святой Симеон жил в VI веке. Он был родом из Сирии и происходил из богатой знатной семьи. Когда ему было тридцать лет, он совершал паломничество в Палестину, в святой город Иерусалим. И вот Благодать Святой земли так сильно на

Из книги Отцы-святогорцы и святогорские истории автора Старец Паисий Святогорец

Из книги Русские святые. Декабрь-Февраль автора Автор неизвестен

Старец Константин Христа ради юродивый Незлобивый и молчаливый Христа ради юродивый старец Константин (Ангелис) родился 10 февраля 1898 года в Додонской Календце, что в Эпире. Его отца звали Ставрос, а мать - Анфула. Нам неизвестны подробности первых лет его монашеской

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Михаил Клопский, преподобный, Христа ради юродивый В 15 верстах к юго-западу от Великого Новгорода, в трех верстах к западу от озера Ильменя, на реке Веряже, стоит небольшой древний монастырь во имя Пресвятой Троицы, называемый Клопским. Здесь в XV веке подвизался и почил

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Николай Кочанов, Христа ради юродивый, Новгородский Блаженный Николай Кочанов жил в XIV веке. Он родился в Новгороде в богатой и знатной семье Максима и Иулиании. С юности святой Николай отличался глубоким благочестием, усердно посещал храм Божий, любил пост и молитву,

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Исидор, Христа ради юродивый, Ростовский чудотворец Блаженный Исидор родился в Германии, в окрестностях, вероятно Бреннабора (или Браннибора, ныне - Бранденбург) в богатой славянской семье католического вероисповедания и, как говорит предание, был родственником

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Праведный Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец (+ 1303) Память его празднуется 8 июля в день преставления и 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1547 и 1549 гг.Св. праведный Прокопий был немец из города Любека. С немецкими

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Блаженный Прокопий Вятский, Христа ради юродивый (+ 1628) Память его празднуется 21 дек. в день преставленияСв. блаженный Прокопий был сыном вятских благочестивых крестьян Максима и Ирины. Он был сыном, вымоленным ими у Бога. Когда ему было 12 лет, он однажды, работая в поле, был

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Поучение 2-е. Св. Андрей, Христа ради юродивый (О любостяжании) I. Св. Андрей, Христа ради юродивый, память коего совершается ныне, был тот самый муж, который, во время нашествия сарацин на Константинополь, видел святую Богородицу во влахернском храме. Он был славянин и служил

Из книги автора

Андрей, Христа ради юродивый (+936) Блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был славянин и жил в Х веке в Константинополе. С юных лет он полюбил храм Божий и Священные книги. Однажды в сонном видении блаженный увидел два войска. В одном были мужи в светлых одеждах, в другом –

Из книги автора

ВАСИЛИЙ, Христа ради юродивый инок Спасокаменного монастыря, бывшего на озере Кубенском. Обстоятельства жизни его неизвестны, ибо пожар истребил (1472 г.) монастырские архивы. Гробница Василия и поныне видна под церковию Спаса, в палатке (64) Ист. Росс. Иер. IV,

Из книги автора

ИОАНН, блаженный, Христа ради юродивый Устюжский родился в селе Опухове на берегу реки Сухоны у древнего Устюга от благочестивых родителей, земледельцев, Саввы и Наталии. Из села Опухова родители Иоанна переселились за 30 верст от Устюга в город Орелец на реку Юг. Там по

Из книги автора

ЛАВРЕНТИЙ, блаженный Христа ради юродивый, Калужский преставился 1515 г. августа 10. Мощи Лаврентия почивают в монастыре, названном по его имени Лаврентьевским. - Этот монастырь находится в двух верстах от города Калуги; основан около половины XVI века, но кем, неизвестно; в

Из книги автора

ПРОКОПИЙ, святый, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец почитается древнейшим из чудотворцев святых Устюжских, родом Варяг, богатый купец. В бытность его в Новгороде по делам торговым, пленился он благолепием церквей и обрядов Грекороссийского богослужения.

Из книги автора

ПРОКОПИЙ, преподобный, Христа ради юродивый преставился 1628 г. декабря 21. Мощи его почивают под спудом в Успенском Трифоновом монастыре, в Вятке. Память ему местно творится 21 декабря (269) Ист. Росс. Иер. VI,

Из книги автора

СИМОН блаженный, Христа ради юродивый, Юрьевецкий родился на берегах Волги, недалеко от Юрьевца Поволжского, от благочестивых поселян Иродиона и Марии. Тайно ушел он из дома родительского и долго скитался по местам пустынным. Раз поселяне селения Ялнатского увидели в